ОП.09 Финансовая грамотность

Приложение
к программе СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки))

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО «Богдановичский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Профессия
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Форма обучения - очная, группа Св-21
Срок обучения 2 года 10 месяцев

2021

Программа рассмотрена на заседании
ПЦК подготовки квалифицированных рабочих
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»
Протокол № SO
От
г.
Предс
“ миссии

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Финансовая
грамотность» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) приказ Министерства образования №50
от 29 января 2016 года с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020г.,
и с учетом запросов регионального рынка труда.
Организация
разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Богдановичский политехникум»
Автор: Алимпиева Л.А., преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3

1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Финансовая грамотность является
вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по
профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))».
Учебная дисциплина ОП.09 Финансовая грамотность обеспечивает формирование
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 15.01.05
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК 3, ОК
5-6, ОК 8.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
Умения

Знания

ОК
ОК 2.
ОКЗ.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.

- решать практические финансовые задачи;
- определять стратегические цели в области
управления личными финансами;
- ставить стратегические задачи для
достижения личных финансовых целей;
- планировать использование различных
инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в
области управления личными финансами;
- подбирать альтернативные пути
достижения поставленных целей и решения
задач;
- владеть основными принципами принятия
оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.

4

- основные понятия и инструменты
взаимодействия
с
участниками
финансовых отношений;
принципы
функционирования
финансовой системы современного
государства;
- права и обязанности в сфере
финансов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часша

Объем образовательной программы учебной дисциплины

54

в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия

16

Самостоятельная работа

15

Консультация

3

Промежуточная аттестация в форме зачета
,гИЦф*.

1и■МЫ ■4
V V #*-.

?

*■

к' I 5*

с

■

5

I

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Наименование разделов и
тем

Тема 1. Банки

Тема 2. Фондовый и
валютный рынки

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Содержание учебного материала
1. Банковская система России. Текущие счета, банковские
карты. Сберегательные вклады. Кредиты. Прочие услуги банков
В том числе, практических занятий
1. Сравнение банковских вкладов и кредитов
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с сайтом Агентства по страхованию вкладов (www.asv.
org.ru: раздел «Страхование вкладов»)
Содержание учебного материала
1. Понятие фондового рынка, ценных бумаг.
Риск и
доходность. Облигации. Акции
2. Фондовая биржа. Рынок Форекс. Профессиональные
участники рынка ценных бумаг
В том числе, практических занятий
1. Расчёт уровня доходности по инвестициям

4

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 2,5,8

2

2
6

ОК 2,5,8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3. Страхование:
предмет страхования и
риски

Работа с информацией, опубликованной на сайте ЦБ РФ
(www.cbr.ru: Финансовые рынки —>Развитие финансового рынка)
Содержание учебного материала
1. Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни
В том числе, практических занятий
1. Сравнение страховых продуктов. Анализ предложения
6

2
4
2

ОК 2,5,8

страховых компаний в вашем городе
Самостоятельная работа обучающихся
'Ж Я $
"•
Поиск в Интернете информации о рейтинге страховых
<
Я
T
"-IV~'T
' '! 3 0 ч ’’ г
компаний по ОСАГО за последние три года и представление её в
форме таблицы
Тема 4. Налоги:
Содержание учебного материала
необходимость уплаты и
1. Понятие налоговой системы, налогов, сборов, пошлин.
угроза неуплаты
Необходимость получения ИНН и порядок его получения. Виды
налогов.
В том числе, практических занятий
1. Заполнение налоговой декларации. Оформление заявления на
получение налогового вычета
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в Интернете информации об особенностях подоходного
налога в разных странах (не менее 5-7 стран) и представление в
текстовой форме
Тема 5. Пенсионное
Содержание учебного материала
страхование
1.
Обязательное и добровольное пенсионное страхование
В том числе, практических занятий
1.
Составление алгоритм расчёта пенсии
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в Интернете информации о динамике денежных
доходов россиян, о размерах их заработной платы, о назначенных
за последние три года пенсиях (средние показатели по годам и
регионам) и представление данные в виде графиков
Тема
6.
Финансовые Содержание учебного материала
механизмы
работы
1 . Взаимоотношения
работодателя
и
сотрудников.
организации
Эффективность организации, банкротство и безработица
В том числе, практических занятий
1. Расчет показателей затрат и прибыльности организации
*•*< ' ■ • -АЦ г
' -jr -jv
Самостоятельная работа обучающихся

2
4

ОК 2,3,5,6,8

2

2
4

ОК 2,5,8

2

...

