Приложение к программе СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Форма обучения - очная, группа Св-21 Срок обучения 2 года 10 месяцев 2021 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № SO От г. Предс “ миссии Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Финансовая грамотность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) приказ Министерства образования №50 от 29 января 2016 года с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020г., и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Алимпиева Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Финансовая грамотность является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))». Учебная дисциплина ОП.09 Финансовая грамотность обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК 3, ОК 5-6, ОК 8. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ОК ОК 2. ОКЗ. ОК 5. ОК 6. ОК 8. - решать практические финансовые задачи; - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей; - планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; - подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; - владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. 4 - основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; принципы функционирования финансовой системы современного государства; - права и обязанности в сфере финансов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем часша Объем образовательной программы учебной дисциплины 54 в том числе: теоретическое обучение 20 практические занятия 16 Самостоятельная работа 15 Консультация 3 Промежуточная аттестация в форме зачета ,гИЦф*. 1и■МЫ ■4 V V #*-. ? *■ к' I 5* с ■ 5 I 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Наименование разделов и тем Тема 1. Банки Тема 2. Фондовый и валютный рынки Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Содержание учебного материала 1. Банковская система России. Текущие счета, банковские карты. Сберегательные вклады. Кредиты. Прочие услуги банков В том числе, практических занятий 1. Сравнение банковских вкладов и кредитов Самостоятельная работа обучающихся Работа с сайтом Агентства по страхованию вкладов (www.asv. org.ru: раздел «Страхование вкладов») Содержание учебного материала 1. Понятие фондового рынка, ценных бумаг. Риск и доходность. Облигации. Акции 2. Фондовая биржа. Рынок Форекс. Профессиональные участники рынка ценных бумаг В том числе, практических занятий 1. Расчёт уровня доходности по инвестициям 4 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 2,5,8 2 2 6 ОК 2,5,8 2 Самостоятельная работа обучающихся Тема 3. Страхование: предмет страхования и риски Работа с информацией, опубликованной на сайте ЦБ РФ (www.cbr.ru: Финансовые рынки —>Развитие финансового рынка) Содержание учебного материала 1. Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни В том числе, практических занятий 1. Сравнение страховых продуктов. Анализ предложения 6 2 4 2 ОК 2,5,8 страховых компаний в вашем городе Самостоятельная работа обучающихся 'Ж Я $ "• Поиск в Интернете информации о рейтинге страховых < Я T "-IV~'T ' '! 3 0 ч ’’ г компаний по ОСАГО за последние три года и представление её в форме таблицы Тема 4. Налоги: Содержание учебного материала необходимость уплаты и 1. Понятие налоговой системы, налогов, сборов, пошлин. угроза неуплаты Необходимость получения ИНН и порядок его получения. Виды налогов. В том числе, практических занятий 1. Заполнение налоговой декларации. Оформление заявления на получение налогового вычета Самостоятельная работа обучающихся Поиск в Интернете информации об особенностях подоходного налога в разных странах (не менее 5-7 стран) и представление в текстовой форме Тема 5. Пенсионное Содержание учебного материала страхование 1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование В том числе, практических занятий 1. Составление алгоритм расчёта пенсии Самостоятельная работа обучающихся Поиск в Интернете информации о динамике денежных доходов россиян, о размерах их заработной платы, о назначенных за последние три года пенсиях (средние показатели по годам и регионам) и представление данные в виде графиков Тема 6. Финансовые Содержание учебного материала механизмы работы 1 . Взаимоотношения работодателя и сотрудников. организации Эффективность организации, банкротство и безработица В том числе, практических занятий 1. Расчет показателей затрат и прибыльности организации *•*< ' ■ • -АЦ г ' -jr -jv Самостоятельная работа обучающихся 2 4 ОК 2,3,5,6,8 2 2 4 ОК 2,5,8 2 ... 2 4 2 2 ОК 2,3,6,8 Решение задач на определение показателей доходности деятельности организации Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: создание и 1. Создание собственного бизнеса. Структура бизнес-плана сохранение В том числе, практических занятий 1. Написание бизнес-плана Самостоятельная работа обучающихся Поиск с помощью Интернета информации о динамике развития малого бизнеса в России за последние 10 лет. Установление закономерности его развития. Тема 8. Риски в мире денег: Содержание учебного материала защита от разорения 1. Экономические кризисы. Финансовое мошенничество В том числе, практических занятий 1. Оценка и контроль рисков своих сбережений Самостоятельная работа обучающихся Решение тестов Консультация Промежуточная аттестация Всего: 8 4 ОК 2,3,5,6,8 2 2 4 2 1 3 2 54 ОК 2,8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - доска; - схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине «Финансовая грамотность», технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Интернет; - принтер; - калькуляторы. При реализации программы дисциплины «Финансовая грамотность» используются технические возможности кабинета № 38 ТСО (технических средств обучения). 3.2Л Печатные издания 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 400 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) 2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 48 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) 3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. 224 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) 4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. - М.: ВАКО, 2020. - 32 с. - (Учимся разумному финансовому поведению). ISBN 9 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www. school-collection. edu. ш (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»), 4. www. window, edu. ш (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 5. https://sites. google, com/site/infbpt/ 6. https://www.book.ru (Электронная библиотечная система) 7. www.ng.ru/economics/ 8. www.lenta.rueconomv/ 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _______________________________ ___________________ Результаты обучения Методы оценки Критерии оценки знать: Владение информацией об Оценка преподавателем основные понятия и основных понятиях и результатов устных ответов инструменты инструментах взаимодействия с и письменных работ. взаимодействия с участниками финансовых Интерпретация наблюдений участниками финансовых отношений; за ходом дискуссии. отношений; - принципы Владение принципами Оценка преподавателя, функционирования функционирования финансовой самооценка и взаимооценка финансовой системы защиты задания. системы современного современного государства; государства; - права и обязанности в Владение информацией об правах Оценка преподавателя сфере финансов. и обязанностях в сфере финансов. устного ответа. Интерпретация наблюдений за ходом дискуссии. уметь: Демонстрация умения решать Взаимооценка (самооценка) - решать практические практические финансовые задачи; результатов выполнения финансовые задачи; тестов по эталону. Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ. - определять стратегические Оценка преподавателем Демонстрация определять цели в области управления результатов выполнения и стратегические цели в области личными финансами; защиты практических управления личными финансами; работ. - ставить стратегические Демонстрация умения ставить Интерпретация наблюдений задачи для достижения стратегические задачи для за ходом дискуссии. личных финансовых целей; достижения личных финансовых целей; искать нужную информацию. - планировать использование Демонстрация умения Интерпретация наблюдений различных инструментов в за ходом дискуссии. планировать использование процессе реализации различных инструментов в Оценка преподавателем стратегических целей и области управления личными результатов устных ответов тактических задач в области и письменных работ. финансами; управления личными финансами; - подбирать альтернативные Оценка преподавателем Демонстрация умения подбирать пути достижения альтернативные пути достижения результатов устных ответов поставленных целей и и письменных работ. поставленных целей и решения решения задач; задач; - владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. Демонстрация владения основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. 10 Взаимооценка (самооценка) результатов выполнения тестов по эталону Оценка преподавателя результатов устных ответов. — Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ. 11