ОП.02 Основы электротехники (Методические указания)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВ ИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
ОП.02 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

Профессия
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Форма обучения очная, группа Св-21
Срок обучения 2 года 10 месяцев

2021

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

Разработчик: Черданцева Т.И., преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович

Рассмотрено на заседании Методического совета
протокол № ____от «___ » ________________2021 г.
Председатель:_________________/ ______________

2

Содержание
1. Пояснительная записка

4

2. Практические работы

6

3. Содержание отчетных работ

8

4. Критерии оценки отчетных работ

9

Рекомендуемая литература

10

t-t.

3

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей про­
граммой ОП.02 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
Практические работы способствуют более глубокому усвоению изучае­
мого теоретического материала, совершенствуют знания обучающимися требо­
ваний нормативных документов и совершенствуют практические навыки обу­
чающихся в области подготовки рабочей документации по электромонтажным
работам.
Результатом выполнения практических работ является овладение обу­
чающимися видом деятельности:
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1 Читать чертежи средней сложности и сложных сварных
металлоконструкций
ПК 2.1

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из
углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных
положениях сварного шва
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных
металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного
шва
ПК 2.3 Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами раз­
личных деталей.
ПК 2.4

Выполнять дуговую резку различных деталей.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и спосо­
бов ее достижения, определенных руководителем

ОКЗ

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итого­
вый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

Программой УД предусмотрено выполнение шести двухчасовых прак­
тической работы и двух четырёхчасовых практических работ.
В методических рекомендациях к практическим работам приведены не­
обходимые теоретические сведения, порядок проведения работы, содержание
отчета.
Предварительная подготовка обучающихся к практической работе, по­
нимание ее цели и содержания - важнейшее условие качественного выполне­

4

ния работ. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению практической рабо­
ты, обучающиеся должны:
изучить содержание работы и порядок ее выполнения;
повторить теоретический материал, связанный с выполнением данной ра­
боты;
Обучающиеся должны иметь отдельную тетрадь для оформления отче­
тов по практическим работам. Работа считается законченной после выполнения
всех пунктов инструкции и проверки результатов преподавателем.
Завершается практическая работа составлением отчета, который должен
содержать все необходимые результаты и выводы.

5

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Тема

Вид, название и краткое содержание задания

Планируемые часы
на выполнение
внеаудиторной рабо­
ты

1.1

П р ак ти ч еск ая р абота № 1 « Р е ш е н и е за д а ч н а п р и м ен ен и е з а к о н а К у л о ­

2

н а , за к о н а Д ж о у л я -Л е н ц а »

Форма
отчетности
и контроля
р е ш ё н н ы е за д а ч и ,
собеседован и е

Ц е л и р аботы :
п р и м е н е н и е ф о р м у л и за к о н о в и з у ч е н н о й тем ы для р еш ен и я зад ач ;
н а у ч и т ь с я о ц е н и в а т ь р е а л ь н о ст ь п о л у ч ен н ы х р езул ьт атов
1 .2

П р ак ти ч еск ая работа № 2 « Р а с ч е т п а р ам ет р ов эл ек т р и ч еск о й ц еп и . Р е ­

2

и н т ер п р ет а ц и я р езу л ь т а ­

ш е н и е за д а ч н а п р и м е н е н и е за к о н а О м а, зак о н а К и р х го ф а »

тов н абл ю ден и й за дея ­

Ц ел ь р аботы :

тельностью

о с в о е н и е о б у ч а ю щ и м и с я т е о р е т и ч е с к о г о м а тер и ал а и п р и м е н е н и е е г о для
р е ш е н и я за д а ч и а н а л и за п о л у ч е н н ы х р езул ьт атов

г о ся в п р о ц е с с е о с в о е н и я

обучаю щ е­

о б р а зо в а т е л ь н о й

про­

грам м ы ;
1 .3

П р ак ти ч еск ая работа № 3 « Р а с ч е т п ар ам ет р ов к о н к р етн ой м а гн и т н о й

2

оценка

п р еп о д а в а т ел я

ц е п и с п р и м е н е н и е м за к о н а п о л н о г о ток а»

р езу л ь т а т о в в ы п ол н ен и я

Ц ел и р аботы :

сам остоятельн ой работы

и зу ч и т ь у с л о в и я в о зн и к н о в ен и я и н д у к ц и о н н о г о ток а, Э Д С и н д у к ц и и ;

п о эталону.

о с в о е н и е о б у ч а ю щ и м и с я т е о р е т и ч е с к о г о м атер и ал а и п р и м е н е н и е е г о дл я
р е ш е н и я за д а ч н а р а с ч е т и и з м е р е н и е о с н о в н ы х п ар ам етр ов п р о с т ы х эл ек ­
т р и ч е с к и х , м а г н и т н ы х и эл ек т р о н н ы х ц еп ей и ан ал и за п о л у ч е н н ы х р е ­
зу л ь т а т о в
1. 4

П р ак ти ч еск ая р абота № 4 « П о сл ед о в а т е л ь н о е с о е д и н е н и е п р о в о д н и к о в
и п р о в е р к а п а д е н и я н а п р я ж ен и я . П а р ал л ел ь н ое с о е д и н е н и е п р о в о д н и к о в и
п р о в е р к а 1-го за к о н а К и р х г о ф а . Р а сч ет м о щ н о с т и в ц е п я х п е р е м е н н о г о
тока»
Ц е л и р аботы :
и зу ч и т ь за к о н ы с о е д и н е н и я п р о в о д н и к о в ;
п р и м е н е н и е ф о р м у л и за к о н о в и з у ч е н н о й тем ы для р еш ен и я за д а ч

