Поисковая деятельность

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области
«Богдановичекий политехникум»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Богдановичекий политехникум»
/В.Д. Тришевский
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНМТЕЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Туристско - поисковая деятельность»

Для обучающихся ГАПОУ СО «БПТ»
форма обучения - очная
срок обучения: январь - декабрь 2024г

Богданович
2023

Организация-разработчик: ГАПОУ СО « Богдановичский политехникум»

Разработчик:
Ставский Николай Дмитриевич, руководитель Центра патриотического
воспитания и допризывной подготовки молодежи, ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум», г. Богданович.

Рассмотрена на заседании Методического совета
протокол № oL

2023 г.

Пояснительна® записка
Направленность программы - туристско-поисковая
«Патриотизм —это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше... Это —сознание своей неотъемлемости от родины и
неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных
дней». - Алексей Толстой
Актуальность программы
В современной России, важно возродить духовность в молодежи,
воспитание студентов, в духе патриотизма, любви к Родине. Необходимо
создать систему нравственно-патриотического воспитания, а это
невозможно без изучения и применения большого исторического опыта.
Патриотическое воспитание студентов — это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
В настоящее время много уделяется внимания воспитанию
молодежи именно как патриотов своего Отечества. Основной упор в
процессе воспитания уделяется профессиональной реализации и адаптации
их к жизни в современном обществе.
Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в
связи с напряженной политической, экономической, социальной
атмосферой во всём мире. Нравственно-патриотического воспитания
молодёжи не должно отходить на второй план, это просто недопустимо в
процессе развития и воспитания человека и гражданина.
В основе программы лежит идея использования теоретической и
практической деятельности в гражданско-патриотическом воспитании
В наше непростое время, когда многократно возрастала опасность
природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо
использовать возможности туризма в условиях экстремальных ситуаций.
Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость
туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других
социальных изменений.
Цель
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма
и поисковой деятельности. Создание условий для самореализации,
социальной адаптации, оздоровления.

Задачи программы
Образовательные задачи:
® освоение туристских и поисковых навыков в походе, слёте,
поисковых экспедициях;
® обобщение и распространение передового опыта работы
руководителей поисковых отрядов;
• реализация мероприятий патриотической направленности, поисковой
деятельности, и оценка их эффективности. Физической подготовке,
обеспечение выживания в экстремальных условиях;
Развивающие задачи:
© обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной
работы;
® развитие эмоционально ценностного и коммуникативного опыта;
® приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и
самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу,
воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей
физической подготовки и т. п.).
з обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих
вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;
® развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии
с их возрастными и физическими возможностями;
© развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в
себе, формирование позитивной самооценки.
Воспитательные:
® формирование общей культуры личности, способной адаптироваться
в современном обществе;
© формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
з воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;
s осуществление нравственного воспитания, на основе изучения
Конституции Российской федерации, гражданско-правового и уголовно­
правового законодательства РФ;
© встречи с ветеранами, участие в «Вахте памяти», организация и
несение почетного караула в дни памятных у памятников ГО Богданович.
Отличительные особенности программы
Ключом для решения проблемы ознакомления с туристско-поисковой
деятельности стало выделение в процессе обучения 4-х последовательных
этапов:
ознакомительного,
подготовительного,
формирующего,
развивающего.
Первые два соответствуют первому полугодию обучения, третий и
четвертый - соответственно второму полугодию обучения. Материал для

каждого из них подобран таким образом, чтобы он оптимально
соответствовал возможностям детей в его освоении. При этом от этапа к
этапу возрастает коэффициент понятийной сложности, что позволяет
связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и
совершенствования личностных качеств обучающихся.
Особенностью построения образовательной программы является
изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения;
правда, происходит это с различной глубиной погружения в материал.
Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».
Возраст детей
Программа рассчитана на детей 1 5 - 2 5 лет. В учебные группы
принимаются все желающие, без специального отбора. Для успешной
реализации программы целесообразно объединение детей в учебные
группы численностью от 12 до 15 человек.
Формы и режим замятий
В процессе реализации программы используются разнообразные
формы и методы занятий:
® поисково-исследовательский;
э метод самореализации;
® самоуправление, через различные творческие дела, участие в
соревнованиях, походах, экскурсиях;
® метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости,
роста динамики спортивных показаний;
® метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, единство
нравственного, физического и эстетического воспитания.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз
меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет
избежать их переутомления.
К практическим заданиям,
привлекаться родители.

