Приложение к ООП-П по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» _____________ В.Д. Тришевский «26» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Профессия 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» Форма обучения: очная Срок обучения: 1 год 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 6 от «26» июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии _______________ /Т.А. Замана Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)», утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863 (далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Кудряшова Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Учебная дисциплина «Основы электротехники» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания - читать структурные, монтажные ОК 02, ОК 03, и простые принципиальные ОК 06 электрические схемы; ПК 1.1-1.5 - рассчитывать и измерять ПК 2.1 – ПК 2.5 основные ПК 3.1 параметры простых ПК 3.3 электрических, магнитных и электронных цепей; - использовать в работе электроизмерительные приборы; определять максимально допустимый сварочный ток источника питания 4 - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; - свойства постоянного и переменного электрического тока; - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; - свойства магнитного поля; - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; - аппаратуру защиты электродвигателей; - методы защиты от короткого замыкания; - заземление, зануление; - устройство, принцип работы и технические характеристики трансформаторов Примечание. Курсивом выделены требования к результатам освоения учебной дисциплины, отраженные в вариативной части ОП и служащие для освоения профессиональных компетенций, выдвинутых работодателями для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объём образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 48 в том числе: теоретическое обучение 18 лабораторные работы (если предусмотрено) 10 практические занятия (если предусмотрено) 10 Самостоятельная работа 2 Консультации 2 Промежуточная аттестация – экзамен 6 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02«Электротехника» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Электробезопасность в сварочном производстве Тема 1.1 Содержание учебного материала Электробезопасн Характеристика учебной дисциплины «Электротехника», ее место и роль в ость в сварочном профессиональной подготовке специалистов. Связь с другими учебными производстве дисциплинами. Действие электрического тока на организм человека Классификация защитных мер от электротравматизма при производстве сварочных работ. Защитное заземление. Защитное зануление Раздел 2. Электрические и магнитные цепи Тема 2.1 Содержание учебного материала Электрические 1 Свойства постоянного электрического тока. Элементы электрической цепи, цепи принципы последовательного и параллельного соединения элементов цепи. Работа постоянного и мощность электрического тока. Коэффициент полезного действия или отдача. тока Закон Джоуля-Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Химическое действие тока и его применение в промышленности.1 В том числе, практических занятий и лабораторных работ 5 Лабораторная работа 1 Определение значения сопротивления с помощью амперметра и вольтметра Практическое занятие 1 Расчёт электрических цепей постоянного тока Лабораторная работа 2 Проверка свойств электрической цепи с последовательным соединением резисторов Тема 2.2 Содержание учебного материала Электромагнетиз 1 Основные свойства и характеристики магнитного поля. Индуктивность. Свойства м магнитных материалов. 7 Кол-во часов Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 2 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 12 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 7 2 1 2 4 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 2 Взаимодействие параллельных проводников с током. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции. Взаимоиндукция. Вихревые токи - 1 В том числе, практических занятий Практическое занятие 2 Определение основных характеристик магнитного поля Тема 2.3 Содержание учебного материала Электрические 1 Основные характеристики переменного тока. Цепи переменного тока с активным цепи или реактивным элементом. Трёхфазные симметричные цепи. Виды соединения фаз переменного трехфазных генераторов и потребителей. Фазные и линейные напряжения и токи, тока соотношение между ними. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа 3 Исследование электрической цепи переменного тока с активным и индуктивным сопротивлениями Раздел 3. Электротехнические устройства Тема 3.1 Содержание учебного материала Измерительные 1 Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах. устройства и Понятие об измерительных цепях. Измерительная цепь электроизмерительных приборы приборов: вольтметров, амперметров. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 3 Определение погрешностей приборов Лабораторная работа 4 Определение работы и мощности в цепи постоянного тока Тема 3.2 Содержание учебного материала Трансформаторы 1 Назначение, устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Энергетическая диаграмма трансформатора. Работа трансформатора под нагрузкой. Режимы работы трансформатора. Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы Устройство сварочных трансформаторов типа ТД и ТДМ (с раздвижными катушками) В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 4 Определение параметров трансформатора Практическое занятие 5 Расчет и выбор сварочного трансформатора Тема 3.3 Содержание учебного материала Электрические 1 Устройство, назначение и области применения, классификация маркировка и машины принцип действия асинхронного двигателя Аппаратура защиты электродвигателей 8 ПК 3.1 ПК 3.3 1 1 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 4 2 2 17/23 4 3 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 1 2 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 10 4 2 2 4 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 Тема 3.4 Электронные приборы Пуск в ход и регулирование скорости вращения асинхронных двигателей В том числе практических занятий 2 Практическое занятие 6 Изучение устройства и принципа работы сварочного генератора Содержание учебного материала Общие сведения о полупроводниках: полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы, тиристоры. Фотоэлектронные приборы. Электронные устройства - 1 В том числе практических занятий 3 Практическое занятие 7 Расчет параметров полупроводниковых приборов Лабораторная работа 5 Исследование полупроводникового диода Консультации Самостоятельная работа Подготовка к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация: экзамен ВСЕГО 9 ПК 3.1 ПК 3.3 2 4 1 2 2 2 6 48 ОК 02, ОК 03, ОК 06 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1 – ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 3.3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет электротехники и лаборатории электротехники и электроники, оснащённый оборудованием: - комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»; - модели электрических машин и аппаратов; - образцы проводников и диэлектриков; Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - компьютер; - проектор. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1. Прошин В.М. Электротехника (4-е изд., испр.) учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.М. Прошин. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.- 288с. 2. Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. - 8-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288с. 3. Ярочкина Г.В. Основы электротехники и электроники: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.В. Ярочкина. - 4-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 224с. Дополнительные источники: 1. Березкина I .Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники: учебн пособие /Т.Ф., Березкина, Н.Г. Гусев, В .В. Масленников. - М.: Высшая школа, 2019. - 84с. 10 2. Ярочкина Г.В Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: учеб. пособие./Г.В. Ярочкина,- М.ИРПО: Издательский центр «Академия»,- 3 -е изд., 2017,- стер,- 80с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных понятий URL: https://www.elec.ru/viewer?url=/library/gosts_e00/gost_r_520022003.pdf 2. ГОСТ 1494-77 (СТ СЭВ 3231-81) Электротехника. Буквенные обозначения основных величин (с Изменением N 1) URL: https://docs.cntd.ru/document/1200011324 3. Электронный ресурс «Книги по электронике и электротехнике» URL: https://obuchalka.org/knigi-po-elektronike-i-elektrotehnike/ 4. Каталог электронных мультимедийных учебных изданий URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5405/ 5. Электронный ресурс: «Основы электротехники». URL: http://electrolibrary.info/bestbooks/b_uch.htm. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знать: - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; - свойства постоянного и переменного электрического тока; - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; - свойства магнитного поля; - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; - аппаратуру защиты электродвигателей; - методы защиты от короткого замыкания; - заземление, зануление; - устройство, принцип работы и технические характеристики трансформаторов Критерии оценки Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований: - обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, - знает оборудование и правила его эксплуатации - правильно выполняет технологические операции владеет самоконтроля 12 приемами Методы оценки Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач Текущий контроль в форме защиты практических и лабораторных работ Промежуточная аттестация уметь: - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; - использовать в работе электроизмерительные приборы; определять максимально допустимый сварочный ток источника питания Успешность освоения умений соответствует выполнению следующих требований: обучающийся умеет готовить оборудование к работе умеет выполнять лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним умеет правильно организовывать свое рабочее место и поддерживать его в порядке на протяжении выполнения лабораторной работы - умеет самостоятельно пользоваться справочной литературой соблюдает правила безопасности при выполнении лабораторных работ 13 Оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ Промежуточная аттестация