ОД,10 Химия М-23

Рабочая программа учебной дисциплины ОД 10 «Химия» разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 15.02.12 "Монтаж,
техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудовавния (по
отраслям)"утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07 мая 2014 г. №435
(далее – ФГОС СПО), с учетом запросов регионального рынка труда и
Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов по профессии: "Монтаж, техническое обслуживание и
ремонт промышленного оборудовавния (по отраслям)"

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Богдановичский политехникум»

Автор:
Глебова А.В., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»

Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социальноэкономических дисциплин
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»
Протокол № ___
от « »
2023 г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ О.В.Евсеенко

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Химия» ............................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» ........... 13
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .............. 24
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 25

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий:
15.02.12 "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудовавния (по отраслям)"
Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа,
из которых 64 часа – базовый модуль (6 разделов) и 8 часов – прикладной
модуль (1 раздел), включающий практико-ориентированное содержание
конкретной профессии или специальности.
Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и
производственной
деятельности
человека»
реализуется
для
всех
профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической
безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной
деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности
обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет
образовательная организация самостоятельно, с учетом логики формирования
предметных результатов, общих и профессиональных компетенций,
межпредметных связей с другими дисциплинами общеобразовательного и
общепрофессионального циклов учебного плана.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей
естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных
и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать
результаты химических экспериментов,

4

3)
сформировать
навыки
проведения
простейших
химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного
обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и
технологий для развития социальной и производственной сфер.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и
на основе ФГОС СОО
Код и
наименован
ие
формируем
ых
компетенци
й
ОК 01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессион
альной
деятельност
и
применител
ьно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и

- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом,
электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность,
степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса,
молярный объем, углеродный скелет, функциональная
группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд,
гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие
соединения, биологически активные вещества (углеводы,
жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено,
высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка,
типы химических реакций (окислительно-восстановительные,
экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор,
электролиты,
неэлектролиты,
электролитическая
диссоциация,
окислитель,
восстановитель,
скорость
химической реакции, химическое равновесие), теории и

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины

6

актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
определять
цели
деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые
исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи
и
актуализировать
задачу,
выдвигать
гипотезу
ее
решения,
находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;

законы (теория химического строения органических веществ
A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения
массы), закономерности, символический язык химии,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности
человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь
изученных понятий, применять соответствующие понятия
при описании строения и свойств неорганических и
органических веществ и их превращений; выявлять
взаимосвязь
химических
знаний
с
понятиями
и
представлениями других естественнонаучных предметов;
- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин,
угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других), составлять
формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать
характерные
химические
свойства
веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений
химических реакций;
уметь
устанавливать
принадлежность
изученных
неорганических и органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и
важнейшие свойства; определять виды химических связей
7

- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК 02.
Использоват
ь
современны
е средства
поиска,
анализа и
интерпретац
ии
информации
и
информацио

В
области
ценности
научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;

(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать
химические реакции;
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества; использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением
- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы,
на
катион
аммония;
решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
8

нные
технологии
для
выполнения
задач
профессион
альной
деятельност
и

осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных
форматах
с
учетом
назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,

эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
уметь
анализировать
химическую
информацию,
получаемую из разных источников (средств массовой
информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества; использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением

9

гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно самостоятельности и самоопределению;
взаимодейст -овладение
навыками
учебнововать и
исследовательской,
проектной
и
работать в
социальной деятельности;
коллективе Овладение
универсальными
и команде
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы,
на
катион
аммония;
решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих результатов

10

ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 07.
В области экологического
Содействова воспитания:
ть
- сформированность экологической
сохранению культуры,
понимание
влияния
окружающе социально-экономических процессов на
й среды,
состояние природной и социальной
ресурсосбер среды, осознание глобального характера
ежению,
экологических проблем;
применять
- планирование и осуществление
знания об
действий в окружающей среде на основе
изменении
знания целей устойчивого развития
климата,
человечества;
принципы
активное
неприятие
действий,
бережливог приносящих вред окружающей среде;
о
умение
прогнозировать
производств неблагоприятные
экологические
а,
последствия
предпринимаемых

- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы
определенных веществ, понимая смысл показателя
предельной допустимой концентрации

11

эффективно
действовать
в
чрезвычайн
ых
ситуациях

действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;

12

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

64

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

6

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (зачет)

2

13

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль

1
2
Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества
Тема 1.1.
Основное содержание
Строение
Теоретическое обучение
атомов
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический
химических
элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов
элементов и
(s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа
природа
химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная,
химической
ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования
связи
Практические занятия
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений
по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и
тривиальных названий для составления химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических
элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их
соединений в соответствии с положением Периодической системы.
Тема 1.2.
Основное содержание
Периодически Практические занятия
й закон и
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
таблица Д.И. смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения

Объем
часов
3
64
6
4
2

Формируем
ые
компетенци
и
4

ОК 01

2

2

2

2
2

ОК 01
ОК 02

2
14

Менделеева

свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в
соответствии с положением химического элемента в Периодической системе.
Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию
химических элементов «Металлические / неметаллические свойства,
электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным
строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1.
Основное содержание
Типы
Теоретическое обучение
химических
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.
реакций
Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч.
реакций горения, окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и
восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных
реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции
в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов
Практические занятия
Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и
расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества
вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям
химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов,
количества вещества
Тема 2.2.
Основное содержание
Электролитиче Теоретическое обучение
ская
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты.

10
4
2

ОК 01

2

2

2

4
2
2

ОК 01
ОК 04
15

диссоциация и Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления
ионный обмен их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции.
Задания на составление ионных реакций
Лабораторные занятия
Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ)
и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена,
определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций
Контрольная
Строение вещества и химические реакции
работа 1
Раздел 3.
Строение и свойства неорганических веществ
Тема 3.1.
Основное содержание
Классификация Теоретическое обучение
, номенклатура Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые
и строение
и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды,
неорганически кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния
вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
х веществ
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств
вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности
веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ
Практические занятия
Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их
химической формулы или составление химической формулы исходя из названия
вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим
формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый
газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть
и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу.

2
2

2
16
4
2

ОК 01
ОК 02

2

2

2

16

Источники химической информации (средств массовой информации, сеть
Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам
Тема 3.2.
Основное содержание
ФизикоТеоретическое обучение
химические
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы
свойства
получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности
неорганически человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты
металлов от коррозии
х веществ
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные
свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений
неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов,
гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых
веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов
Практические занятия
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных
неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных
гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав,
получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту
и практической деятельности человека
Тема 3.3.
Основное содержание
Идентификаци Лабораторные занятия
я
Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
неорганически Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и
неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
х веществ
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических

8
6

ОК 01
ОК 02

2

2

2
2

2

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

17

свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-,
карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония
Контрольная
работа 2
Раздел 4.
Тема 4.1.
Классификация
, строение и
номенклатура
органических
веществ

Тема 4.2.
Свойства

Свойства неорганических веществ

2

Строение и свойства органических веществ
Основное содержание
Теоретическое обучение
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической
химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы.
Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и
изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации
органических соединений. Международная номенклатура и принципы
номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих
соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)
Практические занятия
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные,
ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды,
кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных
структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их
названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Основное содержание
Теоретическое обучение

24
4
2

ОК 01

2

2

2

12
6

ОК 01
18

органических
соединений

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов
(особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и
общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы
получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из
основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных
углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды.
Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и
резки металлов
– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и
эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение
этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида,
уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства
мыла
–
азотсодержащие
соединения
(амины
и
аминокислоты,
белки).
Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные).
Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное
направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия
Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и
международная номенклатура, химические свойства, способы получения):
предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены)
и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры,
альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения.
Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических
веществ на основании их состава и строения
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений),
характеризующих химические свойства органических соединений отдельных

ОК 02
ОК 04

2

2

2

4

2

2
19

классов, способы их получения и название органических соединений по
тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства
органических соединений отдельных классов
Лабораторная работа

Тема 4.3.
Идентификаци
я органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производствен
ной
деятельности
человека

Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических
превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др.
Основное содержание
Теоретическое обучение
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов.
Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области
применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические
функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в
решении проблем пищевой безопасности
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в
развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии
(альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые
организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты,
фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя
предельно допустимой концентрации
Лабораторные занятия
Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных
классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере
альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их
физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация
белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического

2
2
6
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

2

2

2

20

сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной
реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества
Контрольная
работа 3
Раздел 5.
Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Раздел 6.
Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Структура и свойства органических веществ
Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических
реакций
Основное содержание
Теоретическое обучение
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади
реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и
эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием
различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление,
температура) для создания оптимальных условий протекания химических
процессов. Принцип Ле Шателье.
Практические занятия
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на
изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения
своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье
для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ
факторов, влияющих на смещение химического равновесия
Растворы
Основное содержание
Теоретическое обучение
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления
растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл

2
4
4
2

ОК 01
ОК 02

2

2

ОК 01
ОК 02

2

4
2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
21

показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке
экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность
воздействия на живые организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы,
используемые в бытовой и производственной деятельности человека
Тема 6.2.
Основное содержание
Исследование Лабораторные занятия
свойств
Лабораторная работа «Приготовление растворов».
растворов
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практикоориентированными вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.
Химия в быту и производственной деятельности человека
Химия в быту Основное содержание
и
Теоретическое обучение
производствен Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в
ной
обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии
деятельности
медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных
человека
источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет)
Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом
будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные
материалы, конструкционные материалы, материалы для электроники,
наноматериалы, источники энергии, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с
презентацией

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

6
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

2

4

22

Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет)
Всего

2
72

23

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной
химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы
шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток,
коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция
горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые
образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки,
пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные
стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки,
стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов,
стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки
стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с
пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля,
часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки,
спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой),
держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки;
химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы;
секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50,
100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические
колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН
и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10,
50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские
шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры,
сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания.
24

2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся
должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения
дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения
и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по
дисциплине) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий

Основное содержание

1

1.1 ОК 01

Формулировать
Раздел 1. Основы
базовые понятия и
строения вещества
законы химии
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической связи

Составлять
химические формулы
соединений в
соответствии со
степенью окисления
химических
элементов, исходя из
валентности и
электроотрицательно
сти

1. Тест «Строение атомов
химических элементов и
природа химической
связи».
2. Задачи на составление
химических формул
двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на
использование химической
символики и названий
соединений по
номенклатуре
международного союза
25

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий
теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических
формул двухатомных
соединений (оксидов,
сульфидов, гидридов и т.п.)
и других неорганических
соединений отдельных
классов

1.2 ОК 01
ОК 02

Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

Характеризовать
химические
элементы в
соответствии с их
положением в
периодической
системе химических
элементов Д.И.
Менделеева

1. Тест «Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов
химических элементов и
периодическим изменением
свойств химических
элементов и их соединений
в соответствии с
положением
Периодической системе.
3. Практикоориентированные
теоретические задания на
характеризацию
химических элементов:
«Металлические /
26

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева»

Раздел 2.
Химические
реакции

Характеризовать
типы химических
реакций

Контрольная работа
«Строение вещества и
химические реакции»

2.1 ОК 01
ОК 04

Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения,
разложения, обмена,
замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление
уравнений реакций:
– соединения, замещения,
разложения, обмена;
– окислительновосстановительных
реакций с использованием
метода электронного
баланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объѐма
газов по известному
количеству вещества, массе
или объѐму одного из
участвующих в реакции
веществ; расчѐты
массы (объѐма, количества
вещества) продуктов
реакции, если одно из
веществ имеет примеси

2.2

Электролитическая Составлять
1. Задания на составление
диссоциация и
уравнения
молекулярных и ионных
ионный обмен
химических реакции реакций с участием кислот,

2

27

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма
ионного обмена с
участием
неорганических
веществ

3

3.1 ОК 01

Типы оценочных
мероприятий
оснований и солей,
установление изменения
кислотности среды
2. Лабораторная работа
"Типы химических
реакций"