адресованным обучающимся,

могут

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые
результаты
Плана
мероприятий
Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года соотнесены с задачами и содержанием программы,
дифференцированы по годам обучения.
Планируемые результаты обучения:
о овладение основами туристистско-поисковои подготовки;

• положительная динамика возрастания уровня гражданственности и
патриотизма у участников программы;
в повышение социальной активности и уровня социализации и
самореализации подростков и молодежи;
© повышение уровня вовлеченности подростков и молодежи в
поисково-патриотическую деятельность;
в воспитание характера, формирование навыков самодисциплины,
самовоспитания.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде
текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере
накопления детьми знаний и опыта проводятся соревнования в группах по
техническим навыкам, которые применяются в походах, соревнованиях,
поисковых экспедициях, проведении мероприятий как особая форма
оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются районные
мероприятия, соревнования между учащимися школ, кружковцев по
пешеходному и лыжному туризму, участие в поисковых экспедициях,
работа с архивными документами.
Учебно —тематические планирование
№
п/п

Разделы программы

1.

Основы гигиены, первая доврачебная помощь.
Обеспечение безопасности
Поисковое оборудование, снаряжение
Документоведение.
Развитие поискового движения в России.
Общая и специальная физическая подготовка
Топография и ориентирование
Основы туристической подготовки
Итого:

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Часова®
нагрузка
4
8
8
2
10
12
76
120

Содержание
1. Основы туристической подготовки.
1.1. Туристические путешествия, история развития туризма
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития,
оздоровления, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и
прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в

развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация
туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии
детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный,
водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о
спортивном туризме. Туристические нормативы и значки. «Юный турист
России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму,
спортивному ориентированию, по туристскому многоборью.
1.2. Воспитательная роль туризма.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности.
Духовные и физические возможности природной и социальной среды в
развитии личности. Общественно-полезная работа. Роль туристскокраеведческой деятельности в формировании общей культуры личности,
правильного поведения в природе и обществе. Волевые усилия и их значение
в походах и на тренировках.
Воспитание волевых качеств:
целеустремлённости,
настойчивости,
упорства,
самостоятельности,
инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания. Законы,
правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.
1.3. Техника и тактика туристических этапов
Техника и тактика прохождения этапов (лично и командой): подъём, траверс,
спуск по склону на схватывающем узле и с командной страховкой; переправа
по бревну; переправа по навесной переправе; переправа по параллельной
переправе; вязка узлов.
Практические занятия: Помощь преподавателю в наведении этапов.
Прохождение этапов лично, командой, гонкой патрулей на время и без
времени.
1.4. Организация туристского быта.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов
в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое
состояние участников и т.д.) Выбор места для привала, ночлега. Основные
требования к месту ночлега. Организация работы по развёртыванию и
свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и
костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной
ямы). Уход за одеждой обувью в походе. Типы костров. Правила разведения
костра. Заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палаток от
намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Практические занятия: Определение мест, пригодных для организации
привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывания лагеря. Разведение
костра.
1.5. Подготовка к походу, слёту.
Определение целей и района похода. Распределение обязанностей в группе.
Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение
литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные образовательные
учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый

маршрут. Разработка маршрута, составление плана графика движения.
Подготовка личного и общего снаряжения.
Практические занятия: Изучение маршрута походов. Составление плана
графика движения. Подготовка личного и общего снаряжения.
1.6. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Значение дисциплины, при преодолении естественных препятствий.
Обеспечение безопасности - главное требование к каждому туристскому
походу. Основные причины возникновения опасности, связанные с
дисциплиной туристов, плохой подготовкой похода, климатическими
условиями.
Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при
преодолении естественных препятствий. Сигналы бедствия.
Практические занятия: Отработка техники преодоления естественных
препятствий: склонов, подъёмов, водных преград. Организация переправы по
бревну с самостраховкой.
1.7. Туристские слёты, соревнования, олимпиада
Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов, судейская
коллегия, участники. Положение о слёте и соревнованиях, условия
проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей,
оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация.
Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение,
охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для
проведения соревнований и оформления места проведения. Виды туристских
соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах,
зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и
командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении
туристских слётов, соревнований, олимпиад.
Практические занятия: Выступления в соревнованиях в качестве
участников.
1.8. Подведение итогов похода, соревнований, олимпиады.
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, фильмов. Составление
отчёта о походе. Организация выставки и итогового вечера.
Практические занятия: Оформление туристического уголка, альбома,
фотодневника. Подготовка выставки о работе. Обсуждение . похода и
подведение итогов, оформление документации. Подготовка итогового
вечера.
2. Топография и ориентирование
2.1. Понятие о топографии и спортивной карте
Знакомство с топографической картой и с топографическими знаками.
Практические занятия: Зарисовка топографических знаков (50 знаков),
чтение топографической карты. Зарисовка новой группы топографических
знаков. Топографический диктант. Разбор диктанта, повторение плохо
усвоенных топографических знаков.
2.2. Условные знаки.

