ОД.11 Биология М-23

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего
общего образования, с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования общеобразовательной дисциплины
«Биология»,
и
на
основе
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных
образовательных организаций (Волохова М.А., Котенева М.В., Дорофеева
М.Ю., Безуевская В.А., Шалунова М.Г., Максименко Ю.П., Проворова О. В.)
2022 г.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Евсеенко Ольга Васильевна, преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «БПТ»
Программа рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ СО «БПТ»
Протокол №10 от 29.06.2023
Председатель цикловой комиссии Евсеенко О.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общая

характеристика

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной дисциплины «Биология»................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................... 10
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...... 18
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............... 19

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Биология»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Цель дисциплины «Биология»: формирование у студентов представления о
структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы
принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных
ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами
для
выявления
естественных
и
антропогенных
изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать
меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
Код и
Планируемые результаты освоения дисциплины
наименование
формируемых
Общие
Дисциплинарные
компетенций
ОК 01.
- сформированность знаний о месте и роли биологии в
В части трудового воспитания:
Выбирать способы
- готовность к труду, осознание ценности системе научного знания; функциональной грамотности
решения
задач мастерства, трудолюбие;
человека для решения жизненных проблем;
профессиональной
готовность
к
активной
деятельности
- сформированность умения раскрывать содержание
деятельности
технологической и социальной направленности, основополагающих биологических терминов и понятий:
применительно
к способность
инициировать,
планировать
и жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
различным
самостоятельно выполнять такую деятельность;
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
контекстам
- интерес к различным сферам профессиональной веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
деятельности.
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
Овладение
универсальными
учебными организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
познавательными действиями:
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать уровневая организация;
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- сформированность умения раскрывать содержание
- устанавливать существенный признак или основополагающих биологических теорий и гипотез:
основания для
сравнения, классификации и клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
обобщения;
происхождения жизни и человека;
- определять цели деятельности, задавать параметры
сформированность
умения
раскрывать
и критерии их достижения;
основополагающие
биологические
законы
и
- выявлять закономерности и противоречия в закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова,
рассматриваемых явлениях;
Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их
- вносить коррективы в деятельность, оценивать применимости к живым системам;
соответствие результатов целям, оценивать риски
- приобретение опыта применения основных методов
последствий деятельности;
научного познания, используемых
в биологии:
- развивать креативное мышление при решении наблюдения и описания живых систем, процессов и
жизненных проблем
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и зависимости
между
исследуемыми
величинами,
5

проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.

ОК 02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в

объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
- сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
- сформированность умения решать биологические
задачи, составлять генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
- сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы); интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
- сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
6

группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
ОК 04.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
Эффективно
самоопределению;
взаимодействовать
-овладение навыками учебно-исследовательской,
и
работать
в проектной и социальной деятельности;
коллективе
и
Овладение
универсальными
команде
коммуникативными действиями:
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;

грамотно использовать понятийный аппарат биологии

- приобретение опыта применения основных
методов научного познания, используемых в биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов
7

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об
изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях

- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;

- сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью обеспечения безопасности
своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного
поведения в окружающей природной среде; понимание
необходимости использования достижений современной
биологии
и
биотехнологий
для
рационального
природопользования

8

- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности.

9

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

54

в т.ч.:
теоретическое обучение

40

практические занятия

12

лабораторные занятия

2

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладных модулей)
в т.ч.

12

теоретическое обучение

2

практические занятия

8

лабораторные занятия

2

консультации

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
ИТОГО

2
72

10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Биология»
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как наука.
Теоретическое обучение:
Общая характеристика Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками:
жизни
биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в
формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой
материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав
клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональная
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения
организация клеток
современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и
эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение
прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы
жизни (вирусы, бактериофаги)
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования
лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление
устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Тема 1.3. СтруктурноОсновное содержание
функциональные
Теоретическое обучение:
факторы
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
наследственности
гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции.
Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.

Объем Формируемые
часов компетенции
3
16
2
2

4
ОК 2

6
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4

2

4
2

ОК 1
ОК 2

11

Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в
норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Тема 1.4.
Основное содержание
Обмен веществ и
Теоретическое обучение:
превращение энергии в Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма.
клетке
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный.
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Тема 1.5. Жизненный
Основное содержание
цикл клетки. Митоз.
Теоретическое обучение:
Мейоз
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1. Строение
Основное содержание
организма
Теоретическое обучение:
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе
жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы размножения
Теоретическое обучение:
организмов
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого
размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и
оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез растений,
Теоретическое обучение:
животных и человека
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и
человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез
растений
Тема 2.4.
Основное содержание
Закономерности
Теоретическое обучение:

2

2
2

ОК 2

2
2

ОК 2
ОК 4

20
2
2

ОК 2
ОК 4

2
2

ОК 2

2
2

ОК 2
ОК 4

4
2

ОК 2
ОК 4
12

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5. Сцепленное
Основное содержание
наследование признаков Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерности
Теоретическое обучение:
изменчивости
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения.
Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные
болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение
медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний
человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.7.
Основное содержание
Селекция
Теоретическое обучение:
Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и
выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение
Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1. История
Основное содержание
наследования

2

4
2

ОК 1
ОК 2

2

4
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4

2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4

6
2

ОК 2
13

эволюционного учения.
Микроэволюция

Тема 3.2.
Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле
Тема 3.3.
Происхождение
человека – антропогенез

Теоретическое обучение:
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная
теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические
основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор –
направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов).
Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их
эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов.
Возникновение основных царств эукариот
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и
отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция
современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения
человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды

Раздел 4. Экология
Тема 4.1. Экологические Основное содержание
факторы и среды жизни Теоретическое обучение:
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха.
Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2. Популяция,
Основное содержание
сообщества, экосистемы Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и
его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты
экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Трофические уровни

2

ОК 4

2
2

ОК 2
ОК 4

2
2

ОК 2
ОК 4

18
2
2

4
2

ОК 1
ОК 2
ОК 7

ОК 1
ОК 2
ОК 7

14

Тема 4.3. Биосфера глобальная
экологическая система

Тема 4.4. Влияние
антропогенных
факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние
социальноэкологических
факторов на здоровье
человека

Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и
энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и
энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И.
Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его
функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества.
Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной
профессией/специальностью
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического
занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального
классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов;
агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте
/ на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье.

