Приложение к ООП-П по профессии Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» _____________ В.Д. Тришевский «26» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 «Основы бережливого производства» Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Форма обучения: очная Срок обучения: 1 год 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 6 от «26» июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии _______________ /Т.А. Замана Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 «Основы бережливого производства» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863 и с учетом запросов рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Замана Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 11 14 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-4 ОК 6-8, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.3. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код 1 ПК, ОК ОК 1-4 Умения - осуществлять профессиональную деятельность ОК 6-8, с соблюдением принципов ПК 1.1-1.5, бережливого производства; ПК 2.1-2.5, - моделировать ПК 3.1-3.3. производственный процесс и строить карту потока создания ценности; - применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах; - применять ключевые инструменты анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие; - организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства пользоваться средствами Знания -принципы и концепцию бережливого производства; - основы картирования потока создания ценности (создание карт целевого, идеального и текущего состояния потока создания ценности); - методы выявления, анализа и решения проблем производства; - инструменты бережливого производства; - принципы организации взаимодействия в цепочке процесса; - виды потерь и методы их устранения; - современные технологии повышения производительности труда; - технологии внедрения улучшений производственного процесса; - систему подачи предложений по улучшению в области повышения эффективности труда - виды инструктажей по охране труда; - законодательство в области охраны Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины. 1 индивидуальной и групповой защиты, - применять первичные средства пожаротушения; труда; - права и обязанности работников в области охраны труда; - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; - индивидуальные средства защиты. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем Вид учебной работы часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 48 теоретическое обучение 24 практические занятия 14 Самостоятельная работа 2 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем Коды часов компетенций, формированию которых способствует элемент программы 1 2 3 4 Раздел 1. Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология Тема 1.1 Основные ОК 1-4 Содержание учебного материала 3 понятия и Цели, задачи учебной дисциплины. методология Области применения бережливого бережливого производства (БП). История создания производства моделей бережливого производства. Преимущества и недостатки БП. Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности Тема 2.1 Методы и Содержание учебного материала 3 инструменты Основные инструменты БП. бережливого В том числе, практических занятий 2 производства Практическое занятие № 1 «Применение инструментов бережливого производства в учебном проекте» Тема 2.2 Содержание учебного материала 2 Внедрение методов Модель внедрения БП. Ключевые бережливого показатели эффективности работы. производства Производственная культура на рабочем месте. Раздел 3. Правовые и организационные основы охраны труда ОК 1-4 Тема 3.1 Содержание учебного материала Система ОК 6-8, Основные понятия и терминология законодательных ПК 1.1-1.5, ПК безопасности туда. Основные задачи 2 актов, норм и правил охраны труда. Права и обязанности 2.1-2.5, ПК 3.1в области охраны 3.3. работников и работодателей в области труда охраны труда ОК 1-4 Тема 3.2 Содержание учебного материала Организация работы Организационные основы безопасности ОК 6-8, по охране труда в ПК 1.1-1.5, ПК 4 труда организации 2.1-2.5, ПК 3.1Обучение, инструктаж и проверка 3.3. знаний по охране труда В том числе, практических занятий Практическая работа № 1 Разработка 2 инструкций по охране труда. ОК 1-4 Тема 3.3 Содержание учебного материала 4 Режим труда и ОК 6-8, Понятие о режиме труда и отдыха, его отдыха, ПК 1.1-1.5, ПК физиологическое обоснование. Условия профилактика 2.1-2.5, ПК 3.1труда. профессиональных 3.3. Понятие травмы, несчастного случая, заболеваний профессионального заболевания. Объективные и субъективные причины травматизма. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве В том числе, практических занятий Практическая работа № 2 Составление акта по форме Н-1 по 2 результатам расследования несчастного случая Раздел 4. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов ОК 1-4 Тема 4.1 Содержание учебного материала Опасные и вредные ОК 6-8, 2 Опасные и вредные производственные производственные ПК 1.1-1.5, ПК факторы. Источники производственных факторы 2.1-2.5, ПК 3.1факторов 3.3. Тема 4.2 Содержание учебного материала Методы и средства ОК 1-4 4 Средства индивидуальной и защиты от ОК 6-8, коллективной защиты. Классификация. воздействия ПК 1.1-1.5, ПК В том числе, практических занятий 2 негативных 2.1-2.5, ПК 3.1Практическая работа № 3 факторов 3.3. Ознакомление с порядком хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты Раздел 5. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности ОК 1-4 Тема 5.1 Содержание учебного материала Требования ОК 6-8, Особенности обеспечения безопасных безопасности при ПК 1.1-1.5, ПК условий труда на производстве. Правила производстве 2.1-2.5, ПК 3.1техники безопасности при производстве сварочных работ 3.3. сварочных работ. 8 Правила безопасного проведения осмотров рабочего места сварщика. Технические мероприятия для обеспечения безопасности работ. Тема 5.2 Пожарная безопасность и пожарная профилактика В том числе, практических занятий Практическая работа № 4 Оформление наряда-допуска на проведение огневых работ. Практическая работа № 5 Решение ситуационных задач по анализу нарушений требования безопасности при производстве работ Содержание учебного материала Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Пожары. Классификация пожаров. Первичные средства пожаротушения. Огнетушители. Эвакуация людей при 4 2 ОК 1-4 ОК 6-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.6 пожаре. Тема 5.3. Содержание учебного материала Электробезопасность Действие электрического тока на организм работающего. Виды электротравм. Заземление электроустановок (оборудования). В том числе, практических занятий Практическая работа № 6 Выбор электрозащитных средств в соответствии с видами работ. Раздел 6. Оказание первой медицинской помощи Тема 6.1. Оказание Содержание учебного материала доврачебной ПМП. Основные понятия и медицинской определения. помощи Первая помощь при ожогах. Первая пострадавшим при помощь при поражении электрическим несчастных случаях током. на производстве В том числе, практических занятий Практическая работа № 7 Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к экзамену Консультации Промежуточная аттестация Всего: 4 ОК 1-4 ОК 1-4 ОК 6-8, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.13.3. 2 4 2 2 2 6 48 ОК 1-4 ОК 6-8, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.13.3. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием: Стол преподавателя Стул компьютерный Столы ученические Стулья ученические Доска меловая (магнитная) маркерная Стеллаж книжный Рециркулятор воздуха бактерицидный УФ-лампа Персональный компьютер Образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые Образцы средств пожаротушения (СП) Макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи Макет автомата Калашникова Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи Комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности» Комплекты индивидуальных средств защиты Медицинская аптечка Тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде