Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное упреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Волейбол» форма обучения - очная срок обучения - январь - декабрь 2024 г. 2023 Организация-разработчик: ГАПОУ СО « Богдановичский политехникум» Разработчик: Пермикин Артём Андреевич, ГАПОУ СО Богдановичский политехникум, г. Богданович Рассмотрена на заседании Методического совета протокол № Л ул «АР» № Е.В. Снежкова 2023 г. Пояснительная записка 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности призвано реализовать индивидуально-личностные потенциалы детей и подростков, предоставляет возможность подрастающему поколению развивать средствами физической культуры и спорта не только физические способности, но и осуществлять планомерный процесс становления гармонично развитой личности. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры - волейбол - определился популярностью ее в детской и подростковой среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой техникума и, естественно, подготовленностью самого преподавателя. Очень важно, чтобы подросток мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности подростка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В современных условиях у обучающихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. 2* Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол; содействие всестороннему развитию личности обучающегося посредством дополнительных внеурочных занятий волейболом. Задачи программы Образовательные • поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей обучающихся; в повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта; • обучение практическим навыкам соревнований по волейболу; организации и судейства Развивающие ® развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров; ® развивать физические способности обучающихся Воспитательные • воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений; ® формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки. # Воспитание волевых качеств. 3. Отличительные особенности программы Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа Возрастной диапазон, в котором реализуется программа дополнительного образования - 15-20 лет. Количество обучающихся в данной группе 1 5 - 2 5 человек, состав постоянный на один учебный год. Набор по данной программе производится в свободной форме, т.е. по желанию самих обучающихся. 5. Режим и формы занятий Занятия с обучающимися проводятся в определенные дни недели, согласно расписанию кружковой работы. Всего на программу отводится 120 часов. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - метод упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Формы обучения? - индивидуальная; - фронтальная; - групповая; - поточная. 6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать? что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; как правильно распределять свою физическую нагрузку; правила игры в волейбол; правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; правила проведения соревнований; уметь? проводить специальную разминку для волейболиста овладеют основами техники волейбола; овладеют основами судейства в волейболе; вести счет; Разовьют следующие качества? улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера; коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. Личностные результаты - развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям). УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем Введение L 2. 3. 4,. 5. 6,. Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Правила игры Участие в соревнованиях ИТОГО: Общее количество часов В том числе теория 1 1 практи ка - 32 2 30 40 2 38 30 4 4 9 120 2 1 1 1 10 28 3 3 8 110 Содержание обучения Наименование разделов и тем № Введение 1. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2. 2.1 2.2 2.3 Общая физическая подготовка Медленный бег Общеразвивающие упражнения Подвижные игры Упражнения для рук и плечевого пояса Упражнения для плечевых мышц Упражнения для мышц спины и ног Упражнения на равновесие Специальная физическая подготовка Упражнения, направленные на развитие силы Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц Упражнения, направленные на развитие прыгучести Общее количество часов 1 32 40 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 5. 5.1 6о Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой) Техническая подготовка Приемы и передача мяча Подача мяча Стойки Перемещения Нападающие удары Блоки Тактическая подготовка Тактика подач Тактика приемов и передач Правила игры Жеребьевка, начальная расстановка игроков на площадке, начало игры, продолжительность игры, либеро Участие в соревнованиях ИТОГО? 30 3 3 9 120 М ЕТО Д И Ч ЕС КО Е О БЕСП ЕЧ ЕН И Е Реализацию программы дополнительного образования может осуществлять преподаватель физической культуры, имеющий первую или высшую квалификационную категорию и проходящий стажировку не реже 1 раза в 3 года. Формы занятий: Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса. Практическое занятие - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков. Беседа - проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы. Рассказ-объяснение - используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы обучающихся оцениваются как педагогом, так и самими обучающимися. Инструктаж - педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности). К занятиям волейболом допускаются обучающиеся прошедшие инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в только присутствии и под руководством тренера-преподавателя, в строго указанное время, с учетом возраста и подготовленности обучающихся. Основной формой обучения является практическая деятельность, которая позволяет приобрести основные умения и навыки при игре в волейбол. Необходимая материально-техническая база: Спортивный зал, имеющий разметку волейбольного поля, волейбольная сетка с антеннами, стойки для волейбольной сетки с регулировкой высоты, стандартного размера волейбольные мячи (12-15 штук), единая игровая волейбольная форма с соответствующими номерами. Дополнительное оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, перекладины, «шведские» стенки, маты, набивные мячи, скакалки, гантели, утяжелители (манжеты) на руки и на ноги, теннисные мячи. Список литературы 1. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер Физкультура и спорт, 1972г. Москва: 2. Основы волейбола. О. Чехов - Москва: Физкультура и спорт. 3. Правдив В.А. и др. Волейбол - игра для всех - Москва: Физкультура и спорт. Интернет источники 4. http://fizkultura-na5 ,щ/ 5. http://nzkultumica.ru/ 6. http://www.iron-health.ru/programmv-trenirovok/metodika-razvitiyavzryvnoi-silv-nog.html