Раздел 3. Строение
и свойства
неорганических
веществ

Исследовать
Контрольная работа
строение и свойства «Свойства
неорганических
неорганических веществ»
веществ

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические
вещества в
соответствии с их
строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществ исходя из их
химической формулы или
составление химической
формулы исходя из
названия вещества по
международной или
тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчет
массовой доли (массы)
химического элемента
(соединения) в молекуле
(смеси).
3. Практические задания по
классификации,
номенклатуре и
химическим формулам
неорганических веществ
различных классов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида
химической связи и типа
28

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий
кристаллической решетки

3.2 ОК 01
ОК 02

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических
веществ от строения
атомов и молекул, а
также типа
кристаллической
решетки

1. Тест «Особенности
химических свойств
оксидов, кислот,
оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием
простых и сложных
неорганических веществ:
оксидов металлов,
неметаллов и амфотерных
элементов; неорганических
кислот, оснований и
амфотерных гидроксидов,
неорганических солей,
характеризующих их
свойства и способы
получения.
3. Практико29

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий
ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

3.3 ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

4.1 ОК 01

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
качественные
реакции
неорганических
веществ

1. Практикоориентированные задания
по составлению
химических реакций с
участием неорганических
веществ, используемых для
их идентификации.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
неорганических веществ”

Раздел 4. Строение
и свойства
органических
веществ

Исследовать
Контрольная работа
строение и свойства «Строение и свойства
органических
органических веществ»
веществ

Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Классифицировать
органические
вещества в
соответствии с их
строением

1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной
или международной
систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ
отдельных классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы,
исходя из элементного
состава (в %)

30

№

ОК/П
К

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма

Типы оценочных
мероприятий

4.2 ОК 01
ОК 02
ОК 04

Свойства
органических
соединений

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
органических
веществ от строения
молекул

1. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием
органических веществ на
основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций, иллюстрирующих
химические свойства с
учетом механизмов
протекания данных
реакций и генетической
связи органических
веществ разных классов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций с
участием органических
веществ.
4. Лабораторная работа
“Превращения
органических веществ при
нагревании"

4.3 ОК 01
ОК 02
ОК 04

Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека

Исследовать
качественные
реакции
органических
соединений
отдельных классов

1.Практикоориентированные задания
по составлению
химических реакций с
участием органических
веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
органических соединений
отдельных классов”
31

№

ОК/П
К

5

5

ОК 01
ОК 02

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма
Раздел 5.
Кинетические и
термодинамическ
ие закономерности
протекания
химических
реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на
равновесие и
скорость
химических
реакций

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Характеризовать
влияние
концентрации
реагирующих
веществ и
температуры на
скорость химических
реакций
Характеризовать
влияние изменения
концентрации
веществ, реакции
среды и температуры
на смещение
химического
равновесия

6
Раздел 6.
Растворы
6.1 ОК 01
ОК 02

Понятие о
растворах

Типы оценочных
мероприятий

Практико-ориентированные
теоретические задания на
анализ факторов,
влияющих на изменение
скорости химической
реакции. Практикоориентированные задания
на применение принципа
Ле-Шателье для
нахождения направления
смещения равновесия
химической реакции и
анализ факторов,
влияющих на смещение
химического равновесия

Исследовать
истинные растворы
с заданными
характеристиками
Различать истинные 1. Задачи на приготовление
растворы
растворов.
2. Практикоориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственной
деятельности человека
32

№

ОК/П
К

6.2 ОК 01
ОК 04
II

Модуль/Раздел/Те
Результат обучения
ма
Исследование
свойств растворов

Типы оценочных
мероприятий

Исследовать физико- Лабораторная работа
химические свойства “Приготовление растворов”
истинных растворов

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)

7

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Оценивать
последствия
бытовой и
производственной
деятельности
человека с позиций
экологической
безопасности

Защита кейса (с учетом
будущей
профессиональной
деятельности)

Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Оценивать
последствия бытовой
и производственной
деятельности
человека с позиций
экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Будущие материалы для
авиа-, машино- и
приборостроения.
2. Новые материалы для
солнечных батарей.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».