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки. Сочетание знаков.
Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы
изображения рельефа на карте. Отметки высот, урезы вод. Характеристика
местности по рельефу.
Практические занятия: Изучение местности изображения местных
предметов, знакомство с различными формами рельефов. Топографические
диктанты, игры, мини соревнования.
2.3. Ориентирование по горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю, 3, В. Дополнительные и
вспомогательные направления по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо
(«Роза направлений»). Определение азимута, его отличие от простого угла
(чертёж). Азимут истинный и магнитный. Азимутальное кольцо.
Практические занятия: Построение на бумаге заданных азимутов.
Упражнения на глазомерную оценку азимутов.
2.4. Компас. Работа с компасом
Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Типы компасов.
Ориентир. Что может служить ориентиром.
Практические занятия: Ориентирование карты по компасу. Движение по
азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
2.5. Измерение расстояния.
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина среднего
шага, его измерение. Глазомерный способ измерения расстояния.
Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия: Измерение своего среднего шага (пары шагов).
Построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий
ходьбы.
3. Поисковое оборудование, снаряжение.
Ознакомление со снаряжением поисковика (щуп для верхового поиска,
глубинный щуп, крюк, металлоискатель, биолокатор, нож, лопата, щетка).
Методы и способы применения.
Практические занятия с выходом на почву. Практика по верховому поиску и
поднятию, глубинному поиску и поднятию, работа с металлоискателем.
Работа с геолокацией, занесением данных.
4. Документоведение.
Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумации, акты
проведения захоронений и перезахоронений. Необходимость ведения
отрядной документации. Музейное дело. Работа с экспонатами,
привезенными из поисковых экспедиций. Создание поисковой экспозиции,
экскурсии.
Практические занятия. Заполнение актов и протоколов, работа с архивными
материалами, составление, описание экспонатов, проведение экскурсий в
музее поисковика.
5.
Развитие поискового движения в России.

Ознакомление с развитием поискового движения в России, Свердловской
области, целями поисковых организаций. Определение значимости
поискового движения. Достигнутые результаты. Выявление моральноэтических, патриотических аспектов деятельности поисковых организаций.
Практические занятия: написание эссе, мини проекта по истории поискового
движения России, Свердловской области.
6. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
6.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Личная гигиена туриста: Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время
похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем
походе.
Практические занятия.: Применение средств личной гигиены в походах и во
время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и
походов.
6.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Содержание походной аптечки. Составление походной аптечки. Перечень и
назначение. Показания и противопоказания применения лекарственных
препаратов.
Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки.
6.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.
Заболевания в походе. Помощь при различных травмах. Тепловой и
солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному.
Респираторные и простудные заболевания. Пищевые отравления.
Желудочные заболевания. Укусы насекомых. Наложение жгута, ватно­
марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание
первой помощи условно пострадавшему.
6.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.
Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём на
поперечных палках. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной
локализации.
Практические занятия: Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.
7. Общая физическая подготовка
7.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние
физических упражнений.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы системы).
Мышцы их строение и взаимодействие. Кровеносная система. Сердце и
сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние различных физических упражнений
на укрепление здоровья.
12. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм
на тренировках

Врачебный контроль и самоконтроль. Показания и противопоказания к
занятия различными видами туризма. Дневник самоконтроля.
Практические занятия: Ведение дневника самоконтроля.
7.3. Общая физическая подготовка
Всесторонняя физическая подготовка основа для достижения
безаварийного и стабильного прохождения маршрута туристских походов.
Требования к физической подготовке, её место и значение, разностороннее
развитие спортсмена, успешное овладение техникой и тактикой.
Практические занятия: Упражнения для всех групп мышц. Упражнения с
сопротивлением, со скакалками, гантелями. Подвижные игры и эстафеты,
лёгкая атлетика, лыжный спорт. Спортивные игры.

