Приложение к ООП-П по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» _____________ В.Д. Тришевский РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05 Основы финансовой грамотности» Специальность 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)» Форма обучения очная Срок обучения 1 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 6 от «26» июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии _______________ /Т.А. Замана Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05 Основы финансовой грамотности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)», утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863 (далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Алимпиева Лариса Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05 Основы финансовой грамотности является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)». Учебная дисциплина СГ.05 Основы финансовой грамотности обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сверки (наплавки)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01- 05. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ОК Умения Знания ОК.01- 05 определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте; - выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи; - составлять план действий; - определять необходимые ресурсы; - реализовывать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); - определять задачи для сбора информации; - планировать процесс поиска и осуществлять выбор необходимых источников информации; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - использовать различные цифровые средства при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия определять актуальность актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - этапы планирования для решения задач; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия - информационные источники, применяемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; формат представления 4 нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; определять и выстраивать траектории профессионального и личностного развития; -осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности; - учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; - производить расчеты по валютнообменным операциям; -планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет; использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия, с учетом финансовой безопасности; - выявлять сильные и слабые стороны бизнес-идеи; - грамотно проводить презентацию идеи открытия собственного дела в области профессиональной деятельности; определять источники финансирования для реализации бизнес-идеи; - производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; - оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; - работать в коллективе и команде; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, в ходе профессиональной и предпринимательской деятельности - грамотно излагать свои мысли, формулировать собственное мнение, 5 результатов поиска информации; - возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия - актуальную нормативноправовую базу, регламентирующую профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; возможные траектории профессионального развития и самообразования; -различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; - понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; - понятие иностранной валюты и валютного курса; -структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета; особенности различных банковских и страховых продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; - базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; - систему и полномочия государственных органов в сферах профессиональной деятельности, предпринимательской обосновывать свою позицию в учебных и практических ситуациях; проявлять толерантность в коллективе; - оформлять документы, связанные с профессиональной деятельностью и деловой коммуникацией, на государственном языке РФ, - оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей; - составлять проект собственной профессиональной карьеры; - составлять и оформлять резюме, как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства. деятельности и защиты прав потребителей; принципы организации проектной деятельности - принципы взаимодействия в коллективе; правила оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке РФ виды и компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности; - способы поиска работы; - технология приема на работу; правила прохождения испытаний при приеме на работу. - особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 60 в том числе: теоретическое обучение 22 практические занятия 32 Самостоятельная работа 2 Консультация 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 6 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Наименование разделов и тем Тема 1. Банки Тема 2. Фондовый и валютный рынки Тема 3. Страхование: предмет страхования и риски Тема 4. Налоги: необходимость уплаты и угроза неуплаты Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Содержание учебного материала 1. Банковская система России. Текущие счета, банковские карты. Сберегательные вклады. Кредиты. Прочие услуги банков В том числе, практических занятий 1. Сравнение банковских вкладов и кредитов Содержание учебного материала 1. Понятие фондового рынка, ценных бумаг. Риск и доходность. Облигации. Акции. Фондовая биржа. Рынок Форекс В том числе, практических занятий 1. Расчёт уровня доходности по инвестициям 4 Содержание учебного материала 1. Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни В том числе, практических занятий 1. Сравнение страховых продуктов. Анализ предложения страховых компаний в вашем городе Содержание учебного материала 1. Понятие налоговой системы, налогов, сборов, пошлин. Необходимость получения ИНН и порядок его получения. Виды налогов. В том числе, практических занятий 1. Заполнение налоговой декларации. Оформление заявления на 4 7 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы ОК 01,02,03 2 4 ОК 01,02,03 2 ОК 01,02,03 2 4 2 ОК 01,02,03,05 Тема 5. Пенсионное страхование Тема 6. механизмы организации Финансовые работы Тема 7. Собственный бизнес: создание и сохранение Тема 8. Риски в мире денег: защита от разорения получение налогового вычета Содержание учебного материала 1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование В том числе, практических занятий 1. Составление алгоритм расчёта пенсии Содержание учебного материала 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. Эффективность организации, банкротство и безработица В том числе, практических занятий 1. Расчет показателей затрат и прибыльности организации Содержание учебного материала 1. Создание собственного бизнеса. Структура бизнес-плана В том числе, практических занятий 1. Написание бизнес-плана Содержание учебного материала 1. Экономические кризисы. Финансовое мошенничество В том числе, практических занятий 1. Оценка и контроль рисков своих сбережений Тема 9. Современная Содержание учебного материала ситуация на рынке труда 1. Понятие рынка труда. Безработица и её виды Свердловской области и В том числе, практических занятий и лабораторных работ перспективы ее развития 1. Современная ситуация на рынке труда Свердловской области и перспективы ее развития 2. Изучение деятельности ГКУ «Богдановичский ЦЗ» Тема 10. Технология поиска Содержание учебного материала работы 2. Технология приема на работу 3. Собеседование с работодателем В том числе, практических занятий и лабораторных работ 8 3 ОК 01,02,03,05 2 3 ОК 01,02,03,04,05 2 4 ОК 01,02,03,04 2 4 ОК 01,02,03 2 6 ОК 01,03,04 4 10 6 ОК 01,03,04 2. Эффективное взаимодействие с целью трудоустройства 3. Самооценка себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей 4. Телефонные звонки потенциальным работодателям. Ведение телефонного разговора Тема 11. Проектирование профессиональной карьеры Содержание учебного материала 8 1. Понятие профессиональной карьеры. Планирование возможного продвижения, профессионального роста на рынке труда В том числе, практических занятий и лабораторных работ 1. Составление и оформление резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства 2. Составление поискового письма и автобиографии для целей трудоустройства 3. Деловая самопрезентация Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к дифференцированному зачёту Консультация Промежуточная аттестация Всего: 9 6 2 2 2 60 ОК 01,03,04 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - доска; - схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине. - компьютер с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Интернет; - принтер; - калькуляторы. При реализации программы дисциплины «Основы финансовой грамотности» используются технические возможности кабинета № 38 ТСО (технических средств обучения). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 400с. 2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 32с. 3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 48с. 4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для работодателя. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 224с. 5. Котерова Н.П. Экономика организации. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с. 6. Соколова С.В. Экономика организации. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 176 с. 7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 4. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 5. www.book.ru (Электронная библиотечная система) 6. www.lenta.rueconomy/ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором работаешь и живешь; основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; - информационные источники, используемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; формат представления результатов поиска информации; - возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; Критерии оценки демонстрирует знания особенностей профессионального и социального контекста; ориентируется в источниках информации и ресурсах для решения задач в профессиональном и социальном контексте; способен сформулировать алгоритм выполнения работ в профессиональной и смежных областях; может назвать критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; может объяснить, как пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; демонстрирует знания о том, как представлять результаты поиска информации; может охарактеризовать возможности различных цифровых средств, используемых для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; ориентируется в нормативноправовой базе, регламентирующей профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; актуальную нормативноправовую базу, регламентирующую профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; возможные траектории способен определить возможные профессионального развития и траектории профессионального самообразования развития и самообразования; 11 Методы оценки Оценка результатов устного опроса; Оценка результатов практической работы; Оценка результатов тестирования; Самооценка своего знания, осуществляемая обучающимися Экспертное наблюдение за ходом выполнения учебных заданий -различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; - понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; - понятие иностранной валюты и валютного курса -структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета; особенности различных банковских продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; - базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; систему и полномочия государственных органов в сферах профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и защиты прав потребителей; - особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; принципы