2

4

2
2

ОК 2,3,6,8

Решение задач на определение показателей доходности
деятельности организации
Тема
7.
Собственный Содержание учебного материала
бизнес:
создание
и
1. Создание собственного бизнеса. Структура бизнес-плана
сохранение
В том числе, практических занятий
1. Написание бизнес-плана
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск с помощью Интернета информации о динамике
развития малого бизнеса в России за последние 10 лет.
Установление закономерности его развития.
Тема 8. Риски в мире денег: Содержание учебного материала
защита от разорения
1. Экономические кризисы. Финансовое мошенничество
В том числе, практических занятий
1. Оценка и контроль рисков своих сбережений
Самостоятельная работа обучающихся
Решение тестов
Консультация
Промежуточная аттестация
Всего:

8

4

ОК 2,3,5,6,8

2

2
4
2

1
3
2
54

ОК 2,8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине
«Финансовая грамотность», технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, с выходом в
Интернет;
- принтер;
- калькуляторы.
При реализации программы дисциплины «Финансовая грамотность»
используются технические возможности кабинета № 38 ТСО (технических средств
обучения).

3.2Л

Печатные издания

1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 400 с.
- (Учимся разумному финансовому поведению)
2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее
профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 48 с. - (Учимся разумному
финансовому поведению)
3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации
для преподавателя. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. 224 с. - (Учимся разумному финансовому поведению)
4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее
профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 32 с. - (Учимся разумному
финансовому поведению). ISBN 9

3.2.2

Электронные издания (электронные ресурсы)

1.
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов — ФЦИОР).
2.
www.
school-collection.
edu. ш
(Единая
коллекция цифровых
образовательных ресурсов).
3.
www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал
цифрового образования»),
4.
www. window, edu. ш (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Федерации).
5.
https://sites. google, com/site/infbpt/
6.
https://www.book.ru (Электронная библиотечная система)
7.
www.ng.ru/economics/
8.
www.lenta.rueconomv/

9

4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ _______________________________ ___________________
Результаты обучения
Методы оценки
Критерии оценки
знать:
Владение
информацией
об Оценка преподавателем
основные понятия и основных
понятиях
и результатов устных ответов
инструменты
инструментах взаимодействия с и письменных работ.
взаимодействия
с участниками
финансовых Интерпретация наблюдений
участниками
финансовых отношений;
за ходом дискуссии.
отношений;
- принципы
Владение принципами
Оценка
преподавателя,
функционирования
функционирования финансовой
самооценка и взаимооценка
финансовой системы
защиты задания.
системы современного
современного государства;
государства;
- права и обязанности в Владение информацией об правах Оценка преподавателя
сфере финансов.
и обязанностях в сфере финансов. устного ответа.
Интерпретация наблюдений
за ходом дискуссии.
уметь:
Демонстрация умения решать
Взаимооценка (самооценка)
- решать практические
практические финансовые задачи; результатов выполнения
финансовые задачи;
тестов по эталону.
Оценка
преподавателем
результатов выполнения и
защиты
практических
работ.
- определять стратегические
Оценка
преподавателем
Демонстрация определять
цели в области управления
результатов выполнения и
стратегические цели в области
личными финансами;
защиты
практических
управления личными финансами;
работ.
- ставить стратегические
Демонстрация умения ставить Интерпретация наблюдений
задачи для достижения
стратегические
задачи
для за ходом дискуссии.
личных финансовых целей;
достижения личных финансовых
целей;
искать нужную информацию.
- планировать использование Демонстрация умения
Интерпретация наблюдений
различных инструментов в
за ходом дискуссии.
планировать использование
процессе реализации
различных инструментов в
Оценка преподавателем
стратегических целей и
области управления личными
результатов устных ответов
тактических задач в области
и письменных работ.
финансами;
управления личными
финансами;
- подбирать альтернативные
Оценка преподавателем
Демонстрация умения подбирать
пути достижения
альтернативные пути достижения результатов устных ответов
поставленных целей и
и письменных работ.
поставленных целей и решения
решения задач;
задач;
- владеть основными
принципами принятия
оптимальных финансовых
решений в процессе своей
жизнедеятельности.

Демонстрация владения
основными принципами принятия
оптимальных финансовых
решений в процессе своей
жизнедеятельности.

10

Взаимооценка (самооценка)
результатов выполнения
тестов по эталону
Оценка преподавателя
результатов устных
ответов.

—

Оценка
преподавателем
результатов выполнения и
защиты
практических
работ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».