Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Финансовая грамотность» Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Форма обучения очная, Л-22 Срок обучения 3 года 10 месяцев Уровень подготовки базовый 2022 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технического профиля ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № от «__» ____________2022 г. Председатель цикловой комиссии Е.В. Снежкова Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Финансовая грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», утвержденного приказом Минобрнауки № 379 от 22 апреля 2014 г., (далее - ФГОС СПО), с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Алимпиева Лариса Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Финансовая грамотность является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Учебная дисциплина ОГСЭ.06 Финансовая грамотность обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-9. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК, ЛР ОК 1-9 ЛР 4,10,14 Знания Умения - решать практические финансовые задачи; - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей; - планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; - подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; - владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. 4 - основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; принципы функционирования финансовой системы современного государства; - права и обязанности в сфере финансов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 48 в том числе: теоретическое обучение 14 практические занятия 16 Самостоятельная работа 16 Промежуточная аттестация в форме зачета 2 5 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Наименование разделов и тем Тема 1. Банки Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Содержание учебного материала 1. Банковская система России. Текущие счета, банковские карты. Сберегательные вклады. Кредиты. Прочие услуги банков В том числе, практических занятий 1. Сравнение банковских вкладов и кредитов 4 С ам ост оят ельн ая р аб от а обучаю щ ихся Тема 2. Фондовый и валютный рынки Работа с сайтом ЦБ РФ и АСВ Содержание учебного материала 1. Понятие фондового рынка, ценных бумаг. Риск и доходность. Облигации. Акции 2. Фондовая биржа. Рынок Форекс. Профессиональные участники рынка ценных бумаг В том числе, практических занятий 1. Расчёт уровня доходности по инвестициям С ам ост оят ельная ра б о т а обучаю щ ихся Тема 3. Страхование: предмет страхования и риски Решение задач Содержание учебного материала 1. Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни В том числе, практических занятий 1. Сравнение страховых продуктов. Анализ предложения страховых компаний в вашем городе 6 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы ОК 1-9 2 2 5 ОК 1-9 ЛР 4 2 2 3 2 ОК 1-9 С ам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся Тема 4. Налоги: необходимость уплаты и угроза неуплаты Выполнение теста Содержание учебного материала 1. Понятие налоговой системы, налогов, сборов, пошлин. Необходимость получения ИНН и порядок его получения. Виды налогов. В том числе, практических занятий 1. Заполнение налоговой декларации. Оформление заявления на получение налогового вычета 2 4 ОК 1-9 ЛР10 2 С ам ост оят ельная раб от а обучаю щ ихся Тема 5. Пенсионное страхование Решение задач Содержание учебного материала 1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование В том числе, практических занятий 1. Составление алгоритм расчёта пенсии С ам ост оят ельная раб от а обучаю щ ихся Тема 6. механизмы организации Выполнение практических заданий Финансовые Содержание учебного материала работы 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. Эффективность организации, банкротство и безработица В том числе, практических занятий 1. Расчет показателей затрат и прибыльности организации С ам ост оят ельная ра б о т а обучаю щ ихся Решение задач Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: создание и 1. Создание собственного бизнеса. Структура бизнес-плана сохранение В том числе, практических занятий 1. Написание бизнес-плана С ам ост оят ельная ра б о т а обучаю щ ихся Оформление бизнес-план 7 2 4 2 ОК 1-9 ЛР 10,14 2 4 ОК 1-9 2 2 4 2 2 ОК 1-9 Тема 8. Риски в мире денег: Содержание учебного материала защита от разорения 1. Экономические кризисы. Финансовое мошенничество В том числе, практических занятий 1. Оценка и контроль рисков своих сбережений С ам ост оят ельн ая раб от а обучаю щ ихся Выполнение практических заданий Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация Всего: 4 2 2 16 2 48 8 ОК 1-9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - доска; - схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине. - компьютер с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Интернет; - принтер; - калькуляторы. При реализации программы дисциплины «Финансовая грамотность» используются технические возможности кабинета № 38 ТСО (технических средств обучения). 3.2Л Печатные издания 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. -400с. 2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. - 32с. 3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. - 48с. 4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для работодателя. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. -224с. 5. Котерова Н.П. Экономика организации. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 320 с. 6. Соколова С.В. Экономика организации. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 176 с. 7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 224 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. WWW. school-collection, ed u . ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 4. www. window, edu. ш (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 5. www.book.ru (Электронная библиотечная система) 6. www.lenta.rueconomv/ 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ____________________________________________________ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки знать: Владение информацией об Оценка преподавателем основные понятия и основных понятиях и результатов устных ответов инструменты инструментах и письменных работ по взаимодействия с взаимодействия с эталону и образцу. участниками финансовых участниками финансовых Интерпретация наблюдений отношений; отношений; за ходом дискуссии. - принципы Владение принципами Оценка преподавателя, функционирования функционирования самооценка и взаимооценка финансовой системы финансовой системы защиты проекта по современного государства; современного государства; оценочному листу. - права и обязанности в Владение информацией об Оценка преподавателя сфере финансов. правах и обязанностях в устного ответа по сфере финансов. оценочному листу. Интерпретация наблюдений за ходом дискуссии. уметь: Взаимооценка (самооценка) Демонстрация умения - решать практические результатов выполнения решать практические финансовые задачи; тестов по эталону. финансовые задачи; Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ по эталону. - определять стратегические Демонстрация определять Оценка преподавателем цели в области управления результатов выполнения и стратегические цели в личными финансами; защиты практических работ области управления по эталону. личными финансами; - ставить стратегические Демонстрация умения Интерпретация наблюдений задачи для достижения ставить стратегические за ходом дискуссии. личных финансовых целей; задачи для достижения личных финансовых целей; искать нужную информацию. Интерпретация наблюдений - планировать использование Демонстрация умения за ходом дискуссии. различных инструментов в планировать использование Оценка преподавателем процессе реализации различных инструментов в стратегических целей и результатов устных ответов области управления и письменных работ по тактических задач в области личными финансами; управления личными эталону и образцу. финансами; Оценка преподавателем - подбирать альтернативные Демонстрация умения результатов устных ответов пути достижения подбирать альтернативные и письменных работ по поставленных целей и пути достижения решения задач; эталону и образцу. поставленных целей и решения задач; - владеть основными Взаимооценка (самооценка) Демонстрация владения принципами принятия результатов выполнения основными принципами оптимальных финансовых тестов по эталону принятия оптимальных Оценка преподавателя решений в процессе своей финансовых решений в 10 жизнедеятельности. процессе своей жизнедеятельности. 11 результатов устных ответов по образцу. Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ по эталону._______________