МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» СОГЛАСОВАНО Начальник ИТЦ Богдановичского ОАО «Огнеупоры» « Л' » О.М.Горбунова и.** «чг 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.ОЗ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 03 Ведение технологического процесса Для специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» Форма обучения - очная (группа Т-21) Срок обучения 3 года 10 месяцев Уровень подготовки: базовый 2021 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «Богдановичского политехникума» Предс цикловой комиссии ''/ ~~ / Озорнина И.А./ «25» июня 2021 г. Рабочая программа производственной практики разработана в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.ОЗ «Ведение технологического процесса» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07 мая 2014 г.№435 (далее - ФГОС СПО) и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Озорнина Ирина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум». 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 6 ПРАКТИКИ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3 7 10 1 ПАСПОРТ ПРАКТИКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 1.1. Цель и планируемые результаты производственной практики В результате прохождения производственной практики студент должен освоить основной вид деятельности Ведение технологического процесса и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: _____ 1.1.1. Перечень общих компетенций1______________________ _______ К од Н аи м енован ие общ и х к ом п етен ц и й ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности. ОК 2 ОКЗ. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 10. 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций вдз Ведение технологического процесса ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование; Код 2 _____ 1.1.3. В результате прохождения производственной практики студент должен : Иметь практический - работы с нормативной документацией; опыт - оформления технологической документации; - работы со справочной литературой и другими информационными источниками; ____________________ - расчета технико-экономических показателей._______ 4 уметь выбирать метод контроля параметров технологического процесса; - оперативно выявлять и анализировать нарушения в технологическом процессе; - предупреждать и устранять отклонения от норм технологического режима; - анализировать причины брака; - работать с нормативной документацией; обеспечивать рациональное использование производственных мощностей. 1.2. Количество часов на освоение производственной практики: Всего - 108 час. (3 недели). 5 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Н аим енование п р оф есси он ал ьн ого модуля, М Д К О бъ ём часов С о д е р ж а н и е у ч е б н о г о м а т ер и а л а (в и д ы в ы п о л н я е м ы х р а б о т )) 108 ПМ.ОЗ ВЕДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА М Д К 0 3 . 01 О с н о в ы п р о и зв о д с т в а тугоплавких н ем еталл и ч еск и х и си л и к а т н ы х м а т ер и а л о в и и зд ел и й . 2 И нструктаж 1 И н с т р у к т а ж и п о о х р а н е т р у д а и т е х н и к е б е зо п а с н о с т и . 98 У ч е б н о -п р о и з в о д с т в е н н ы е р а б о т ы И зу ч ен и е и и с п о л ь зо в а н и е н о р м ати в н о й д о к у м е н т а ц и и , сп р аво ч н о й л и т е р а т у р ы и д р у ги х 1 и н ф о р м а ц и о н н ы х и с то ч н и к о в . О ф о р м л е н и е те х н о л о ги ч е с к о й д о к у м ен тац и и . Р а б о т а с н о р м ати в н о й д о к у м е н т а ц и е й . 2 5 И зучен и е о с н о в н ы х тех н и к о -эк о н о м и ч ес к и х п о к а зател ей п р о и зв о д ств ен н о го у ч а с т к а (о т д е л е н и я ) д л я о су щ еств л ен и я расчетов. В ы явл ен и е н а р у ш е н и й в тех н о л о ги ч еско м п роц ессе и ан а л и з причин. В ы явл ен и е о тк л о н ен и й о т н о р м т е х н о л о г и ч е с к о г о р е ж и м а , п р е д у п р еж д ен и е и у с т р а н е н и е о т к л о н ен и й . 6 7 А н ал и з п р и ч и н в о зн и к н о в ен и я брака. О б есп ечен и е р ац и о н ал ь н о го и сп о л ьзо в ан и я п р о и з в о д с т в е н н ы х м о щ н о с т е й . 