ОД.07. Обществознание М-23

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, с учетом профессиональной направленности программ среднего
профессионального образования общеобразовательной дисциплины «Обществознание», и
на основе примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций (Клинова О. В.,
Козлова А. А, Рахманова О. Б, Судакова Е. В, Чипурных С. И), 2022 г.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
Свердловской области «Богдановичский политехникум»

образовательное

учреждение

Автор:
Рубцова Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«БПТ»
Программа рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО
«БПТ»
Протокол №10 от 29.06.2023
Председатель цикловой комиссии Евсеенко О.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Обществознание» ................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................... 18
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...... 30
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............... 32

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.12.«Монтаж, техническое обслуживание промышленного
оборудования (по отраслям)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учѐтом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учѐтом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование
Планируемые результаты освоения дисциплины
формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и институтов; основах
социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах
современности; перспективах развития современного
общества, в том числе тенденций развития Российской
Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики поддержки
конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных
отношений в современной экономике;
- системе права и законодательства Российской Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных
понятий, классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат
5

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в
социальных науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;

сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного
типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных
6

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям

знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих
звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод, социальное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
7

грамотности в
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
различных жизненных на основе осознанного принятия ценностей
ситуациях
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей

общества, направлениях государственной политики
Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развернутые ответы,
сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный
и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности в
части уплаты налогов для развития общества и государства

8

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять

- использовать обществоведческие знания для взаимодействия
с представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей,
реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской
позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли
непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении
различных задач

9

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
- принятие себя и других людей;
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого
человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развернутые ответы,
сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный
и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
10

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;

социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев

1) сформировать знания об:
обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том числе
тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
11

- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию

особенностях рыночных отношений в современной экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий
органов государственной власти, этапах бюджетного процесса,
механизмах принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях социальной политики
в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики
Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской Федерации,
правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской
Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых,
налоговых, образовательных, административных, уголовных
общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного
труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности культуры России
и традиций народов России, общественной стабильности и
целостности государства;
12

и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных
понятий, классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат
при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в
социальных науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;
выявлять причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать иерархию
нормативных правовых актов в системе российского
законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод, социальное
прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из источников
разного типа, включая официальные публикации на интернет13

ресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих
звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развернутые ответы,
сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный
и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других национальностей и
культур в целях успешного выполнения типичных социальных
ролей, реализации прав и осознанного выполнения
обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования; использовать
14

средства информационно-коммуникационных технологий в
решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности в
части уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных знаний
15

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные способы противодействия коррупции;
определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения социальных норм,
ценностей, экономической рациональности и финансовой
грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том числе
для несовершеннолетних граждан
В области экологического воспитания:
- конкретизировать теоретические положения фактами
- сформированность экологической культуры,
социальной действительности, модельными ситуациями,
понимание влияния социально-экономических
примерами из личного социального опыта и фактами
процессов на состояние природной и
социальной действительности, в том числе по соблюдению
социальной среды, осознание глобального
правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
характера экологических проблем;
социальных процессов и явлений на основе предложенных
- планирование и осуществление действий в
критериев;
окружающей среде на основе знания целей
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
устойчивого развития человечества;
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
активное неприятие действий, приносящих вред другие связи социальных объектов и процессов, включая
окружающей среде; - умение прогнозировать
умения характеризовать взаимовлияние природы и общества,
неблагоприятные экологические последствия
приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;
предпринимаемых действий, предотвращать их; выявлять причины и последствия преобразований в различных
- расширениеопыта деятельностиэкологической сферах жизни российского обществ
направленности; овладениенавыкамиучебноисследовательской,
проектной и социальной деятельности
16

17

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

практические занятия

32

Промежуточная аттестация (Зачет)

2

18

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «История»
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.
Тема 1.1. Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Тема 1.2.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), практические занятия
Основное содержание
Человек в обществе
Основное содержание
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты.
Признаки и функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
Практические занятия. Многообразие путей и форм общественного развития.
Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание.
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития (название
специальности) в информационном обществе. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности (название специальности). Роль науки в решении
глобальных проблем
Социально-экономический и гуманитарный профили - Социальные и
гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на
профессиональную деятельность (название специальности). Направления
цифровизации в профессиональной деятельности (название специальности)

Основное содержание

Объем
часов

Формируемые
компетенции

10
2

2

3
19

Биосоциальная
природа человека и
его деятельность

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты
(институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности
человека
Практические занятия. Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (название
специальности). Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном
сообществе, его особенности в сфере (название специальности)
Основное содержание

1

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные,
технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и
методы научного познания. Особенности научного познания в социальногуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Практические занятия. Российское общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание.

