ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение
к программе СПО 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте
(по видам)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
ДиректооХАПОУ GO «БПТ»
*
«

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «Основы философии»

Специальность 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте
(по видам)
Форма обучения очная, Л-22
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Уровень подготовки базовый

2022

Тришевский
2022 г.

Программа рассмотрена на заседании
ПЦК технического профиля ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № / 7
от « _ ^ ^ »
2022 г.
Председатель
едатедь циклово]
цикловой комиссии
, £ / / / ( Е.В.(.Снежкова

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам) утвержденного приказом Минобрнауки
РФ от 22 апреля 2014 г. №376 (далее - ФГОС СПО), примерной основной
образовательной программы по соответствующей специальности, зарегистрированной в
государственном реестре примерных основных образовательных программ от 31 марта
2017 г. №15.02.12-170331.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
Свердловской области «Богдановичский политехникум»

образовательное

учреждение

Автор:
Евсеенко О.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1Л. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01
«Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование общих
компетенций по ФГОС по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК.02 - ОК.07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код
ОК,ЛР
ОК.01 ОК.07
ЛР1,
ЛР5,
ЛР7,
ЛР8
ЛР11,
ЛР17,
ЛР18,
ЛР23

Умения

Знания

- ориентироваться в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста

- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и
общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

56

в том числе:
теоретическое обучение

32

практические занятия

14

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Введение в философию
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
1. Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов
«философия» и
мировоззрения. Сциентизм и антисциентизм в подходе к философии: соотношение
его значение
философии и науки. Философия и искусство. Философия и религия. Функции философии:
мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и
специфика философии и ее метода. Главные разделы философского знания.
Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны. Выделение
главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса
философии. Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм
объективный и субъективный. Монизм, дуализм и плюрализм. Гностицизм, скептицизм и
агностицизм.
Самостоятельная работа обучающихся
Размышление на темы:
- «Техническая деятельность человека не нейтральна в этическом отношении»;
- «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...»
- Пользуется ли философия признанием в современном мире?
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Восточная
1. Философия древней Индии. Учение Упанишад о тождестве Атмана и брахмана
философия
(субъективного и объективного духа). Учение о переселении душ, его влияние на индийскую
культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы. Этическое учение «Бхагават-гиты». Буддизм
6

Объем
часов

3
2

Коды
компетенций
и личностных
результатов,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

3

3

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,

Тема 2.2.
Античная
философия.
(доклассический
период)

как наиболее значительное из учений настики. Жизнь Будды. Учение о срединном пути и
четырёх благородных истинах. Нирвана как цель стремлений буддистов.
2. Философия Китая, её своеобразие. Традиционализм и ритуалистичность китайской
культуры. Почтительность в культуре Китая. Представления о государстве как семье.
Представления о духах и культ предков. Лао-Цзы и учение даосизма. Дао как первоначало
сущего и мировой закон. Дэ как овеществлённое Дао. Конфуций и его учение «И-цзинь».
В том числе, практических занятий
Дискуссия на темы:
1. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей
популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем
объясняется его столь длительная популярность?
2. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об
излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?
Содержание учебного материала
1. Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного
мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь поиска первоначала (архе).
Милетская школа философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр). Диалектика Гераклита.
Учение Пифагора: поиски количественных, числовых закономерностей. Элейская школа
философии. Учение Парменида о бытии и невозможности небытия. Апории Зенона как путь
выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Демокрит и
древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление
древнего и современного атомизма.
В том числе, практических занятий
Дискуссия на темы:
1. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же
реку». Ученик Гераклита Кратил утверждал, что и один раз нельзя войти в одну и ту же реку.
Пока человек входит в реку, рассуждал Кратил, она уже изменилась и стала иной. Кто прав?
Аргументируйте свой ответ.
2. Рассказ о Фалесе Гегель начинает с анекдота: подняв глаза к звездам и наблюдая их ход,
Фалес упал в яму, и народ смеялся над ним, говоря, как может он познать то, что происходит
на небе, когда он не видит того, что у него под ногами. А вы бы смеялись?
3. Древнегреческий философ Эвбулид в своем парадоксе «Куча» спрашивал: «Одно зерно
кучи не составляет, прибавив еще одно зерно, кучи не получить. Как же получить кучу,
7

ЛР23

1

3

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

Тема 2.3.
Античная
философия
(классический и
эллинистическоримский период)

Тема 2.4.
Средневековая
философия.

