СГ.03 Безопасность жизнедеятельности Св-24

Приложение
к ООП-П по профессии 15.01.05
«Сварщик (ручной и частично
механизированной сверки (наплавки)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»
_____________ В.Д. Тришевский
«26» июня 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.03 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Профессия
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Форма обучения – очная
Срок обучения 1 год 10 месяцев

2024

Программа рассмотрена на заседании ПЦК
подготовки квалифицированных рабочих и
служащих ГАПОУ СО «Богдановичский
политехникум»
Протокол № 6
от «26» июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ /Т.А. Замана

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.03 «Безопасность
жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной
сверки (наплавки)», утвержденного приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023г. № 863 (далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов
регионального рынка труда.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Ситников В.М., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИССЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной
частью
социально-гуманитарного
цикла
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 15.05.01 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки).
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных
и общих компетенций по видам деятельности ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 4,6-8.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
осваиваются умения и знания
Код

Умения

Знания

ПК,ОК
ОК 4,6-8


организовывать
и
проводить
мероприятия
по
защите работающих и населения
от
негативных
воздействий
чрезвычайных ситуаций;


принципы
обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях

предпринимать
противодействия
терроризму
как
профилактические меры для
серьезной
угрозе
национальной
снижения уровня опасностей
безопасности России;
различного
вида
и
их
последствий в профессиональной

основные виды потенциальных
деятельности и быту;
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и

использовать
средства
быту, принципы снижения вероятности
индивидуальной и коллективной
их реализации;
защиты от оружия массового
поражения;

основы военной службы и
обороны государства;

применять
первичные
средства пожаротушения;

задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;

ориентироваться
в
перечне
военно-учетных

способы защиты населения от
специальностей
и оружия массового поражения;
самостоятельно определять среди

меры пожарной безопасности и
них родственные полученной
правила безопасного поведения при
профессии;

4


применять
профессиональные знания в ходе
исполнения
обязанностей
военной службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной профессией;

пожарах;

организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке;


основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений,
в которых имеются военно-учетные
специальности,
родственные

оказывать первую помощь профессиям СПО;
пострадавшим;

область применения получаемых
Преодолевать
полосу профессиональных
знаний
при
препятствий;
исполнении обязанностей военной
Выполнять
воинское службы;

владеть
способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;

приветствие без оружия
месте и в движении;

на


порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.

- Выполнять
упражнения - общие обязанности, права и
учебных стрельб из стрелкового ответственность военнослужащих ВС
оружия;
РФ;

Производить разборку и - Назначение, боевые свойства,
сборку автомата Калашникова.
устройство стрелкового оружия и
ручных осколочных гранат;
- Меры безопасности при выполнении
учебных стрельб из стрелкового
оружия;
- Основы строевой подготовки.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
72

в том числе:
теоретическое обучение

44

практические занятия

24

самостоятельная работа

2

консультации

2

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

1
2
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общая
1
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характеристика
характера.
опасных и
2
Терроризм. Правила безопасного (разумного) поведения при угрозе
чрезвычайных
террористического акта, при захвате в качестве заложников. Меры безопасности
ситуаций
населения в зоне военных действий.
природного,
В том числе, практических занятий
техногенного и
1
Определение характеристики очагов поражения возникающих в результате
социального
стихийных бедствий.
характера; правила
2
Действия при угрозе терракта
безопасного
поведения

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

6

ОК 4,6-8

Тема 1.2.
Организация защиты
населения от
чрезвычайных
ситуаций мирного и
военного времени.

8

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Содержание учебного материала
1 Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
2 Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по
эвакуации населения в мирное и военное время. Применение средств
индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок
применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств
медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.
В том числе, практических занятий
1
Отработка навыков поведения при эвакуации.
2
Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Раздел 2. Основы военной службы (учебные сборы)

Объем
часов

4

ОК 4,6-8

4

7

Тема 2.1.
Основы обороны
государства

Содержание учебного материала

Воинская обязанность. Организация воинского учета. Порядок призыва и
поступления граждан на военную службу. АК. Уставы ВС РФ. Особенности военной
службы по контракту
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Военная служба –
1
Основы строевой подготовки
особый вид
В том числе, практических занятий
федеральной
1
Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, федеральных
государственной
законах «Об обороне», о воинской обязанности и военной службе.
службы
2
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
3
Разборка и сборка автомата Калашникова
4
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении
5
Строевая подготовка основные положения строевого устава, обязанности солдата
перед построением и в строю
6
Строевая подготовка строевые приемы и движение с оружием, изготовка для
стрельбы лежа - выполнение команд «к бою», «ложись»…
7
Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Выход из строя, постановка в
строй. Повороты на месте и в движении.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Первая медицинская
1
Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи
помощь при
В том числе, практических занятий
ранениях, несчастных
1
Военно-медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи при
случаях и
огнестрельном ранении, эвакуация раненого с поля боя.
заболеваниях
2
Первая медицинская помощь при производственных травмах.
Самостоятельная
работа обучающихся