Методическое обеспечение программы
№

М ето д ы

Ф орм а

Р азд ел

н /п

м ате р и ал и

за ш ш ®
те м а

1.

2.

3.

Ф орм а

Д в д а к га ч е с к и й

подведение и то го в

TCQ

О сновы

Занятие-игра,

Словесный,

Туристическое

Соревнования

туристической

соревнования

наглядны й,

оборудование

туристско-

подготовки

поход,

практический,

краеведческая

репродуктивны й

олим пщ да, слёг
Карты , компас

Соревнования

Словесны й, часш чно-

Щ уп,

К онтрольное

поисковы й,

металлоискател

практическое

объяснительно-

ь,

занятие

иллю страционный

лопата,

Экскурсия,

Словесный,

ориентирование

соревнования

пракш ческий,

П оисковое

П ракш ческие

оборудование

занятия,

Топограф ия

и

баннер,
G PS

с

оборудованием

навигатор
4

Докуменговедение Теоретически
е

и

Словесны й,

А кт

пракш ческий,

эксгумации,

задание

протокол

заполнение актов и

раскопа,

протоколов,

архивны е

оф ормление заявки

практические
зан яш я

О бъяснш ельноиллю сграционны й

протокола

карточки,

сайт

на

н а поиск погибш их
родственников

«П ам ягь
народа»

Контрольное

ОВД»

М емориал»
5.

Развитие
поискового
движ ения России

Беседа

Словесны й,

Д окументы

по

обьяснигельноиллю сярационный

Эссе, м ини проект

ООД
«П оисковое

истории

поискового
движ ения

России,

6

О сновы гигиены ,

Консультация

Словесны й,

первая

объяснительно-

доврачебная

иллю страционный

движ ение

Свердловской

России»

области

А птечка

помош в.
О беспечение
безопасности
7.

О бщ ая
специальная
ф изическая
подготовка

и

И гра,

Н аглядный,

соревнования

репродуктивны й

Соревнования

Материальное обеспечение программы
Кружковые занятия проводятся в помещении - спортивный зал,
местность («Овраг», полоса препятствий, лесной массив). Для занятий
используется следующее: аптечка, верёвки - диаметром не менее 10 мм.,
длина 20, 30, 40 метров, карабины, блоки и полиспасты, страховочные
системы, опорные петли, средства транспортировки пострадавшего, палатки,
спальные мешки, коврики, тенты, топоры, пилы, костровой набор, щуп для
верхового поиска, глубинный щуп, крюк, металлоискатель, биолокатор, нож,
лопата, щетка

Список используемой литературы
Для педагога
9

Андреев Н.В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1985

© Антропов К., Расторгуев В. Узлы. —М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994
© Бардин К. В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981
* Бахтина И.Л., «Экспедиционная работа в учреждениях образования и
общественных объединениях», г. Екатеринбург 2020;
з Виноградский Е.М., Чеурин Г.С. Секреты самоспасения, 2018
з Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. - М.: Физкультура и спорт, 1990
з Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и
соревнования» М. Профиздат, 1984
з Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2000
® Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Подготовка судейских кадров по
туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982
с Лебединский Ю.В. «Слёты и соревнования юных туристов». - Горький,
1965
» Огоновская И.С., Серия ПАТРИОТ «Малая родина в памяти и сердце:
образовательная практика воспитания патриота и гражданина», Екатеринбург
2021 ;

® Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов»
М.: Профиздат, 1987;
© «Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987;
© «Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
для обучающихся
© Богданов М.Я., Краковяк Г.М.» Гигиена», издательство «ФиС», 1969
® Библиотечка «Военные знания» Военная топография, учебное пособие
по «Основам военной службы», Москва, 2015

© Библиотека Всемирной Кругосветной экспедиции ЮНЕСКО БаденПауэл Р. «Настольная книга скаута», - М.: Русская книга, 2001
® Под ред. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.:
«Просвещение», 1991
® Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ,
1995
© Кошельков

С.А.

«Обеспечение

безопасности

при

проведении

туристских слётов и соревнований учащихся» М.: ЦДЮТ, 1997
о «Походная туристская игротека» М.: ЦРИБ «Турист», 1991
® «Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист», 1989


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».