2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 7

4
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 7
ПК 3.4

2

4
2
2

ОК 2
ОК 4
ОК 7
ПК 3.4

15

Биохимические аспекты рационального питания
Тема 4.6.
Основное содержание
Глобальные
Практические занятия:
экологические
Глобальные экологические проблемы, причины возникновения, последствия
проблемы и способы их
возможные пути решения. Решение задач по экологии.
решения
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1. Биотехнологии Основное содержание
в жизни каждого
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика
биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа
биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса:
представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности
Тема 5.2.
Основное содержание
Биотехнологии в
Практические занятия:
промышленности
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и
анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по
группам)
Прикладной модуль (лабораторные занятия)
1.Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные
Тема 1.2.
включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Подготовка
Структурномикропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
функциональная
изучаемыми объектами, формулирование выводов
организация клеток
Лабораторная работа на выбор:
Тема 4.5. Влияние
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
социально-

2
2

6
4
2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 3.4

2
2

2
2
2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 3.4

2

ОК 1
ОК 2
ОК 4

2

ОК 2
ОК 4
16

экологических
факторов на здоровье
человека

Консультации
Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности,
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов
2. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и
высокие температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким
температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов
(письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного
занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия
осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая
нагрузка и т.д.

ОК 7
ПК 3.4

4
2

72

17

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные издания
1. Мамонтов, С. Г., Общая биология: учебник / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. —
Москва: КноРус, 2023. — 323 с. — ISBN 978-5-406-11258-8. — URL:
https://book.ru/book/948581. — Текст: электронный.
2. Колесников, С. И., Общая биология: учебное пособие / С. И. Колесников. —
Москва: КноРус, 2023. — 287 с. — ISBN 978-5-406-11707-1. — URL:
https://book.ru/book/949522. — Текст : электронный.
3. Колесников, С. И., Биология: пособие-репетитор: учебное пособие / С. И.
Колесников. — Москва : КноРус, 2023. — 537 с. — ISBN 978-5-406-10512-2. — URL:
https://book.ru/book/945683. — Текст: электронный.
Интернет-ресурсы
http://biologylib.ru/catalog/ Биология. Ссылки на сайты по биологии
http://www.virtulab.net Виртуальная образовательная лаборатория
http://bio.1september.ru/urok/ Я иду на урок биологии
http://biology-online.ru/ Современные уроки биологии
http://muzey-factov.ru/tag/biology Музей фактов о человеке
http://humbio.ru/ Ресурс «База знаний по биологии человека»
http://www.college.ru/biology/ Открытый колледж: биология. Интерактивные Javaапплеты и анимационные картинки по биологии. Возможность дистанционного обучения;
тестирование он-лайн
http://www.ecosystema.ru/ Экологическое образование детей и изучение природы
России
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://www.yaklass.ru/p/biologia Цифровой образовательный ресурс для школ ЯКласс

18

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ГАПОУ СО «БПТ», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную
аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной
аттестации регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам СПО»
Богдановичского политехникума.
Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из
видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из
специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен,
который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить результаты освоения дисциплины. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «БПТ»
самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется как среднее
арифметическое всех оценок индивидуальных образовательных достижений, полученных
обучающимся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Итоговые оценки
выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:

Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка
индивидуальных
образовательных достижений
балл
вербальный аналог
(отметка)
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
ОК 02
Биология как наука. Общая
Заполнение сравнительной таблицы
характеристика жизни
сходства и различий живого и не живого
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

19

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Выполнение лабораторных работ:
«Строение клетки (растения, животные,
грибы) и клеточные включения (крахмал,
каротиноиды, хлоропласты,

хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач

ОК 02

Обмен веществ и превращение Фронтальный опрос
энергии в клетке
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена веществ

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени жизненного
цикла

Раздел 2. Строение и функции организма
ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты тканей,
органов и систем органов организмов
(растения, животные, человек) с краткой
характеристикой их функций

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
и человека
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и человека
по микрогруппам

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования

Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Решение задач

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Разработка глоссария
Решение задач

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Решение задач на определение типа
мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических
схем скрещивани
Раздел 3. Теория эволюции
ОК 02
История эволюционного
Фронтальный опрос
ОК 04
учения. Микроэволюция
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения
ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия: использование
аргументов, биологической терминологии
и символики для доказательства родства
организмов разных систематических групп
Разработка ленты времени возникновения
и развития жизни на Земле
20

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени происхождения
человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
Экологические факторы и
ОК 02
среды жизни
ОК 07

Обсуждение

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота веществ,
используя материалы лекции

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Практическая работа ―Отходы
производства‖

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в жизни
каждого

Анализ информации о научных
достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии,
пищевых биотехнологий

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Промышленная биотехнология Анализ информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам)

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Анализ информации об этических
аспектах развития биотехнологий (по
группам)

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии и технические
системы

Анализ информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».