Тема 2.5.
Философия
эпохи
Возрождения

прибавляя каждый раз по одному зерну, из которых ни одно не составляет кучи?»
Содержание учебного материала
1. Сущность антропологического поворота в античной философии. Субъективный
идеализм софистов. Протагор - человек как мера вещей. Философия Платона. Природа идей.
Сопричастность идей и вещей. Понимание идеи как предела становления вещей и как
порождающей модели класса вещей. Космология Платона. Социальная философия Платона,
построение идеального государства. Философия Аристотеля. Критика теории идей. Материя и
форма (гилеморфизм). Учение о 4-х видах причин. Учение Аристотеля о природе (физика).
Учение об обществе и этические представления Аристотеля.
2. Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от классического этапа
развития античной философии. Философская проблематика стоицизма, эпикуреизма,
скептицизма и кинизма. Главные представители этих школ. Римская философия.
Неоплатонизм.
В том числе, практических занятий
Опираясь на знания о кинизме, эпикуреизме, стоицизме и скептицизме дайте характеристику
своим знакомым и самому себе.
Содержание учебного материала
1. Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии.
Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и
схоластика - основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия
Августина. Учение о земном и божественном градах. Основная проблематика схоластической
философии. Проблема доказательств бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма
Кентерберийского и 5 физико-космологических доказательств Фомы Аквинского.
В том числе, практических занятий
Рассмотрите пять доказательств Бога Фомы Аквинского. Считаете ли вы их аргументами в
пользу существования Бога?
Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».
Содержание учебного материала
1. Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Основные
направления философии эпохи Возрождения и их представители: Данте Алигьери, Ф.
Петрарка, Н. Кузанский (учение о совпадении противоположностей), Л да Винчи, Н.
Коперник (гелиоцентрическая система мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и
множестве миров), Г. Галилей.
8

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

2. Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника.
Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. Антропоцентризм как
основная черта философии Возрождения. Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в
эпоху Возрождения, роль натурфилософии и естествознания в этом процессе. Социальная
философия Возрождения: Н. Макиавелли. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм М.
Монтеня.
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Философия XVII
1. Эмпиризм и рационализм Нового времени. Механицизм как господствующая
века.
парадигма познания мира. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие
экспериментального метода и метода индукции. Эмпиризм Бэкона. Материалистические
воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Локка, учение о душе как «чистой доске».
2. Философия Р. Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод, поиск
рационального порядка, концепция врождённых идей, дуализм. Механистические концепции
Р. Декарта и его вклад в развитие науки.
Тема 2.7.
Содержание учебного материала
Философия
1. Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с
XVIII века
философией прошлого века. Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века.
2. И. Ньютон: создание теоретической механики. Субъективный идеализм Д. Беркли,
агностицизм и скептицизм Д. Юма. Философия европейского Просвещения. Характерные
черты философии эпохи Просвещения. Французское Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’
Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.
Тема 2.8.
Содержание учебного материала
Немецкая
1. Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта:
классическая
принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы
философия
материализма в философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка
категорического императива. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм,
природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского
идеализма и гегелевской диалектики. Противоречие между идеалистической системой и
диалектическим методом. Материалистическое понимание природы и философская
антропология Л. Фейербаха.
Тема 2.9.
Содержание учебного материала
Современная
1. Основные черты современной западной философии. Неклассическая философия жизни
западная
как противовес классической рациональной философии. Философия А. Шопенгауэра.
9

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

3

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,

философия.

Философия воли к власти Ф. Ницше.
2. Экзистенциализм. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и
атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера,
Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю.
3. Позитивизм: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль); «второй
позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Л.
Витгенштейн, Б. Рассел); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Прагматизм Ч. Пирса и его последователей. Школа психоанализа 3. Фрейда и её влияние на
философию и культуру.
В том числе, практических занятий
Составить словарь философских терминов.
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Русская
1. Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской
философия.
философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские
взгляды. Философия русского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов.
Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурно­
исторических типов Н.Я. Данилевского. Философия революционного демократизма: А.И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды
либеральных и революционных народников. Религиозно - этические искания Ф.М.
Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство,
София. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия
С.Н. Булгакова. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Философия в
СССР и современной России.
Самостоятельная работа
Создание презентации о жизни и философских взглядах одного из философов
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Онтология 1. Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии.
философское
Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в
учение о бытии. различных направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи.
Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый
атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи.
Структурированность материи. Применение системного подхода относительно материи.
10

ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1
2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

4

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

Тема 3.2.
Диалектика учение о
развитии.
Законы
диалектики.
Тема 3.3.
Гносеология философское
учение о
познании.

Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор основных теорий
пространства и времени. Время физическое, психическое, биологическое и социальное.
В том числе, практических занятий
Рассуждения на темы:
В чем заключается специфика человеческого бытия?
Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?
Случайно ли присутствие человека в мире?
Что является предметом философии: бытие само по себе как мир, целое или
существование человека в мире?
Что означает для человека быть повсюду дома?
Содержание учебного материала
1. Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и использования
фактов, их синтеза в целостные философские концепции. Диалектика как методология, теория
и метод познания. Концепция развития в диалектической философии. Категории диалектики:
качество, количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики. Диалектика и общая теория
мироздания. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в
теории современной философии и науки.
Содержание учебного материала
1. Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части
философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и
альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания.
2. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Память и
воображение. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном.
Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в
процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер
познавательной деятельности человека.
В том числе, практических занятий
Рассуждения на темы:
1. Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, так и
материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то
всегда ли Вы измеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф.
Тютчев, когда писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...?»
11

1

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

3

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

СГ:. ■ ' ••• ;

Тема 3.4.
Философская
антропология о
человеке.

Тема 3.5.
Философия
общества.

Тема 3.6.
Философия
истории.

2. Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия
довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины. В чем суть данной
проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной, прагматичной,
конкретной и др.). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница
между этими явлениями.
Содержание учебного материала
1. Философская антропология как научная дисциплина и её предмет. Философия о
природе человека. Проблема человека в истории философской мысли. Биосоциальная
сущность человека. Проблемы антропосоциогенеза. Представление о сущности человека в
истории философской мысли.
2. Человек как личность. Сущность характеристик личности. Проблемы типологии
личности. Механизмы социализации личности. Личность и индивид. Деятельность как способ
существования человека. Свобода как философская категория. Проблема свободы человека
В том числе, практических занятий
1. Прокомментируйте мысли Б. Паскаля о человеческой сущности.
Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не
доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая о его
низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать
ему и то, и другое.
2. Как Вы понимаете фразу: «Человек - это стремление быть человеком»? Можно ли сказать,
что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного
положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека,
когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?
Содержание учебного материала
1. Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение
общества. Сущность общества. Общество и его структура. Подсистемы общества.
Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и
духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы
общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество.
Содержание учебного материала
1. Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о
направленности и движущих силах исторического развития. Теологическая историософия
12

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

2

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,

Тема 3.7.
Философия
культуры.

(Августин), объективно-идеалистическая философия истории (Гегель). Волюнтаризм в
философии истории (Т. Карлейль). Географический и экономический детерминизм в
философии истории. Философия марксизма и современность. Формационная и
цивилизационная концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории.
В том числе, практических занятий
Ответ на вопросы: Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний?
Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его
прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным
сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах... Стало быть,
основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и
степени распространенности знаний».
А.И. Герцен: «Прогресс человека - процесс содержания мысли»; «Прогресс - неотъемлемое
свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и
усовершенствование людей общественной жизнью».
Г. Спенсер: «Прогресс - не случайность, а необходимость».
П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении,
воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула,
обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».
Н.Г. Чернышевский: «Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан».
Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный - в большем и большем единении людей».
Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет
много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность - источник не только страданий, но и прогресса в жизни
отдельных людей и целых народов».
Содержание учебного материала
1. Определение культуры. Культура как неотъемлемая черта бытия человека, её связь с
деятельностью и социумом. Виды культуры, культура материальная и духовная.
Соотношение культуры и природы как философская проблема. Основные теории
происхождения культуры (культурогенеза), их связь с философскими концепциями. Понятие
«цивилизация», его взаимоотношение с понятием «культура». Теории локальных
цивилизаций. Воспитательная роль культуры.
В том числе, практических занятий
13

ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

2

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

Тема 3.8.
Аксиология как
учение о
ценностях.

Тема 3.9.
Философская
проблематика
этики и
эстетики.

Тема ЗЛО.
Философия и
религия.

