ОД.09 Физика Л-23

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального
образования общеобразовательной дисциплины «Физика», и на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (Гайжутене Е. И., Сакова В.В., Цыганкова П. В., Яшина Г. Е.),
2022 г.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
Свердловской области «Богдановичский политехникум»

образовательное

учреждение

Автор:
Черданцева Тамара Исаевна, преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «БПТ»
Программа рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО
«БПТ»
Протокол №10 от 29.06.2023
Председатель цикловой комиссии Евсеенко О.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «Физика» ................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................... 14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...... 22
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............... 23

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «ФИЗИКА» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

(по видам)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
 овладение специфической системой физических понятий, терминологией
и символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез,
проведение эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений
формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости
реализации профессиональной направленности решаемых задач, учѐта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1
Дисциплинарные2
- сформировать представления о роли и месте фиВ части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастер- зики и астрономии в современной научной картиства, трудолюбие;
не мира, о системообразующей роли физики в раз- готовность к активной деятельности технологи- витии естественных наук, техники и современных
ческой и социальной направленности, способность технологий, о вкладе российских и зарубежных
инициировать, планировать и самостоятельно вы- ученых-физиков в развитие науки; понимание фиполнять такую деятельность;
зической сущности наблюдаемых явлений микро- интерес к различным сферам профессиональной мира, макромира и мегамира; понимание роли асдеятельности,
трономии в практической деятельности человека и
Овладение универсальными учебными позна- дальнейшем научно-техническом развитии, роли
физики в формировании кругозора и функциовательными действиями:
а) базовые логические действия:
нальной грамотности человека для решения прак- самостоятельно формулировать и актуализиро- тических задач;
вать проблему, рассматривать еѐ всесторонне;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
- устанавливать существенный признак или осно- явно заданной физической моделью, используя
вания для сравнения, классификации и обобщения; физические законы и принципы; на основе анализа
- определять цели деятельности, задавать парамет- условия задачи выбирать физическую модель, выры и критерии их достижения;
делять физические величины и формулы, необхо- выявлять закономерности и противоречия в рас- димые для ее решения, проводить расчеты и оцесматриваемых явлениях;
нивать реальность полученного значения физиче- вносить коррективы в деятельность, оценивать ской величины; решать качественные задачи, высоответствие результатов целям, оценивать риски страивая логически непротиворечивую цепочку
последствий деятельности;
рассуждений с опорой на изученные законы, зако- развивать креативное мышление при решении номерности и физические явления;
жизненных проблем
- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физичеб) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и ские процессы (связанными с механическим дви-

1 Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022 для базового и уг-

лубленного уровня обучения
5

проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной
и социальной практике

жением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
строением вещества, тепловыми процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и
волнами; оптическими явлениями; квантовыми
явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими
астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах,
в звездных системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- сформировать умения применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде, движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии,
закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый
закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической
цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, за6

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 1.1. Выполнять операции по
осуществлению перевозочного
процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитив-

кон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон
радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении
физических задач

7

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
ПК 3.1. Организовывать работу
персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными
организациями

ных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, посто-

- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые
и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя
физические теории, законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила безопасного труда
при проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования;
сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний

8

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде
ПК 2.1. Организовывать работу
персонала по планированию и
организации
перевозочного
процесса.

янно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно
оценивать вклад каждого из участников группы в
решение рассматриваемой проблемы

9

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
ПК 1.3. Оформлять документы,
регламентирующие
организацию перевозочного процесса

- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество
и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической
науке;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жиз-

- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при
нагревании (охлаждении), тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней
кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде,
связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и
10

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика

ни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование
системы
значимых
ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначе-

движущийся заряд, электромагнитные колебания и
волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция
и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования

11

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы
бережливого производства, эф-

нием;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной
и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологиче-

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
12

фективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативноправовых документов

ских проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике

приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования;

13

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
1. Основное содержание

Объѐм
в часах
144
84

в т. ч.:
теоретическое обучение

62

лабораторные занятия

10

контрольные работы

12

2. Профессионально-ориентированное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

лабораторные занятия

18

3. Консультации

8

4. Промежуточная аттестация (экзамен)

6

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем

1
Введение.
Физика и методы
научного познания

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект (если предусмотрены)

Объем
часов

2
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в
процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики
при освоении профессий и специальностей СПО3.