4

от ч ёт н а я р аб о т а ;
р е ш ё н н ы е за д а ч и

2 .2

П р ак ти ч еск ая р абота № 5 « С р а в н и т ел ь н о е о п и са н и е т р а н сф о р м а т о р о в

4

р а зл и ч н ы х т и п о в . С о с т а в л ен и е к л а сси ф и к а ц и о н н о г о п ер еч н я св а р о ч н ы х
в ы п р я м и т ел ей . О с в о е н и е п р ав и л и з м е н е н и я си лы св а р о ч н о г о т о к а н а
тр ан сф орм аторе»

от ч ёт н а я р а б о т а ,
оценка
п р еп о д а в а т ел я
р езу л ь т а т о в в ы п ол н ен и я
с а м о с т о я т е л ь н о й р аботы

Ц е л и р аботы :

п о эталону.

и зу ч и т ь у с т р о й с т в о , т и п ы , п р и н ц и п д е й с т в и я , н а зн а ч ен и е тр ан сф о р м а т о р а ;
О св о и т ь п р а в и л а и з м е н е н и я си л ы св а р о ч н о г о ток а н а т р а н сф о р м а т о р е
2 .3

П р ак ти ч еск ая р абота № 6 « П у ск и о с т а н о в к а эл ек т р о д в и га т ел ей , у с т а ­

2

н о в л е н н ы х н а эл е к т р и ч е с к и х м аш и н ах»

о т ч ёт н а я р а б о т а ,
собеседован и е

Ц ел и р аботы :
о з н а к о м л е н и е с о с п о с о б а м и п у ск а дв и га т ел я п ар ал л ел ь н ого в о з б у ж д е н и я ,
о з н а к о м л е н и е с у с т р о й с т в о м л а б о р а т о р н о й у стан ов к и ,
у м е н и е за п и сы в а ть п а с п о р т н ы е д а н н ы е эл ек т р и ч еск и х м а ш и н и д а н н ы е
и зм е р и т е л ь н ы х п р и б о р о в
2 .4

П р ак ти ч еск ая р абота № 7 « Н а ст р о й к а за зем л ен и я н а и ст о ч н и к а х п и та­

2

н и я сварочной дуги»

о т ч ёт н а я р а б о т а
собеседован и е

Ц ел и р аботы :
и зу ч и т ь н а зн а ч ен и е и с п о с о б ы н а стр о й к и за зем л ен и я н а и с т о ч н и к а х п и т а ­
н и я св а р о ч н о й д у г и .

П р ак ти ч еск ая р абота № 8 « Д и ф ф ер ен ц и р о в а н н ы й зач ёт»
Ц ел ь р аботы :

к о н тро л ь

и

о ц е н к а р езу л ь т а т о в о св о ен и я д и сц и п л и н ы

2

в ы п о л н ен н ы е

т ест о в ы е

зад ан и я ;
о ц е н к а п р еп о д а в а т ел я за
р е зу л ь т а т

устны х

отве­

т о в и п р а к т и ч еск и х ра­
бот

7

3 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
отчеты по практическим работам
обязательно указываются:
• номер и название практической работы;
• цели работы;
• заполненные с использованием информационных технологий и в соответ
ствии с требованиями нормативных документов формы рабочей докумен
тации на электромонтажные работы;
выводы.

4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
Форма зачета по практическим работам - собеседование.
Практическая работа считается выполненной и принимается к зачету по
следующим критериям:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно, с
достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные фор­
мулировки, точные определения ключевых понятий, обнаруживает полное по­
нимание материала и может обосновать свой ответ, привести примеры, демон­
стрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные
вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовле­
творяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает
единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавате­
ля.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся де­
монстрирует знание и понимание основных положений программного материа­
ла, но при этом допускает неточности в формулировке правил или определе­
ний, излагает материал недостаточно связно и последовательно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся об­
наруживает незнание большей части программного материала, допускает
ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспо­
рядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми за­
пинками, перерывами.

| ** '*».!

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дополнительные источники, Электронные издания (электронные ресур­
сы)
1. Аполлонский, С.М. Теоретические основы электротехники : учебное посо­
бие / Аполлонский С.М., Виноградов А.Л. — Москва : КноРус, 2021. — 249 с.
— ISBN 978-5-406-04981-5. — URL: https://book.ru/book/939024 (дата обраще­
ния: 10.10.2021). — Текст : электронный.
2. Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО / П.А. Бутырин.- М.: ИЦ
"Академия", 2014.- 272 с.
3. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие /
А.Н. Гуржий, Н.И. Поворознюк.- М.:Академия, 2015.- 272 с.
4. Мартынова, И.О. Электротехника. Лабораторно-практические работы :
учебное пособие / Мартынова И.О. — Москва : КноРус, 2021. — 136 с. — ISBN
978-5-406-03420-0. — URL: https://book.ru/book/936585 (дата обращения:
10.10.2021). — Текст : электронный
5. Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3-Е
ИЗД.)/ Новиков П.Н., [и др.].- М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 с.
6. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. Уч.
пособие для УНПО / Прошин.- М.: "Академия", 2014. - 192 с.
7. https://nashol.com/ Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электриче­
ского и электромеханического оборудования, Акимова Н.А., Котеленец М.Ф.,
Сенетюрихин Н.И., 2015
8. http://cjty-cnegi.ru/about.html. Всё о силовом электрооборудовании - описа­
ние, чертежи, руководства по эксплуатации.

! ;
•

с. »

'f jr

|

ш

ю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».