2

20

Раздел 2.
Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Тема 2.2.
Наука и образование
в современном мире

Для всех профилей – Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки в профессиональной деятельности (название специальности)
Духовная культура
Основное содержание
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории
морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
Этикет в профессиональной деятельности (название специальности)
Основное содержание
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы

14
5

1

2

21

Тема 2.3.
Религия

Тема 2.4.
Искусство

Раздел 3.
Тема 3.1.

Практические занятия. Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в
современном обществе. Направления научно-технологического развития и
научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание.
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля – Особенности
профессиональной деятельности в сфере науки, образования
Для других профилей – Профессиональное образование в сфере (название
специальности). Роль и значение непрерывности образования

2

Основное содержание
Религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации.
Свобода совести.
Практические занятия. Развитие религии в современной России

1

Основное содержание
Практические занятия
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание.
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля – Особенности
профессиональной деятельности в сфере искусства
Для других профилей – Образ профессии/ специальности (название специальности)
в искусстве
Экономическая жизнь общества
Основное содержание

1

1

1

20
3
22

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.
Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.
Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов
Практические занятия. Пути его достижения экономического роста РФ
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Особенности разделения труда и специализации в
сфере (название специальности)
Тема 3.2.
Основное содержание
Рыночные отношения Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
в экономике.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Финансовые
Государственная политика по развитию конкуренции . Антимонопольное
институты
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
Практические занятия. Конкуренция и монополия
Профессионально ориентированное содержание.
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение.
Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность. Денежные агрегаты
Тема 3.3.
Основное содержание
Рынок труда и
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации
Рациональное
в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
поведение
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
потребителя
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

1

2

2

2

23

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

общества
Практические занятия. Особенности труда молодежи
Профессионально ориентированное содержание.
Для социально- экономического профиля - Особенности профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах
Для других профилей - Спрос на труд и его факторы в сфере (название
специальности). Стратегия поведения при поиске работы. Возможности (название
специальности) профессиональной переподготовки
Основное содержание
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Практические занятия.
Российской Федерации.

Государственная

политика

импортозамещения

2

1

в

1

Основное содержание
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного
бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации.

2

Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере (название
специальности). Основы менеджмента и маркетинга в сфере (название
специальности)

Тема 3.5. Экономика
и государство

24

Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые
льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в
Российской Федерации
Практические занятия. .Цифровизация экономики в Российской Федерации

Тема 3.6.Основные
тенденции развития
экономики России и
международная
экономика

Основное содержание
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение
труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Практические занятия. Экспорт и импорт товаров и услуг в РФ
Профессионально ориентированное содержание.
Технический и естественно-научный профили – Направления импортозамещения в
условиях современной экономической ситуации в сфере (название
специальности).
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Социально-экономический и гуманитарный профили – Региональная экономика и
еѐ особенности в сфере (название специальности). Основные направления
развития региональной экономики (название региона)

1

Консультация
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1. Социальная Основное содержание
структура общества.
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Положение личности Социальное неравенство. Социальная структура российского общества.
в обществе
Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в
Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе

2
8
1

1

25

Практические занятия. Социальная структура российского общества.
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли
человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
Основное содержание
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным
семьям

1

Практические занятия. Тенденции развития семьи в РФ

2

Тема 4.3.
Этнические общности
и нации

Основное содержание
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации

2

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный
контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Основное содержание
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной
деятельности социолога, социального психолога.

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Практические занятия.

26

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной
деятельности социолога, социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание
Политика и власть.
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политическая
Политические институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт
политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства.
Форма
государства:
форма
правления,
форма
государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства
Практические занятия.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной
власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской
Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы
противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в
Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму
Основное содержание
Тема 5.2.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическая
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в
культура общества и
обществе. Основные идейно-политические течения современности.
личности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия

2

4
1

1

27

граждан в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в
Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Практические занятия.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Роль профсоюзов в формировании основ гражданского
общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Политический
процесс и его
участники

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Тема 6.2.

