ОД.09 Физика М-23

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования общеобразовательной дисциплины «Физика», и на основе примерной
рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных
образовательных организаций (Гайжутене Е. И., Сакова В.В., Цыганкова П. В., Яшина Г.
Е.), 2022 г.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
Свердловской области «Богдановичский политехникум»

образовательное

учреждение

Автор:
Черданцева Тамара Исаевна, преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «БПТ»
Программа рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО
«БПТ»
Протокол №10 от 29.06.2023
Председатель
цикловой
комиссии
Евсеенко
О.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «Физика» ................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................... 12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...... 21
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............... 22

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «ФИЗИКА» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)»
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
 овладение специфической системой физических понятий, терминологией
и символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез,
проведение эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений
формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости
реализации профессиональной направленности решаемых задач, учѐта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации
с учетом особенностей социального и
культурного контекста;

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем

- сформированность представлений о роли и
месте физики и астрономии в современной
научной картине мира, о системообразующей
роли физики в развитии естественных наук,
техники и современных технологий, о вкладе
российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии,
роли физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
-владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомномолекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным
полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими
явлениями; квантовыми явлениями, строением
атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владеть основополагающими астрономиче-

1 Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

5

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и социальной практике

скими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в
звездных системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и
Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,
принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического
заряда, закон Кулона, закон Ома для участка
цепи, закон Ома для полной электрической
цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов
и закономерностей при анализе физических
явлений и процессов;
- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью,
используя физические законы и принципы; на
основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реаль6

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные
технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.
ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с
производственным заданием.
ПК 3.1. Определять оптимальные методы восстановления работоспособности
промышленного оборудования

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и ком-

ность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления
-сформировать умения учитывать границы
применения изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, уметь использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации;
развить умения критического анализа получаемой информации

7

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

муникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой проблемы

8

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;

- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

ОК 08. Использовать средства физиче- В области духовно-нравственного воспитания:

- сформировать умения распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, колебательное
движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел
при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха,
связь средней кинетической энергии теплового
движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и
движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение
света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность
- владеть основными методами научного по9

ской культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;

-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

знания, используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения физических
величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические
теории, законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических
знаний

10

внутренней мотивации, включающей стремление
к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 09. Пользоваться профессиональВ области экологического воспитания:
ной документацией на государственном - сформированность экологической культуры,
и иностранном языках.
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

11

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
1. Основное содержание

Объем в
часах
180
92

в т. ч.:
теоретическое обучение

70

лабораторные занятия

10

контрольные работы

12

2. Профессионально-ориентированное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение

46

лабораторные занятия

26

3. Консультации

10

4. Промежуточная аттестация (экзамен)

6

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, индивидуальный проект (если предусмотрены)

1
Введение.
Физика и методы
научного познания

2

Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания,
его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента
и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО34
Раздел 1. Механика
Тема 1.1
Содержание учебного материала:
Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного
падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
Основы динамики
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Законы сохранения в Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энермеханике
3
4

Объем
часов
3
2

Формируемые
общие и профессиональные
компетенции
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06

12(4/-)4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06

4

4

Профессионально ориентированные элементы содержания выделены курсивом
В скобках указано количество часов, выделенных на реализацию профессионально ориентированного содержания (теоретические занятия/лабораторные работы)
13

гия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
2
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
34 (12/4)
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
6
Основы молекулярно Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.
- кинетической
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Остеории
новное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
2
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов
6
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и тепОсновы
лота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Котермодинамики
личество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики.
Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой
машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы
Решение задач с профессиональной направленностью
2
Содержание учебного материала:
8
Тема 2.3
Агрегатные состоя- Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относиния вещества и
тельная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка
фазовые переходы росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жид-

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.4
ПК 3.1

14

кого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного
слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого
состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых
тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объѐмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое
применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха.
2
Лабораторная работа №3 Определение коэффициента поверхностного натяжения
жидкости
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
2
Раздел 3. Электродинамика
74 (34/18)
8
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом
поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил
электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость.
Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов
2
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
2
Лабораторная работа №4. Определение электрической емкости конденсаторов
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
10

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.4
ПК 3.1

15

Законы
постоянного тока

Тема 3.3
Электрический
ток в различных
средах

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического
сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и
мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы
Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №5 Определение удельного сопротивления проводника.
Лабораторная работа №6 Определение термического коэффициента сопротивления меди.
Лабораторная работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Лабораторная работа №8 Изучение законов последовательного соединений проводников.
Лабораторная работа №9 Изучение законов параллельного соединений проводников
Лабораторная работа №10Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на еѐ зажимах.
Лабораторная работа №11 Определение КПД электроплитки
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников.
Полупроводниковые приборы
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №12 Определение электрохимического эквивалента меди

4
2
2
2
2
2
2
2
2
6

2
2
16

Тема 3.4
Магнитное поле

Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и еѐ
влияние на Землю. Магнитные бури
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Тема 3.5
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной инЭлектромагдукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
нитная
индукция
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №13 Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колеМеханические
бания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие
колебания и
механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужволны
денные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение
Содержание учебного материала:
Тема 4.2

4

2
2

2
2
2
20 (8/2)
2

6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

17

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый
вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор
Герца.
Открытый
колебательный
контур.
Изобретение
радио
А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №14 Изучение работы трансформатора
Контрольная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила
света. Освещѐнность. Законы освещенности
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №15 Определение показателя преломления стекла

ОК 08
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.4
ПК 3.1

Электромагнитные колебания и
волны

Тема 5.2

Содержание учебного материала:

2
2
2
20 (4/-)
4

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.4
ПК 3.1

4

18

Волновые свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света
света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о
голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы
звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи.
Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №16 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Лабораторная работа №17 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Контрольная работа № 5 «Оптика»
Тема 5.3
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из
Специальная теория них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
относительности
энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект.
Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономератомного ядра
ности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда.
Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.

2
2
2
2

12 (2/-)
4

6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09

19

Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия
звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звѐзд. Классификация звѐзд. Звѐзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №18. Изучение карты звездного неба

2
6
2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ПК 1.1
ПК 2.4
ПК 3.1

Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:

180

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных
занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль

20

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
 локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
 лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
 лицензионное антивирусное программное обеспечение;
 лицензионное специализированное программное обеспечение;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций : базовый и углубл. уровни /
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский ; под ред. Н.А. Парфентьевой. 8-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 432 с. : ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-078175-6.
2. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций : базовый и углубл. уровни /
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин ; под ред. Н.А. Парфентьевой. 9-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 432 с. : [4] л. ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-078631-7.
Электронные издания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

21

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ГАПОУ СО «БПТ», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию
обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации
регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам СПО» Богдановичского
политехникума.
Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из видов
учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики
учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить результаты освоения дисциплины. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «БПТ» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется как среднее арифметическое всех оценок индивидуальных образовательных достижений, полученных обучающимся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Итоговые оценки выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:

Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

22

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/
профессиональная
компетенция
ОК 01, ОК 2, ОК 3,
ОК 4,

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Тема 1.3 Тема 2.1 Тема 2.2
Тема 2.3 Тема 3.1 Тема 3.2
Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.1
Тема 2.3 Тема 3.2 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.2 Тема 6.2

Решение задач с профессиональной направленностью

ОК 0 1- ОК 09
Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 3.1
ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.5
Тема 4.2 Тема 5.1 Тема 5.2
Тема 7.2
ОК 0 1- ОК 06,
Все темы
ОК 09

Выполнение лабораторных работ

ОК 01, ОК 2, ОК 3,
ОК 04, ОК 05

23

Выполнение практических работ

Выполнение заданий экзаменационной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».