Приложение к ООП-П по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» _____________ В.Д. Тришевский «26» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.03 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Форма обучения – очная Срок обучения 1 год 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 6 от «26» июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии _______________ /Т.А. Замана Рабочая программа учебной дисциплины СГ.03 «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)», утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863 (далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Ситников В.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИССЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.05.01 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по видам деятельности ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 4,6-8. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК,ОК ОК 4,6-8 организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях предпринимать противодействия терроризму как профилактические меры для серьезной угрозе национальной снижения уровня опасностей безопасности России; различного вида и их последствий в профессиональной основные виды потенциальных деятельности и быту; опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и использовать средства быту, принципы снижения вероятности индивидуальной и коллективной их реализации; защиты от оружия массового поражения; основы военной службы и обороны государства; применять первичные средства пожаротушения; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; ориентироваться в перечне военно-учетных способы защиты населения от специальностей и оружия массового поражения; самостоятельно определять среди меры пожарной безопасности и них родственные полученной правила безопасного поведения при профессии; 4 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные оказывать первую помощь профессиям СПО; пострадавшим; область применения получаемых Преодолевать полосу профессиональных знаний при препятствий; исполнении обязанностей военной Выполнять воинское службы; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; приветствие без оружия месте и в движении; на порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. - Выполнять упражнения - общие обязанности, права и учебных стрельб из стрелкового ответственность военнослужащих ВС оружия; РФ; Производить разборку и - Назначение, боевые свойства, сборку автомата Калашникова. устройство стрелкового оружия и ручных осколочных гранат; - Меры безопасности при выполнении учебных стрельб из стрелкового оружия; - Основы строевой подготовки. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 72 в том числе: теоретическое обучение 44 практические занятия 24 самостоятельная работа 2 консультации 2 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 1 2 Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Тема 1.1. Содержание учебного материала Общая 1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеристика характера. опасных и 2 Терроризм. Правила безопасного (разумного) поведения при угрозе чрезвычайных террористического акта, при захвате в качестве заложников. Меры безопасности ситуаций населения в зоне военных действий. природного, В том числе, практических занятий техногенного и 1 Определение характеристики очагов поражения возникающих в результате социального стихийных бедствий. характера; правила 2 Действия при угрозе терракта безопасного поведения 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 6 ОК 4,6-8 Тема 1.2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 8 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала 1 Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций. 2 Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях. В том числе, практических занятий 1 Отработка навыков поведения при эвакуации. 2 Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты. Раздел 2. Основы военной службы (учебные сборы) Объем часов 4 ОК 4,6-8 4 7 Тема 2.1. Основы обороны государства Содержание учебного материала Воинская обязанность. Организация воинского учета. Порядок призыва и поступления граждан на военную службу. АК. Уставы ВС РФ. Особенности военной службы по контракту Тема 2.2. Содержание учебного материала Военная служба – 1 Основы строевой подготовки особый вид В том числе, практических занятий федеральной 1 Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, федеральных государственной законах «Об обороне», о воинской обязанности и военной службе. службы 2 Первоначальная постановка граждан на воинский учет 3 Разборка и сборка автомата Калашникова 4 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении 5 Строевая подготовка основные положения строевого устава, обязанности солдата перед построением и в строю 6 Строевая подготовка строевые приемы и движение с оружием, изготовка для стрельбы лежа - выполнение команд «к бою», «ложись»… 7 Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Выход из строя, постановка в строй. Повороты на месте и в движении. Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 3.1. Содержание учебного материала Первая медицинская 1 Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи помощь при В том числе, практических занятий ранениях, несчастных 1 Военно-медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи при случаях и огнестрельном ранении, эвакуация раненого с поля боя. заболеваниях 2 Первая медицинская помощь при производственных травмах. Самостоятельная работа обучающихся 10 ОК 4,6-8 1 Подготовка тематических сообщений: «Боевое Знамя – символ доблести, чести и славы». «Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил». «Награды. Ордена и медали». «Военнослужащие и взаимоотношения между ними». «Начальники и подчинённые, старшие и младшие». «Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы». «Воинские звания и знаки различия военнослужащих». «Основные виды вооружения, военной 8 ОК 4,6-8 14 ОК 4,6-8 6 2 2 2 8 техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, родственных профессиям НПО». «Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования, порядок подготовки и поступления». «Сухопутные войска: история создания, предназначение, рода войск». «Военно-Морской Флот: история создания, предназначение, структура». «Военновоздушные Силы: история создания, предназначение, структура». «Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура». «Космические войска: история создания, предназначение, структура». «Воздушнодесантные войска: история создания, предназначение, структура». «Другие войска: пограничные войска, Федеральные службы безопасности РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначения». Дифференцированный зачет Консультации Всего: 2 2 72 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИССЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда» оснащенный оборудованием: - рабочее место преподавателя; - рабочие места по количеству обучающихся; техническими средствами обучения: - комплекты индивидуальных средств защиты; - робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи; - медицинская аптечка, - комплект плакатов по гражданской обороне, - телевизор; - видеотека; - доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт. При реализации программы дисциплины Безопасность жизнедеятельности используются технические возможности кабинета №28 (корпус №2) 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1 Печатные издания 1. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения 3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы) 1. "Безопасность жизнедеятельности" Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. КноРус 2020 https://www.book.ru/book/935682 3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Гарнагина Н.Е. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ,2009.-279с. 10 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. общие обязанности, права и ответственность военнослужащих ВС РФ; Назначение, боевые Критерии оценки Владеет информацией об государственных системах защиты национальной безопасности России. Дает характеристику различным видам потенциальных опасностей и перечислять их последствия. Демонстрирует знания основ военной службы и обороны государства. Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечислять способы защиты населения от ОМП. Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП. Демонстрирует знания эффективных превентивных мер для предотвращения пожароопасных ситуаций. Владеет знаниями об организации и порядке призыва граждан на военную службу. Ориентируется в видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО. Демонстрирует знания порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим, в том числе при транспортировке. Демонстрирует знания строевой подготовки. Методы оценки Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Учебные сборы Зачет 11 свойства, устройство стрелкового оружия и ручных осколочных гранат; Меры безопасности при выполнении учебных стрельб из стрелкового оружия; Основы строевой подготовки. Умения: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; Преодолевать полосу препятствий; Выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении; - Выполнять упражнения учебных стрельб из стрелкового оружия; Способен разработать алгоритм действий организовать и провести мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС. Владеть мерами по снижению опасностей различного вида. Демонстрирует умения использовать средства индивидуальной защиты и оценивает правильность их применения. Демонстрирует умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценивает правильность их применения. Отличает виды вооруженных сил, ориентируется в перечне военно-учетных специальностей. Демонстрирует владение особенностями бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времен. Демонстрирует умения оказывать первую помощь пострадавшим; В правильной последовательности осуществляет манипуляции по оказанию первой помощи. Умеет производить разборку и сборку автомата Калашникова. Преодолевает полосу препятствия на учебных сборах. Демонстрирует умение Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач Учебные сборы Зачет 12 Производить разборку сборку автомата Калашникова. выполнять воинское и приветствие без оружия на месте и в движении 13