Основное содержание
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые
акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.
Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации
Практические занятия. Решение ситуативных задач
Профессионально ориентированное содержание.
Для всех профилей – Соблюдение правовых норм в профессиональной
деятельности
Основное содержание

2

8

1

1

2

28

Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские),
политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека
и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного
и военного времени
Практические занятия.
Профессионально ориентированное содержание Для всех профилей –
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного
времени
Основное содержание
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и
работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав
работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних
работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема
на обучение в образовательные организации среднего профессионального и
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
Практические занятия. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Профессионально ориентированное содержание

2

29

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.
Основы
процессуального
права

Основное содержание

1

Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и
виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в
уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Практические занятия. Уголовная ответственность

1

Основное содержание

1

Конституционное судопроизводство
Административный
процесс.
Судебное
производство
по
делам
об
административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии.
Субъекты уголовного процесса
Практические занятия. Административные правонарушения

1

Консультациия

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего

72

30

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «История» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «История» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых,
поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• библиотечный фонд.
• компьютер, принтер, экран.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные
для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной
и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты имеют возможность
доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Для студентов:
1.История (с учетом новой Концепции преподавания истории России): учебник / С.А.
Кмслицын. С.И. Самыгин. П.С. Самыгин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: КНОРУС, 2024. –
336 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. История России Новейшего времени: учебник / С.В.Анисимова, Н.А.мухамедьярова. –
Москва: РУСАЙНС, 2024. – 162 с.
3. История: учебное пособие / В.П. Семин, Ю.Н.Арзамаскин. -2-е издание ., стер.- Москва:
КНОРУС, 2021-304 с.- (Среднее профессиональное образование), 2022.

Для преподавателей:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
31

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №
413 ―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования‖».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N413".
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
7. Примерная основная образовательная программа рассмотренная на заседании
Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО и утвержденная на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования (протокол № 1от «30»
ноября 2022 г.)

Интернет-ресурсы:
1. www.gumer.info (Библиотека Гумер).
2. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
3. www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
4. www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы
по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
5. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
6. https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
7. www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
8. www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
9. www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
10. www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
11. www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России,
изданные в XVI— XVIII столетиях).
12. www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
13. www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные
издания произведений и биографических и критических материалов).
14. www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
15. www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
16. www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
32

17. www.statehistory.ru (История государства).
18. www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
19. www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
20. www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
21. www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
22. www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
23. www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
24. www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).
25. www.9may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
26. www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
27. www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
28. www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
29. www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
30. www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
31. www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях).
32. www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
33. www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
34. www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
35. www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
36. www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
37. www.sovmusic.ru (Советская музыка).
38. www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
39. www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ
им. М. В. Ломоносова).
40. www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
41. www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).

Дополнительная литература:
1.История (в 2 частях) углубленное обучение
2.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А.
10–11 ООО «Русское слово-учебник», 2019
3.Россия в мире (в 2 частях)
4.Аверьянов К.А., Ромашов С.А. Смутное время: Российское государство в начале ХVII в.:
исторический атлас. – М., 2016.
5.Артасов И.А. Данилов А.А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История:
модульный курс: практикум и диагностика. – М., 2017.
6.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
7.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
33

8.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-методический комплекс.–
М., 2017
9.Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М., 2017.
10.Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы
международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2017.
11.Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.
12.Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я.
Петрухин. – М., 2017.
13.Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д.
Бренденберг. – М., 2017.
14.Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г.
Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2017.
15.Розенталь И. С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. – М., 2016.
16.Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. – М., 2016.
17.Формирование территории Российского государства. XVI — начало ХХ в. (границы и
геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2017.
18.Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., Короткова М.В., Горинов М.М.; под
редакцией Торкунова А.В. 10–11 Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ГАПОУ СО «БПТ», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию
обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации
регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам СПО» Богдановичского
политехникума.
Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из видов
учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики
учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить результаты освоения дисциплины. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «БПТ» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется как среднее
арифметическое всех оценок индивидуальных образовательных достижений, полученных
обучающимся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Итоговые оценки
выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:

Процент
результативности
(правильных
ответов)

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
34

вербальный аналог

90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно

5
4
3
2

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональ
ная компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 1, П-о/с1
Р 2, П-о/с
Р 3, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 5, П-о/с
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, По/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5, П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
П-о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
4.5, П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, По/с
Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5, П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
П-о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5,
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, По/с
Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5 П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
П-о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
4.5 П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 По/с

35

Диагностическая работа
Контрольная работа
Самооценка и взаимооценка
Презентация мини-проектов
Устный и письменный опрос
Результаты выполнения
учебных заданий
Разработка маршрута
образовательного путешествия
Практические работы
Промежуточная аттестация
(выполнение экзаменационных
заданий)

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5 П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 По/с
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
4.5, П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, По/с

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».