3
2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК 03
ОК 05

Раздел 1. Механика
14(4/-)4
4
Тема 1.1
Содержание учебного материала:
Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение
с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела.
2
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
Основы динамики Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
4
Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Законы сохранения в Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Меха-

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.1

3

Профессионально ориентированные элементы содержания выделены курсивом
В скобках указано количество часов, выделенных на реализацию профессионально ориентированного содержания (теоретические занятия/лабораторные работы)
4

15

механике

ническая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики.
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
26 (10/2)
6
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Основы молекулярно Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и ато- кинетической тео-мов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.
рии
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное
уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд.
Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов
2
4
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Основы термодина-Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как
мики
формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты.
Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы
6
Тема 2.3
Содержание учебного материала:
Агрегатные состоя- Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительния вещества и фа- ная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кизовые
пение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества.
переходы
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия
поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика
твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная)
деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объѐмного расширения. Учет расширения в технике.
Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 2.2

16

в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых
тел
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №2. Определение влажности воздуха
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
2
Раздел 3. Электродинамика
48 (10/14)
6
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и
разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости конденсаторов
6
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока
тока
и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость
электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент
сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента сопротивления
меди.
Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3

2
2
2
17

тока.
2
Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного соединений проводников.
2
Лабораторная работа №7 Изучение законов параллельного соединений проводников.
Лабораторная работа №8 Исследование зависимости мощности лампы накаливания
от напряжения на еѐ зажимах.
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
2
4
Тема 3.3 Электриче- Содержание учебного материала:
ский ток в различных Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
средах
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и
примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитно2
Магнитное поле
го поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера.
Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и еѐ влияние на Землю. Магнитные бури
2
Решение задач с профессиональной направленностью
4
Тема 3.5 Электро-Содержание учебного материала:
магнитная индукция Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №9 Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
2
Раздел 4. Колебания и волны
16 (4/2)
2
Тема 4.1 Механиче-Содержание учебного материала:

ОК 01
18

ские колебания
волны

и Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и
его применение

Тема 4.2 Электро-Содержание учебного материала:
магнитные колеба-Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.
ния и волны
Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих
электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного
тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн
Решение задач с профессиональной направленностью

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 2.2
6

2

Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №10 Изучение работы трансформатора
Контрольная работа № 4 «Колебания и волны»
2
Раздел 5. Оптика
20 (4/2)
2
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение
линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещѐнность. Законы освещенности
2
Решение задач с профессиональной направленностью

Тема 5.2

Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №11 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.3

2
4
19

свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света.
Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное
излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №12 Определение длины световой волны с помощью дифракцион2
ной решетки.
Лабораторная работа №13 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
2
Контрольная работа № 5 «Оптика»
2
Тема 5.3
Содержание учебного материала:
1
Специальная теория Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
12 (2/-)
3
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей
Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и
Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний
фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта
4
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и атом- Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерноного ядра
сти в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель
атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект
массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление
тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.
Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применеВолновые
света

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 3.1

20

ние. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
Строение Солнечной Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы.
системы
Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звѐзд
Тема 7.2
Содержание учебного материала:
Эволюция Вселенной Звѐзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и
эволюции Солнца и звѐзд. Этапы жизни звѐзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы
галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла.
Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №14. Изучение карты звездного неба
Консультации
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:

2
6

1

1

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

2
8
6
144

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных
занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль

21

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
 локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
 лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
 лицензионное антивирусное программное обеспечение;
 лицензионное специализированное программное обеспечение;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций : базовый и углубл. уровни /
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский ; под ред. Н.А. Парфентьевой. 8-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 432 с. : ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-078175-6.
2. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций : базовый и углубл. уровни /
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин ; под ред. Н.А. Парфентьевой. 9-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 432 с. : [4] л. ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-078631-7.
Электронные издания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

22

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ГАПОУ СО «БПТ», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию
обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации
регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам СПО» Богдановичского
политехникума.
Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из видов
учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики
учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить результаты освоения дисциплины. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «БПТ» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений основным показателям результатов подготовки.
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется как среднее арифметическое всех оценок индивидуальных образовательных достижений, полученных обучающимся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Итоговые оценки выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:

Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

23

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/
профессиональная
компетенция
ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ПК 5.2

ОК 2, ОК 3, ОК 4
ПК 5.2
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 9, ОК 10
ПК 2.2 ПК 5.2
ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 8

Раздел/Тема

Тема 1.3 Тема 2.1 Тема 2.2
Тема 2.3 Тема 3.1 Тема 3.2
Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.1
Тема 2.3 Тема 3.2 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.2 Тема 6.2
Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 3.1
Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.1 Тема 5.2
Тема 7.2
Все темы

24

Тип оценочных мероприятий

Решение задач с профессиональной направленностью

Выполнение практических работ
Выполнение лабораторных работ

Выполнение заданий экзаменационной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».