Искусство

Министерство образовании и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области
«Богдановичский политехникум»

jgi ш
ш
цИ 1! я в а и 'l is -1в1iв 1!я i!я j! в
1 1 а ,il
д1,4 il
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
вичский политехникум
____ /В.ДДЕришевский
«
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

форма обучения - очная
срок обучения - январь - декабрь 2024 г.

Богданович
2023

Организация-разработчик: ГАПОУ СО « Богдановичский политехникум»
Разработчик:
Метелева Анастасия Олеговна, педагог-организатор,
Богдановичский политехникум, г. Богданович,

Рассмотрена на заседании Методического совета
протокол Ш А- от «ЛО
2023 г.
/Е.В. Снежкова

2

ГАПОУ

СО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
L Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс
В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на
остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться,
выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание
индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия
рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.
Декоративно - прикладное искусство обогащает творческие
стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу,
раскрепощенность,
индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и
элементы сказочности.
Данная программа направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному, физическому и творческому
развитию. Знакомит детей с различными видами рукоделия, развивает
интерес и внимание к окружающему миру, предметам. Обогащает знания о
природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический
вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазии, т.е. те
художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в
собственной творческой декоративно - прикладной деятельности.
В работе с детьми важно организовать увлекательный процесс, на это
и
ориентирует
дополнительная
общеобразовательная
программа
«Декоративно - прикладное искусство».
Программа актуальна, поскольку в наше время разные виды
творчества и декора находятся на пике моды. И это не удивительно. У
человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть творческое
самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить
одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам
индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно­
прикладное искусство. Каждый человек может найти себя в творчестве и
начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия мы бы не
занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться
со стрессом и сделать жизнь ярче!
Вид программы - авторская, разработана педагогом специальных
дисциплин.

3

2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей, фантазии,
самостоятельности, привитие трудовых навыков обучающихся на занятиях.
Воспитание эстетической культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
® познакомить обучающихся с различными приемами работы с бумагой,
картоном, природными и бросовыми материалами их свойствами и
приемами работы с ними;
® обучить работать с различными материалами, в том числе
технологии точечной росписи предметов.
» научить изготовлять цветы из фоамирана, атласных лент;
а научить изготовлять украшения из полимерной глины;
а научить изготовлять топиарии из зерен кофе, цветов, бусин и т.д.

Воспитательные:
® воспитать личностные качества трудолюбие, аккуратность,
усидчивость;
© сплотить воспитанников через общее интересное дело;
* воспитать уважительное отношение к ручному труду;
© приобщить
к
нормам
и
правилам
соблюдения
техники
безопасности при работе с инструментами.
Развивающие:
а развивать у обучающихся способности к рукоделию;
© сформировать художественный
вкус,
фантазию,
творческое воображение;
в приобщить к народному искусству, реализовать
эстетические и творческие способности воспитанников;
® развивать воображение, самостоятельное мышление;
s расширить художественный кругозор;
* развивать
мелкую
моторику рук, глазомер
и
психологическое здоровье обучающихся;
4

активное
духовные,

укрепить

® развить
коммуникативные
творческой деятельности.

навыки

на

основе

совместной

3. Отличительные особенности программы
При составлении программы учитывались современные тенденции в
рукоделии. Значительное место на занятиях рекомендуется отводить
заданиям творческого характера, умению, основываясь на полученных
навыках, находить свое собственное решение окончательного результата.
Во время занятия проводиться объяснение последовательности
выполнения задания. Это является целью развить индивидуальные
возможности ребят. Готовые поделки украсят выставку, а потом дети
унесут их домой, подарят или оставят себе. Очень важно учитывать в работе,
что дети любого возраста склонны оценивать факт выполнения поделки
независимо от ее качества, поэтому любую работу необходимо одобрить,
вдохновить обучающегося, что следующая его поделка будет выполнена еще
лучше.
Отбор содержания программы обусловлен интересами людей,
занимающихся рукоделием, интернет - ресурсами.
Срок реализации программы - январь-декабрь.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа
Возрастной
диапазон,
в
котором
реализуется
программа
дополнительного образования - 15-20 лет. Набор по данной программе
производится в свободной форме, т.е. по желанию самих обучающихся.
5. Режим занятий
Занятия с детьми проводятся в определенные дни недели, согласно
расписанию кружковой работы. На программу отводится 120 часов.
6. Прогнозируемые результаты ы способы их проверки
® знание теоретических основ по различным видам рукоделия;
® умение изготовлять топиарии;
® умение изготовлять цветы из фоамирана, атласных лент;
5

® умение изготовлять поделки из крупы, яичной скорлупы;
® умение изготовлять бижутерию из полимерной глины;
• умение декорировать разделочные доски, шкатулки, бутылки, вазы в
технике декупажа (обратный, объемный);
© умение декорировать предметы интерьера в точечной росписи;
® умение работы в технике скрапбукинг;
® участие обучающихся в выставках внутритехникумовских и
городских;

При оценке результативности работы следует обратить внимание на
то, как обучающиеся усвоили программу обучения, какого уровня достигли.
1. Репродуктивный уровень.
Обучающиеся аккуратны в исполнении заданных работ; проявляют
самостоятельность, внимание, терпение друг к другу; принимают
участие в выставках.
2. Творческий уровень.
Обучающиеся привносят творческое начало в заданные работы;
аккуратны в исполнении; придумывают новые способы применения
полученных
знаний; ребята активны, стремятся помочь другим
воспитанникам.
За время обучения оценивается: умение владеть инструментами;
организация рабочего места; знания по технике безопасности;
самостоятельное выполнение работы под руководством педагога; время,
затраченное на работу; умение работать с дидактическим материалом;
эмоционально - эстетическое отношение к творчеству.
При
оценке
результативности
применяются
следующие
педагогические методы: - наблюдение, беседа, учёт индивидуальных
особенностей детей.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы: готовые работы; участие в выставках.

6

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.

Наименование разделов и тем

Вводное занятие
Цели и задачи. Содержание программы.
Организация труда. Инструктаж по
технике безопасности.
Техника скрапбукинг

1.3

Технология изготовления бумажных
изделий
Технология изготовления календарей

1.4

Технология изготовления открыток

1.5

Технология изготовления блокнотов

2.
2.1

Техника «Декупаж»
Подготовка деревянной поверхности
(шкурение, шпатлевание, грунтовка)
Декорирование разделочной деревянной
доски
Понятие обратного декупажа. Техника
обратного декупажа на стеклянной
поверхности.
Понятие об объемном декупаже. Техника
объемного декупажа на керамической
поверхности.
Одно шаговый кракелюр. Техника
одношагового кракелюра на деревянной
поверхности
Двухшаговый кракелюр. Техника
двухшагового кракелюра на деревянной
поверхности
СВИТ-ДИЗАЙН
Техника выполнения, материалы и
инструменты, необходимые в работе
Выполнение цветочных композиций из
конфет
Изготовление тониариев
Изготовление топиария из кофейных зерен
Изготовление топиария из фетра, крафта
Изготовление цветов, заколок, резинок
для волос ободков
Понятие о фоамиране. Изготовление
броши, заколки.
Атласные ленты. Изготовление броши,

1.2

2.2
2.3

2.4

2.5

2.6

5.
3.1
3.2
5.

5.1
5.2
6.
6.1
6.2.

7

В том числе

Общее
количеств
о часов

теория

2

2

7

1

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

20

4

16

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

4

1

3

6

1

5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

12

2

10

4

2

2

8

-

8

14
8
6

1
0,5
0,5

13
7,5
5,5

12

2

10

6

1

5

6

1

5

практика

6

7.
7.1
8.
9,.
9.2.
9.3.

9.4.
10.
10.1
10.2
11.
11.1
11.2
12

заколки.
Точечная роспись
Декорирование изделия точечной
росписью
Работа с яичной скорлупой
Декорирование фоторамки
Изготовление бижутерии
Изготовление бусин из полимерной
глины.
Понятие о валянии: мокром и сухом.
Изготовление бусин мокрым и сухим
валянием
Сбор бусин в готовое изделие, крепление.
Дизайн
Дизайн упаковки
Дизайн открытки
Технология изготовления новогодних
украшений
Изготовление елочек из макарон
Изготовление елочек из конфет
Организация выставки
ИТОГО:

7

-

7

7

-

7

10

1

9

20

3

17

11

1

10

6

1

5

3
4
2
2

1
1
0,5
0,5

2
1,5
1,5

10

2

8

6
4
2
120

1
1

5

-

19

3

о

Д

2
101

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализацию программы дополнительного образования может
осуществлять преподаватель специальных дисциплин, имеющий первую или
высшую квалификационную категорию и проходящий стажировку не реже 1
раза в 3 года.
Формы занятий:
Учебное занятие - основная форма организации образовательного
процесса.
Практическая работа - занимает основную часть
способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

занятий

и

Беседа - проводится в начале занятий, перед началом каждой новой
темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с
историей того или иного вида рукоделия.
Рассказ-объяснение - используется педагогом, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

8

Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого
занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и
самими обучающимися.
Инструктаж педагог четко формулирует требования, повторяет
правила и приемы работы (например, по технике безопасности).
Выставки творческих работ обучающихся - проводятся регулярно в
течение всего учебного процесса, с целью показа достижений
обучающихся.
Выставки являются стимулом к дальнейшей работе
обучающихся.
Основной формой обучения является практическая деятельность,
которая позволяет приобрести основные умения и навыки в различных видах
рукоделия.
Методическое обеспечение:
® наглядные пособия, образцы изделий;
® специальная литература (книги, журналы);
Материально - техническое обеспечение:
э мебель (парты, стулья);
® персональный компьютер;
© Мультимедийный проектор;
Оборудование и материалы:
® Образцы готовых изделий;
® Акриловые краски;
® Кисти;
® Акрилатный лак на водной основе;
® Бумажные салфетки;
® Рисовая бумага;
« Декупажные карты;
® Деревянные заготовки;
® Фоамиран;
® Атласные ленты;
® Клей - пистолет;
® Клеевые стержни;
© Ножницы;
9

©
®
®
®
®
©
®
©
©
©
®
©
®
©
®
®
®
в
©
®
з
©

Фигурные ножницы;
Кофейные зерна;
Фетр;
Бумага для черчения;
Крафтовая бумага;
Цветная бумага;
Картон;
Скотч, скотч двухсторонний;
Жгут;
Сургучная печать;
Сургуч;
Шерсть для валяния;
Полимерная глина;
Клей ПВА;
Акриловые контуры;
Трафареты;
Макаронные изделия;
Гипсовая сухая смесь;
Шары для топиария;
Фурнитура для бижутерии;
Яичная скорлупа;
Деревянная рамка для фотографий.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
используемый педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса

1. Современный скрапбукинг. Самое полное и понятное пошаговое
руководство для начинающих. Остановская Юлия Павловна. - Изд.:
Эксмо, 2021
2. Стокс X. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих. Практическое
руководство. Изд.: Ниола 21 век, 2020
3. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из
природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2020.-64с., ил.
4. Синди Холт «Изделия и бижутерия из глины полимерной» Никола пресс,2019.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».