10

ОК 4,6-8

1

Подготовка тематических сообщений: «Боевое Знамя – символ доблести, чести и славы».
«Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил». «Награды. Ордена и медали».
«Военнослужащие и взаимоотношения между ними». «Начальники и подчинённые,
старшие и младшие». «Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы». «Воинские
звания и знаки различия военнослужащих». «Основные виды вооружения, военной

8
ОК 4,6-8
14

ОК 4,6-8
6
2
2

2

8

техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских
подразделений, родственных профессиям НПО». «Основные виды военных
образовательных учреждений профессионального образования, порядок подготовки и
поступления». «Сухопутные войска: история создания, предназначение, рода войск».
«Военно-Морской Флот: история создания, предназначение, структура». «Военновоздушные Силы: история создания, предназначение, структура». «Ракетные войска
стратегического назначения: история создания, предназначение, структура».
«Космические войска: история создания, предназначение, структура». «Воздушнодесантные войска: история создания, предназначение, структура». «Другие войска:
пограничные войска, Федеральные службы безопасности РФ, внутренние войска
Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска гражданской
обороны МЧС России. Их состав и предназначения».
Дифференцированный зачет
Консультации
Всего:

2
2
72

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИССЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда»
оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
техническими средствами обучения:
- комплекты индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной
помощи;
- медицинская аптечка,
- комплект плакатов по гражданской обороне,
- телевизор;
- видеотека;
- доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями
для крепления таблиц, карт.
При
реализации
программы
дисциплины
Безопасность
жизнедеятельности используются технические возможности кабинета №28
(корпус №2)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации
имеет печатные и/или электронные образовательные
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания
1. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Организация обучения безопасности труда. Общие положения

3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
1. "Безопасность жизнедеятельности"
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.
КноРус
2020 https://www.book.ru/book/935682
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Гарнагина Н.Е. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие
для вузов/ Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н.
Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ,2009.-279с.

10

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
 принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий
и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
 основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
 основы военной службы и
обороны государства;
 задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
 способы защиты населения от
оружия массового поражения;
 меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
 организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке;
 основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности,
родственные профессиям СПО;
 область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
 порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.

общие обязанности, права и
ответственность
военнослужащих ВС РФ;

Назначение, боевые

Критерии оценки
Владеет информацией об
государственных системах
защиты национальной
безопасности России.
Дает характеристику
различным видам
потенциальных опасностей
и перечислять их
последствия.
Демонстрирует знания
основ военной службы и
обороны государства.
Формулирует задачи и
основные мероприятия ГО,
перечислять способы
защиты населения от ОМП.
Формулирует задачи и
основные мероприятия ГО,
перечисляет способы
защиты населения от ОМП.
Демонстрирует знания
эффективных превентивных
мер для предотвращения
пожароопасных ситуаций.
Владеет знаниями об
организации и порядке
призыва граждан на
военную службу.
Ориентируется в видах
вооружения, военной
техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военноучетные специальности,
родственные
специальностям СПО.
Демонстрирует знания
порядка и правил оказания
первой помощи
пострадавшим, в том числе
при транспортировке.
Демонстрирует знания
строевой подготовки.

Методы оценки
Оценка решений
ситуационных задач
Тестирование
Устный опрос
Практические занятия
Учебные сборы
Зачет

11

свойства, устройство стрелкового
оружия и ручных осколочных
гранат;

Меры безопасности при
выполнении учебных стрельб из
стрелкового оружия;

Основы строевой
подготовки.
Умения:
 организовывать и проводить
мероприятия
по
защите
работающих и населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать
профилактические
меры
для
снижения
уровня
опасностей
различного вида и их последствий
в профессиональной деятельности
и быту;
 использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
 применять первичные средства
пожаротушения;
 ориентироваться
в
перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них
родственные
полученной
профессии;
 применять
профессиональные
знания
в
ходе
исполнения
обязанностей военной службы на
воинских
должностях
в
соответствии
с
полученной
профессией;
 владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
 оказывать
первую
помощь
пострадавшим;
Преодолевать
полосу
препятствий;
Выполнять
воинское
приветствие без оружия на месте
и в движении;
- Выполнять упражнения учебных
стрельб из стрелкового оружия;

Способен разработать
алгоритм действий
организовать и провести
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий ЧС.
Владеть мерами по
снижению опасностей
различного вида.
Демонстрирует умения
использовать
средства индивидуальной
защиты и оценивает
правильность их
применения.
Демонстрирует умения
пользоваться
первичными средствами
пожаротушения и
оценивает правильность их
применения.
Отличает виды вооруженных
сил, ориентируется в перечне
военно-учетных
специальностей.
Демонстрирует владение
особенностями
бесконфликтного поведения
в повседневной
деятельности, в условиях ЧС
мирного и военного времен.
Демонстрирует умения
оказывать первую
помощь пострадавшим;
В правильной
последовательности
осуществляет манипуляции
по оказанию первой
помощи.
Умеет производить разборку
и сборку автомата
Калашникова.
Преодолевает полосу
препятствия на учебных
сборах.
Демонстрирует умение

Наблюдение в процессе
практических занятий
Оценка решений
ситуационных задач
Учебные сборы
Зачет

12


Производить разборку
сборку автомата Калашникова.

выполнять воинское
и приветствие без оружия на
месте и в движении

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».