3 4 4 4 Зачет Э к зам ен к вал и ф и к ац и онн ы й И того: 6 108 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ЗЛ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы производственной практики предполагает наличие возможности ее организации на профильных предприятиях региона по производству тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Практика может быть организована на предприятиях: - Богдановичское ОАО «Огнеупоры»', - ОАО «Сухоложский огнеупорный завод»', - ОАО «Первоуральский динасовый завод»', - ОАО «Камыгиловский завод «Урализолятор»', - ОАО «Сухоложскцемент»; - ООО «Богдановичский керамзит»; - ООО «Комбинат строительных материалов» и др Характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить производственную практику: Наименование цехов, участков Цех (участок) подготовки сырья к производству Цех (участок) по производству полуфабрикатов Цех (участок) по производству готовой продукции Склад готовой продукции Оборудование Машины и механизмы, выполняющие технологические операции по подготовке сырья к производству продукции. Машины и механизмы технологического процесса производства полуфабриката. Машины и механизмы по технологической обработке полуфабриката до готовой продукции. Машины и механизмы, обеспечивающие упаковку готовой продукции, ее транспортировку на склад для хранения и последующей загрузки в транспорт для отправки потребителю. При прохождении производственной практики обучающиеся используют нормативно-справочную литературу (ГОСТы, ТУ и ТИ) при ведении технологического процесса производства изделий и материалов предприятия и необходимые инструменты для контроля качества выпускаемой продукции. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. 7 3.2.1 Печатные издания 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. 2. Алимов Л.А.Строительные материалы (3-е изд., стер.) учебник/ Л.А.Алимов, В.В.Воронин- М.: Издательский центр «Академия», 2016-320с 3. Бобров Ю.Л. Теплоизоляционные материалы и конструкции: Учебник для СПО / Бобров Ю.Л., Овчаренко Е.Г., Шойхет Б.М., - 2-е изд., испр. и доп. М.:ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 266 с. 4. Кащеев И.Д., ЗемлянойК.Г. Производство огнеупоров: Учебное пособие / И.Д. Кащеев, К.Г.Земляной - СПб.: Издательство «Лань», 2017. -344с. 5. Сулименко Л. М. Общая технология силикатов: Учебник / Сулименко Л. М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с. 6. Севостьянов В.С. Механическое оборудование производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий:Уч./ В.С. Севостьянов, В.С.Богданов, Н.Н.Дубинин, В.И.Уральский. -М:НИЦ ИНФРАМ,2016-432с. 3.2.2 1. 2. 3. Электронные издания (электронные ресурсы) http://www.iqlib.ru/ http://koapp.narod.ru/russian.htm http://www.zodchii.ws/ 3.2.3 Дополнительные источники 1. Попов Л.Н. Строительные материалы и изделия: учебное пособие / Л.Н. Попов, Н.Л. Попов - М.: ИНФА, 2013. - 219 с. 2. Действующие стандарты и технические условия на методы испытаний. 3.3. Общие требования к организации производственной практики Занятия по производственной практике проводятся на профильных предприятиях региона по производству тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий на договорной основе. Производственная практика организуется после освоения профессионального модуля в соответствии с программой производственной практики. 3.4. Кадровое обеспечение производственной практики Требования к квалификации руководство практикой: педагогических кадров, осуществляющих педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях 8 соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», реализующее подготовку по программе производственной практики, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации обучающихся. Порядок и содержание промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Формой промежуточной аттестации по производственной практике является зачет. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется руководителем практики из числа работников предприятия в процессе выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций. Формы и методы контроля и оценки определяются образовательным учреждением. Для промежуточной аттестации образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица 1) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно производственных работ. Оценка «зачет» для производственной практики ставится обучающемуся при условии успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики. Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается сдачей экзамена квалификационного. Итогом проверки является однозначное решение: Вид профессиональной деятельности освоен (с оценкой)/не освоен. Зачеты по производственной практике проводятся в условиях образовательного учреждения. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю проводятся в лаборатории техникума. 10 Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений К од и н аи м ен ован и е п р оф есси он ал ьн ы х и общ и х к ом п етен ц и й П К 3.1. О с у щ е с т в л я т ь к о н т р о л ь п а р а м е т р о в техн ол оги ческого п роц есса и их регули рован и е. O K 1. П о н и м а т ь с у щ н о с ть и с о ц и а л ь н у ю зн ачи м ость своей будущ ей проф ессии , п р о я в л я т ь к н ей у с т о й ч и в ы й и н т е р е с О К 2. О р г а н и зо в ы в а т ь с о б с т в е н н у ю д еятельн ость, вы бирать тип овы е м етоды и сп особы вы полнения проф ессиональны х задач, оц ен и вать их эф ф ек ти вн ость и качество О К 3. П р и н и м а т ь р е ш е н и я в с т а н д а р т н ы х и н е с т а н д а р т н ы х с и ту а ц и я х и н е с т и з а н и х ответственность. О К 4. О с у щ е с т в л я т ь п о и с к и и с п о л ь зо в а н и е и н ф орм ац и и , необходим ой для эф ф екти вн ого в ы п о л н е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н ы х за д а ч , п р о ф е с с и о н а л ь н о г о и л и ч н о с т н о г о р а зв и ти я . О К 5. И с п о л ь зо в а т ь и н ф о р м а ц и о н н о ком м ун и кац и он н ы е технологи и в п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я те л ь н о с т и . О К 6. Р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е и к о м а н д е , эф ф е к т и в н о о б щ ать с я с к о л л егам и , р у к о в о д ст в о м . О К 7. Б р а т ь о т в е т с т в е н н о с т ь з а р а б о т у ч л е н о в к о м а н д ы (п о д ч и н е н н ы х ), з а р е з у л ь т а т в ы п о л н е н и я за д а н и й . О К 10. О б е с п е ч и в а т ь с о б л ю д е н и е п р а в и л охраны труда, пром ы ш ленной и э к о л о г и ч е с к о й б е зо п а с н о с т и Р е зу л ь т а т ы о б у ч е н и я (о с в о е н н ы е у м е н и я , у с в о е н н ы е зн а н и я ) и м е т ь оп ы т: р аб о ты с н о р м ати в н о й д о к у м ен тац и ей ; - о ф о р м л ен и я тех н о л о ги ч ес к о й д о к у м ен тац и и ; р аб о ты со сп р аво ч н о й л и тер ату р о й и д р у ги м и инф орм ационны м и и с то ч н и к а м и ; - р а с ч е т а т ех н и к о -эк о н о м и ч ес к и х п оказател ей . ум еть: вы б и р ать м ето д к о н тр о л я п ар ам етр о в техн ологи ческого п р о ц есса ; оп ер ати в н о вы я в л ять и ан ал и зи р о в ать н ар у ш ен и я в техн ол оги ческом п роц ессе; - п р ед у п р еж д ать и у стр ан ять о тк л о н ен и я от норм технологи ческого реж и м а; а н а л и зи р о в а т ь причины б р ак а; р аб о тать с н о р м ати в н о й д о к у м ен тац и ей ; - о б есп еч и вать р ац и о н ал ьн о е исп ол ьзован и е п р о и зв о д с т в е н н ы х м о щ н о с т е й . 11 О с н о в н ы е п о к а за т е л и р е зу л ь т а т о в п о д г о т о в к и Ф орм ы и м етоды к онтроля и оценки р е зу л ь т а т о в обучения П роведение ан ал и за парам етров техн ологи ческого п ро ц есса и их корректирование О сущ ествлен и е ви зу альн о го о см отра и с и с п о л ь зо в а н и е м и з м е р и т е л ь н ы х инструм ентов полуф абрикатов и готовой продукции с целью контроля к ач ества их прои зводства. Д ем онстрация сп особности владения м етодам и контроля парам етров технологи ческого процесса, в ы я в л е н и я п р и ч и н е го н а р у ш е н и я , предупреж дения и устранения причин отклон ен и й от норм. Д ем онстрация владением работы с н о р м а т и в н о й д о к у м е н т а ц и е й п о ее чтению и оф орм лен и ю . Д ем онстрация способности и с п о л ь зо в а н и я н о р м а т и в н о й докум ентац ии для реш ения п рои звод ствен н ы х задач, вести р асч еты . П роведение ан али за вы явленны х наруш ений техн ологи ческого процесса с п р и м ен ен и ем разли ч н ы х м етодов кон троля и последую щ им предлож ением по их устранению и предупреж дению , обеспечение рац и он альн ого и сп о л ьзо ван и я п рои звод ствен н ы х м ощ н остей . О ценка руководителя п ракти ки от предприятия результата вы полнения п рои зво д ствен н о й работы по оценочной ведом ости ум ени й и ком петен ци й О ценка преподавателя за щ и т ы о т ч е т а п о п рои зво д ствен н о й п ракти ке по оценочной ведом ости