Волейбол

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
упреждение Свердловской области
«Богдановичский политехникум»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Волейбол»

форма обучения - очная
срок обучения - январь - декабрь 2024 г.

2023

Организация-разработчик: ГАПОУ СО « Богдановичский политехникум»

Разработчик: Пермикин Артём Андреевич, ГАПОУ СО Богдановичский
политехникум, г. Богданович

Рассмотрена на заседании Методического совета
протокол № Л ул «АР»

№

Е.В. Снежкова

2023 г.

Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс
Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной
направленности
призвано
реализовать
индивидуально-личностные
потенциалы детей и подростков, предоставляет возможность подрастающему
поколению развивать средствами физической культуры и спорта не только
физические способности, но и осуществлять планомерный процесс
становления гармонично развитой личности.
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях,
так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры - волейбол - определился популярностью ее
в
детской
и
подростковой
среде,
доступностью,
широкой
распространенностью, учебно-материальной базой техникума и, естественно,
подготовленностью самого преподавателя.
Очень важно, чтобы подросток мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание
условий для развития личности подростка, развитие мотивации к познанию и
творчеству, обеспечение эмоционального благополучия, профилактику
асоциального поведения, целостность процесса психического и физического
здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации
движений,
скоростно-силовых качеств,
формированию различных
двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных
на достижение
победы,
приучает занимающихся
мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной
борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств
и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для
воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля

за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся
поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими
техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить
внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма.
В современных условиях у обучающихся в связи с большими
учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия.
Решить
отчасти,
проблему
призвана программа
дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение
потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности
организма.
2* Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые
потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом
посредством овладения ими основ игры в волейбол; содействие
всестороннему
развитию
личности
обучающегося
посредством
дополнительных внеурочных занятий волейболом.
Задачи программы
Образовательные
• поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим
действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе
роста физических и психических возможностей обучающихся;
в повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в
волейбол и игрового опыта;
• обучение практическим навыкам
соревнований по волейболу;

организации

и

судейства

Развивающие
® развитие игрового мышления на основе расширения вариативности
игровых приемов, взаимодействия партнеров;
® развивать физические способности обучающихся
Воспитательные
• воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности
и инициативности в выборе и принятии решений;

® формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков
самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия,
выдержки.
# Воспитание волевых качеств.
3. Отличительные особенности программы
Данная
программа является модифицированной, так как
она
разработана на основе типовых программ, с учетом использования
различных материалов и технологий, а также способствует расширению и
повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа
Возрастной
диапазон,
в
котором
реализуется
программа
дополнительного образования - 15-20 лет. Количество обучающихся в
данной группе 1 5 - 2 5 человек, состав постоянный на один учебный год.
Набор по данной программе производится в свободной форме, т.е. по
желанию самих обучающихся.
5. Режим и формы занятий
Занятия с обучающимися проводятся в определенные дни недели,
согласно расписанию кружковой работы.
Всего на программу отводится 120 часов.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и
более
успешного
решения
образовательных,
воспитательных
и
оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и
методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные
представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:

- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Формы обучения?
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая;
- поточная.
6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны
знать?
что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в волейбол;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
правила проведения соревнований;
уметь?
проводить специальную разминку для волейболиста
овладеют основами техники волейбола;
овладеют основами судейства в волейболе;
вести счет;
Разовьют следующие качества?
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям
внешней среды стрессового характера;
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты - развитие положительных личностных качеств
учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в
коллективе, уважение к людям).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование разделов и тем

Введение
L
2.
3.
4,.
5.
6,.

Общефизическая подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Правила игры
Участие в соревнованиях
ИТОГО:

Общее
количество
часов

В том числе
теория

1

1

практи
ка
-

32

2

30

40

2

38

30
4
4
9
120

2
1
1
1
10

28
3
3
8
110

Содержание обучения
Наименование разделов и тем

№

Введение
1.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.
2.1
2.2
2.3

Общая физическая подготовка
Медленный бег
Общеразвивающие упражнения
Подвижные игры
Упражнения для рук и плечевого пояса
Упражнения для плечевых мышц
Упражнения для мышц спины и ног
Упражнения на равновесие
Специальная физическая подготовка
Упражнения, направленные на развитие силы
Упражнения, направленные на развитие быстроты
сокращения мышц
Упражнения, направленные на развитие прыгучести

Общее
количество
часов
1

32

40

2.4
2.5
3.

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.

4.1
4.2
5.
5.1
6о

Упражнения, направленные на развитие специальной
ловкости
Упражнения, направленные на развитие выносливости
(скоростной, прыжковой, игровой)
Техническая подготовка
Приемы и передача мяча
Подача мяча
Стойки
Перемещения
Нападающие удары
Блоки
Тактическая подготовка
Тактика подач
Тактика приемов и передач
Правила игры
Жеребьевка, начальная расстановка игроков на площадке,
начало игры, продолжительность игры, либеро
Участие в соревнованиях
ИТОГО?

30

3
3

9
120

М ЕТО Д И Ч ЕС КО Е О БЕСП ЕЧ ЕН И Е

Реализацию программы дополнительного образования может
осуществлять преподаватель физической культуры, имеющий первую или
высшую квалификационную категорию и проходящий стажировку не реже 1
раза в 3 года.
Формы занятий:
Учебное занятие - основная форма организации образовательного
процесса.
Практическое занятие - занимает основную часть занятий и
способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Беседа - проводится в начале занятий, перед началом каждой новой
темы.
Рассказ-объяснение - используется педагогом, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого
занятия. Результаты работы обучающихся оцениваются как педагогом,
так и самими обучающимися.
Инструктаж - педагог четко формулирует требования, повторяет
правила и приемы работы (например, по технике безопасности).
К занятиям волейболом допускаются обучающиеся прошедшие
инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в только
присутствии и под руководством тренера-преподавателя, в строго указанное
время, с учетом возраста и подготовленности обучающихся.
Основной формой обучения является практическая деятельность,
которая позволяет приобрести основные умения и навыки при игре в
волейбол.
Необходимая материально-техническая база:
Спортивный зал, имеющий разметку волейбольного поля,
волейбольная сетка с антеннами, стойки для волейбольной сетки с
регулировкой высоты, стандартного размера волейбольные мячи (12-15
штук), единая игровая волейбольная форма с соответствующими номерами.
Дополнительное оборудование и инвентарь:
гимнастические скамейки, перекладины, «шведские» стенки, маты,
набивные мячи, скакалки, гантели, утяжелители (манжеты) на руки и на ноги,
теннисные мячи.

Список литературы
1. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер Физкультура и спорт, 1972г.

Москва:

2. Основы волейбола. О. Чехов - Москва: Физкультура и спорт.
3. Правдив В.А. и др. Волейбол - игра для всех - Москва: Физкультура и
спорт.
Интернет источники
4. http://fizkultura-na5 ,щ/
5. http://nzkultumica.ru/
6. http://www.iron-health.ru/programmv-trenirovok/metodika-razvitiyavzryvnoi-silv-nog.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».