организации проектной деятельности; способен определить наиболее подходящие способы оплаты товаров и услуг в конкретных ситуациях; демонстрирует понимание влияния инфляции на решение финансовых задач в профессии, личном планировании демонстрирует понимание валютных курсов и порядка проведения расчетов по обмену одной валюты на другую; - демонстрирует понимание правил составления личного и семейного бюджета; способен назвать банковские продукты, описать их особенности и возможности для профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; способен назвать базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; демонстрирует знания о государственных органах и их полномочиях в профессиональной и предпринимательской сферах, а также в сфере защиты прав потребителей; способен охарактеризовать особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; демонстрирует представление о принципах организации проектной деятельности; - принципы взаимодействия в демонстрирует представление о коллективе; принципах взаимодействия в коллективе; - правила оформления документов демонстрирует знание правил и построения устных сообщений оформления документов и на государственном языке РФ; построения устных сообщений на государственном языке РФ; 12 правила безопасности; экологической демонстрирует знание правил экологической безопасности; принципы бережливого производства. Умения: определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте; -выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи; - составлять план действий; демонстрирует знание принципов бережливого производства. Оценка результатов устного опроса; Оценка результатов практической работы; Оценка результатов тестирования; Самооценка своего умения, осуществляемая обучающимися. оценивает полученный результат; Экспертное наблюдение за ходом выполнения определяет задачи для сбора учебных заданий информации; планирует процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников; представляет результаты поиска информации для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия с применением средств информационных технологий; демонстрирует умение пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; использует актуальную нормативноправовую документацию в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; определяет задачу в профессиональном и/или социальном контексте; осуществляет поиск и отбор информации, необходимой для решения задачи; осуществляет планирование действий для решения задачи; необходимые определяет ресурсы для решения задачи; составленный выполняет составленный план; -определять ресурсы; - реализовывать план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) - определять задачи для сбора информации; - планировать процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников; - оформлять результаты поиска, пользоваться средствами информационных технологий для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; использовать различные цифровые средства при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; - определять и выстраивать планирует траектории траектории профессионального и профессионального и личностного личностного развития; развития; 13 - осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности; - учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; производить расчеты по валютно-обменным операциям; -планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет; - использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности выполняет задания по выбору и использованию различных платежных инструментов в конкретной ситуации с учетом правил финансовой безопасности; учитывает инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; производит расчеты по валютнообменным операциям; планирует личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составляет личный бюджет; выполняет практические задания, основанные на использовании разнообразных финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности - выявлять сильные и слабые анализирует бизнес-идею; стороны бизнес-идеи; грамотно проводить проводит презентацию бизнес-идеи презентацию бизнес-идеи открытия собственного дела в открытия собственного дела в области профессиональной области профессиональной деятельности; деятельности; определять источники предлагает возможные источники финансирования для реализации финансирования для реализации бизнес-идеи; бизнес- идеи; производить основные проводит финансовые расчет, финансовые расчеты при включая анализ расходов, планировании личных финансов; необходимых для достижения цели, выполняет практические задания, основанные на ситуациях, связанных с различными финансовыми расчетами; - оценивать финансовые риски, проводит оценку возможных связанные с осуществлением финансовых рисков, связанных с предпринимательской осуществлением деятельности и планирования предпринимательской деятельности личных финансов; и планирования личных финансов; - работать в коллективе и осуществляет коммуникации в команде; соответствии с полученными знаниями и практическим опытом; 14 - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, в ходе профессиональной и предпринимательской деятельности; взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами в модельных ситуациях профессиональной и предпринимательской деятельности с опорой на знания правил коммуникации; - грамотно излагать свои мысли, грамотно излагает собственную формулировать собственное точку зрения с приведением мнение, обосновывать свою аргументов; позицию в учебных и практических ситуациях; - проявлять толерантность в демонстрирует толерантное коллективе; поведение; оформлять документы, выполняет практические задания по связанные с профессиональной заполнению документов на деятельностью и деловой государственном языке РФ в коммуникацией, на соответствии с примерами; государственном языке РФ; 15