ОП.02 Основы электротехники Св-24

Приложение
к ООП-П по профессии 15.01.05
«Сварщик (ручной и частично
механизированной сверки (наплавки)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»
_____________ В.Д. Тришевский
«26» июня 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Профессия
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)»
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев

2024

Программа рассмотрена на заседании ПЦК
подготовки квалифицированных рабочих и
служащих ГАПОУ СО «Богдановичский
политехникум»
Протокол № 6
от «26» июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ /Т.А. Замана

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники»
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.01.05
«Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)»,
утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863
(далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов регионального рынка труда.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Кудряшова Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)».
Учебная дисциплина «Основы электротехники» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

- читать структурные, монтажные
ОК 02, ОК 03, и
простые
принципиальные
ОК 06
электрические схемы;
ПК 1.1-1.5
- рассчитывать и измерять
ПК 2.1 – ПК 2.5 основные
ПК 3.1 параметры
простых
ПК 3.3
электрических,
магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе
электроизмерительные приборы;
определять
максимально
допустимый сварочный ток
источника питания

4

- единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности
электрического тока, сопротивления
проводников;
- методы расчета и измерения
основных
параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
- свойства постоянного и переменного
электрического тока;
- принципы последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников тока;
- электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их
устройство, принцип действия и
правила включения в электрическую
цепь;
- свойства магнитного поля;
- двигатели постоянного и
переменного тока, их устройство и
принцип действия;
- правила пуска, остановки
электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
- аппаратуру защиты
электродвигателей;

- методы защиты от короткого
замыкания;
- заземление, зануление;
- устройство, принцип работы и
технические характеристики
трансформаторов

Примечание.
Курсивом выделены требования к результатам освоения учебной
дисциплины, отраженные в вариативной части ОП и служащие для освоения
профессиональных компетенций, выдвинутых работодателями для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём образовательной программы учебной дисциплины

Объем
часов
48

в том числе:
теоретическое обучение

18

лабораторные работы (если предусмотрено)

10

практические занятия (если предусмотрено)

10

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация – экзамен

6

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02«Электротехника»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

Раздел 1. Электробезопасность в сварочном производстве
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Электробезопасн Характеристика учебной дисциплины «Электротехника», ее место и роль в
ость в сварочном профессиональной подготовке специалистов. Связь с другими учебными
производстве
дисциплинами. Действие электрического тока на организм человека Классификация
защитных мер от электротравматизма при производстве сварочных работ. Защитное
заземление. Защитное зануление
Раздел 2. Электрические и магнитные цепи
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Электрические
1 Свойства постоянного электрического тока. Элементы электрической цепи,
цепи
принципы последовательного и параллельного соединения элементов цепи. Работа
постоянного
и мощность электрического тока. Коэффициент полезного действия или отдача.
тока
Закон Джоуля-Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Химическое
действие тока и его применение в промышленности.1
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
5
Лабораторная работа 1 Определение значения сопротивления с помощью амперметра
и вольтметра
Практическое занятие 1 Расчёт электрических цепей постоянного тока
Лабораторная работа 2 Проверка свойств электрической цепи с последовательным
соединением резисторов
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Электромагнетиз 1 Основные свойства и характеристики магнитного поля. Индуктивность. Свойства
м
магнитных материалов.
7

Кол-во
часов

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент
программы
2

1

ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

12
ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

7

2
1
2
4

ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5

2 Взаимодействие параллельных проводников с током. Электромагнитная индукция.
ЭДС самоиндукции. Взаимоиндукция. Вихревые токи - 1
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 2 Определение основных характеристик магнитного поля
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Электрические
1 Основные характеристики переменного тока. Цепи переменного тока с активным
цепи
или реактивным элементом. Трёхфазные симметричные цепи. Виды соединения фаз
переменного
трехфазных генераторов и потребителей. Фазные и линейные напряжения и токи,
тока
соотношение между ними.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 3 Исследование электрической цепи переменного тока с
активным и индуктивным сопротивлениями
Раздел 3. Электротехнические устройства
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Измерительные
1 Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах.
устройства и
Понятие об измерительных цепях. Измерительная цепь электроизмерительных
приборы
приборов: вольтметров, амперметров.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3 Определение погрешностей приборов
Лабораторная работа 4 Определение работы и мощности в цепи постоянного тока
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Трансформаторы 1 Назначение, устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
Энергетическая диаграмма трансформатора. Работа трансформатора под
нагрузкой.
Режимы работы трансформатора. Автотрансформаторы. Измерительные
трансформаторы
Устройство сварочных трансформаторов типа ТД и ТДМ (с раздвижными
катушками)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4 Определение параметров трансформатора
Практическое занятие 5 Расчет и выбор сварочного трансформатора
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Электрические
1 Устройство, назначение и области применения, классификация маркировка и
машины
принцип действия асинхронного двигателя Аппаратура защиты электродвигателей
8

