Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» (ГАПОУ СО «БПТ») ПОЛОЖЕНИЕ о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) устанавливает цели, задачи, порядок применения дистанционных технологий и электронного обучения для реализации основных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, основных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих и дополнительных образовательных программ в ГАПОУ СО «БПТ» (далее - Техникум). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», - Приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», - - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2020г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.03.2020 № 53-И «О мероприятиях по переходу государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области на особый режим функционирования», - Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020г. № ГД-39/04), - Рекомендациями по организации образовательного процесса на выпускных курсах в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 02.04.2020г. № ГД-121/05), - Уставом ГАПОУ СО «БПТ». 1.3. Под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.4. Организация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий основывается на принципах: - общедоступности, - индивидуализации обучения, - помощи и наставничества, принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; - принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; - принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 1.5. Образовательный процесс при дистанционном обучении базируется на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет обучающимся право свободного выбора интенсивности и времени обучения. 2. Цель, основные задачи 2.1. Целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является повышение качества образования, обеспечение его доступности, возможности изучать дисциплину, междисциплинарный курс, учебную и производственную практику, профессиональный модуль с использованием современных информационных технологий, качественная подготовка к Государственной итоговой аттестации. 2.2. Дистанционное обучение способствует решению следующих задач: а) повышение эффективности учебной деятельности обучающихся, б) повышение эффективности организации учебного процесса, в) стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации, г) развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, д) формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, е) разработка образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся, ж) обучение детей с особыми образовательными потребностями. 2.3. Для реализации цели и задач дистанционного обучения методический совет, и профильные цикловые комиссии осуществляют координацию и организационно-методическое обеспечение процесса обучения, организуют информационно-методическую поддержку педагогам. 3. Порядок организация дистанционного обучения 3.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяют педагоги, преподающие дисциплину, междисциплинарный курс, учебную и производственную практику, профессиональный модуль индивидуально или совместно, исходя из специфики преподаваемой дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, профессионального модуля. 3.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может быть организовано для Техникума в целом, отдельной группы/ отдельных групп обучающихся и индивидуально, исходя из обстоятельств, послуживших основанием для организации такого обучения. 3.3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий издается приказ по техникуму с указанием основания и сроков перевода на дистанционное обучение. 3.4. Участники образовательного процесса знакомятся под роспись с должностными инструкциями и инструкциями по использованию системы дистанционного обучения. 3.5. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает наличие информационно-образовательной среды, которая включает в себя: а) Электронные информационные ресурсы (нормативно-правовые документы для реализации дистанционного обучения, база данных учащихся и педагогов образовательной организации и т.д.). б) Электронные образовательные ресурсы (онлайн опросы и тесты, электронные учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы, интерактивные обучающие ресурсы, например, виртуальные лаборатории), видео демонстрации, библиотеки, энциклопедии и т.д. 3.6. Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) разрабатываются на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта по данной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике, профессиональному модулю преподавателями индивидуально или совместно, исходя из специфики преподаваемой дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, профессионального модуля. 3.7. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности: - онлайн-курс - вебинар - видеоконференция - консультация - контрольная работа - лабораторная работа - лекция - практическое занятие - презентация - самостоятельная работа - семинар - тестирование и иные формы, не противоречащие действующему законодательству в сфере образования - защита выпускной квалификационной работы согласно ФГОС по профессиям/специальностям. 3.8. Учебно-методический комплект для организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов. 3.9. Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать основных образовательных программ, реализуемых в техникуме и федеральным государственным образовательным стандартам. 4. Регламент образовательного процесса 4.1. Содержание образования с применением дистанционных технологий и электронного обучения в Техникуме определяется локальными актами Техникума (Уставом, Положением об организации образовательной деятельности, настоящим положением, основными образовательными программами, учебными планами и т.д.). 4.2. При реализации образовательной программы Техникум самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся и учебных занятий, с использованием дистанционных образовательных технологий. 4.3. При реализации дистанционного обучения местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Техникума. 4.4. В случае реализации дистанционного обучения Техникум вправе реализовывать образовательные программы по учебному плану, не предполагающему аудиторной нагрузки в процессе освоения обучаемыми отдельных образовательных модулей (учебных дисциплин). 4.5. Допускается составление индивидуальных учебных планов и календарных учебных графиков в пределах сроков обучения, установленных ФГОС. 4.6. Техникум вправе реализовывать образовательные программы исключительно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность освоить образовательную программу в полном объеме независимо от его территориального местонахождения. 4.7. Техникум устанавливает порядок и формы доступа к используемой в процессе обучения информационной образовательной среде и доводит соответствующие документы до сведения обучаемого. 4.8. При реализации дистанционного обучения Техникум организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Форма консультаций, порядок и сроки их оказания закрепляются в графике, который разрабатывается заведующим отделением и доводиться до сведения обучаемых. 4.9. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Техникум обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников, который закреплен в должностных обязанностях педагога, либо организует оказание помощи в работе с платформой. 4.10. Процесс обучения осуществляется в ОУ педагогическими работниками при помощи ресурсов программного обеспечения для реализации дистанционного обучения. 4.11. Оценивание учебных достижений учащихся в системе дистанционного обучения осуществляется по общепринятой системе оценивания по каждым дисциплине, профессиональному модулю, МДК учебного плана. 4.12. Техникум при реализации дистанционного обучения вправе вести учет результатов их освоения и внутренний документооборот в электронной форме. Сохранение сведений об итоговой аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным. 4.13. Занятия в форме дистанционных технологий и электронного обучения представляют собою изучение учащимся информационных ресурсов (презентаций, текстовых и табличных документов, видео- аудио- фрагментов), тренировочные упражнения; ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию и/или теме; подготовка и отправление на проверку работы преподавателю; разработка индивидуального проекта; комментарии, публикации и рецензии в чатах, форумах и т.д. 4.14. Начало изучения каждой из тем сопровождается рекомендациями по их изучению в которых указываются, сроки освоения темы, правила оформления отчета/контрольной работы по теме (вводный урок) и др. В процессе всего обучения преподаватель проводит индивидуальные консультации (очные и/или дистанционные). 4.15. На каждый учебный период составляется расписание, план-график учебного процесса, которые размещаются на сайте техникума. 4.16. Требования к текущей и промежуточной аттестации определяются соответствующим локальным актом Техникума. Государственная итоговая аттестация проводиться согласно статье 59 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5. Права и обязанности участников образовательного процесса 5.1. Участниками образовательного процесса с применением дистанционных технологий и электронного обучения являются администрация, обучающиеся, педагогический персонал (тьютор/преподаватель). 5.2. Администрация: - обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебно-методическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение учебного материала с использованием дистанционных технологий и электронного обучения; организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования дистанционных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ; - учитывает результаты обучения обучающихся с использованием дистанционных технологий и электронного обучения при аттестации по окончании года. 5.3. Обучающийся: - должен быть зарегистрирован в системе дистанционного обучения; - выполняет все задания, используя материалы, размещенные в сети; - осуществляет коммуникацию в сети, принимает участие в сетевых семинарах, конференциях, сеансах видеоконфернецсвязи и т.д.; 5.4. Родители (законных представителей или лиц их заменяющих): -контролируют использование обучающимся компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательного процесса); -своевременно информируют тьютора/преподавателя о неисправностях в работе компьютерной техники, отсутствии Интернета и т.п. 5.5. Техперсонал (системный администратор): - обеспечивает техническое сопровождение реализации дистанционных технологий и электронного обучения. Рассмотрено Советом политехникума Протокол заседания № .4^4^ от «« # * » 2020 г.