Тема 3.11.
Философия

Сообщения на тему: Разновидности культуры. Массовая культура
Содержание учебного материала
1. Учение о ценностях в истории философской мысли. Понятие ценности, как
философской категории. Ценность, ценностная ориентация, ценностная установка, оценка,
оценочное отношение, оценочное суждение. Критерии оценки. Классификация ценностей и
их основание. Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость
ценностей от типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей.
Содержание учебного материала
1. Предмет этики. Практический и императивный характер этики. Соотношение
нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики.
Основные этические доктрины: эвдемонизм, ригоризм, гедонизм, квиетизм, утилитаризм и
пр. Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория.
Практическое выражение этики в поведении современного человека. Предмет эстетики.
Специфика эстетического восприятия мира. Связь эстетики с другими областями философии
и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и
практическое. Прекрасное и возвышенное как главные эстетические категории. Безобразное и
низменное как эстетические антиценности. Трагическое и ужасное в искусстве и жизни.
Сущность смешного и комического: основные теории.
Содержание учебного материала
1. Определение религии. Философия и религия: сходства и различия. Классификация
философско-религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений:
политеизм и монотеизм. Особенности религий откровения. Основные черты религиозного
мировоззрения. Специфика религиозных ценностей. Понимание Бога в различных мировых
религиях и философских системах. Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема
свободы совести, реализация этого принципа в современном мире и России.
В том числе, практических занятий
Рассуждения на темы:
Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире и России.
Особенности религиозного мировоззрения
Предпосылки существования религии. Зачем человеку религиозная вера?
Каковы моральные основания религии? В чем суть религиозных заповедей?
Содержание учебного материала
1. Понятие науки. Основные черты научного знания, его отличие от ненаучного знания.
14

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

3

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

3

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,

науки и техники. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности.
Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные
институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Требования
к личности учёного и изобретателя.
2. Этическая сторона научной и технической деятельности. Наука и техника в
современном обществе.
В том числе, практических занятий
Анализ проблем, связанных с использованием достижений техники и технологий
Дискуссия «Наука и техника: друзья или враги человечества?»
Тема 3.12.
Содержание учебного материала
Философия и
1. Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация
глобальные
глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек - природа»: Экологические глобальные
проблемы
проблемы. Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового
современности
поражения, рост социального неравенства мировых регионов, международный терроризм,
распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем,
роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.
В том числе, практических занятий
Дискуссия «Как вы представляете себе одухотворенную цивилизацию будущего?», «Есть ли
будущее у человечества?»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация
Всего:

15

ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

1

3

2

1
2
56

ОК.01 -ОК.07
ЛР1, ЛР5, ЛР7,
ЛР8, ЛР11,
ЛР17, ЛР18,
ЛР23

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЗЛ. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочные
места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, методическая
документация, раздаточный материал по дисциплине «Основы философии», справочная
литература, шкафы для хранения учебных материалов по дисциплине, технические
средства обучения: компьютер проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://bookre.org/reader7filerf 345937&pg=l - Губин В.Д. «Основы философии».
Электронная версия учебника.
2. http://padaread.com/7boolrf0153&pg=l - Горелов А.А. «Основы философии».
Электронная версия учебника.
3. http://padaread.com/7bookrfO 157&pg=l - Канке В.В. «Основы философии».
Электронная версия учебника.
4. http://polbu.ru/lavrinenko_philosophy/ - «Философия» (под ред. В.Н. Лавриненко).
Электронная версия учебника.
5.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=139&Itemidrf
Журнал «Вопросы философии». Электронная версия издания.
6. http://www.n-i-r.su/ - Журнал «Наука и религия». Электронная версия издания.

16

4.
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обучения
Знать
Основные категории и понятия
философии.
Роль философии в жизни человека
и общества.
Основы философского учения о
бытии.
Сущность процесса познания.
Основы научной, философской и
религиозной картин мира.
Об
условиях
формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды.
О социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники и технологий по
выбранному
профилю
профессиональной деятельности.
Об общечеловеческих ценностях
как
основе
поведения
в
коллективе, команде.
Уметь:
Ориентироваться
в
наиболее
общих философских проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования культуры
гражданина
и
будущего
специалиста, в социокультурном
контексте;
Выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Критерии оценки
Степень
знания
материала
дисциплины.
Логичность
и
ясность изложения материала, не
требующая
дополнительных
пояснений.
Ответ обучающегося на все
дополнительные
вопросы
преподавателя.
Уровень
выполнения
контрольных работ, рефератов и
самостоятельной работы.

Методы оценки
Оценка
преподавателя
результата
выполнения
практических
работ.
Оценка
преподавателя
результатов
устных ответов и
письменных
работ.

Свободное
ориентирование
обучающегося
в
истории
развития философии.
Верная характеристика взглядов
того или иного философа.
Самостоятельность, логичность и
аргументированность
обучающегося в выдвижении и
защите своей точки зрения по
важнейшим
проблемам
философии в рефератах и
дискуссиях.
Успешное
применение
обучающимся своих знаний по
дисциплине
«Основы
философии» в повседневной и
профессиональной деятельности.
Способность к диалектическому
и логически непротиворечивому
мышлению
в
своей
специальности.

Оценка
преподавателя
результата
выполнения
практических
работ.
Интерпретация
наблюдений
за
ходом дискуссии,
анализа
практических
ситуаций.
Оценка
преподавателя
результатов
устных ответов и
письменных
работ.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».