ПК 3.1 ПК 3.3
1
1
ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

4

2
2
17/23
4

3

ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

1
2
ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

10

4
2
2
4

ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5

Тема 3.4
Электронные
приборы

Пуск в ход и регулирование скорости вращения асинхронных двигателей
В том числе практических занятий
2
Практическое занятие 6 Изучение устройства и принципа работы сварочного
генератора
Содержание учебного материала
Общие сведения о полупроводниках: полупроводниковые диоды, стабилитроны,
транзисторы, тиристоры. Фотоэлектронные приборы. Электронные устройства - 1
В том числе практических занятий
3
Практическое занятие 7 Расчет параметров полупроводниковых приборов
Лабораторная работа 5 Исследование полупроводникового диода

Консультации
Самостоятельная работа Подготовка к промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация: экзамен
ВСЕГО

9

ПК 3.1 ПК 3.3
2
4

1
2
2
2
6
48

ОК 02, ОК 03, ОК 06
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 ПК 3.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет электротехники и лаборатории электротехники и электроники,
оснащённый оборудованием:
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»;
- модели электрических машин и аппаратов;
- образцы проводников и диэлектриков;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по
электротехнике
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер;
- проектор.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном
процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1.
Прошин В.М. Электротехника (4-е изд., испр.) учебник для студ. образоват.
учреждений сред. проф. образования / В.М. Прошин. – М.: Издательский центр
«Академия», 2021.- 288с.
2.
Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. - 8-е изд. испр. - М.:
Издательский центр «Академия», 2020. – 288с.
3.
Ярочкина Г.В. Основы электротехники и электроники: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Г.В. Ярочкина. - 4-е изд. испр. - М.:
Издательский центр «Академия», 2020. – 224с.
Дополнительные источники:
1.
Березкина I .Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники:
учебн пособие /Т.Ф., Березкина, Н.Г. Гусев, В .В. Масленников. - М.: Высшая
школа, 2019. - 84с.
10

2.
Ярочкина Г.В Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: учеб. пособие./Г.В. Ярочкина,- М.ИРПО: Издательский центр
«Академия»,- 3 -е изд., 2017,- стер,- 80с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных
понятий
URL:
https://www.elec.ru/viewer?url=/library/gosts_e00/gost_r_520022003.pdf
2.
ГОСТ 1494-77 (СТ СЭВ 3231-81) Электротехника. Буквенные обозначения
основных
величин
(с
Изменением
N
1)
URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200011324
3.
Электронный ресурс «Книги по электронике и электротехнике» URL:
https://obuchalka.org/knigi-po-elektronike-i-elektrotehnike/
4.
Каталог электронных мультимедийных учебных изданий URL:
https://academia-moscow.ru/catalogue/5405/
5.
Электронный
ресурс:
«Основы
электротехники».
URL:
http://electrolibrary.info/bestbooks/b_uch.htm.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
- единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности
электрического тока,
сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения
основных
параметров простых
электрических,
магнитных и электронных цепей;
- свойства постоянного и
переменного
электрического тока;
- принципы последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников тока;
- электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их
устройство, принцип действия и
правила включения в
электрическую цепь;
- свойства магнитного поля;
- двигатели постоянного и
переменного тока, их устройство
и принцип действия;
- правила пуска, остановки
электродвигателей,
установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
- аппаратуру защиты
электродвигателей;
- методы защиты от короткого
замыкания;
- заземление, зануление;
- устройство, принцип работы и
технические характеристики
трансформаторов

Критерии оценки
Успешность
освоения
знаний
соответствует
выполнению
следующих
требований:
- обучающийся свободно
владеет
теоретическим
материалом,
без
затруднений излагает его и
использует на практике,
- знает оборудование и
правила его эксплуатации
- правильно выполняет
технологические операции
владеет
самоконтроля

12

приемами

Методы оценки
Тестирование,
фронтальный
опрос,
решение
ситуационных
задач
Текущий контроль в форме
защиты практических и
лабораторных работ
Промежуточная
аттестация

уметь:
- читать структурные, монтажные
и
простые
принципиальные
электрические схемы;
- рассчитывать и измерять
основные
параметры
простых
электрических,
магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе
электроизмерительные приборы;
определять
максимально
допустимый
сварочный
ток
источника питания

Успешность
освоения
умений
соответствует
выполнению
следующих
требований:
обучающийся
умеет
готовить оборудование к
работе
умеет
выполнять
лабораторные
и
практические работы в
соответствии
с
методическими указаниями
к ним
умеет
правильно
организовывать
свое
рабочее
место
и
поддерживать его в порядке
на протяжении выполнения
лабораторной работы
- умеет самостоятельно
пользоваться
справочной
литературой
соблюдает
правила
безопасности
при
выполнении лабораторных
работ

13

Оценка
результатов
выполнения практических
и лабораторных работ
Промежуточная
аттестация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».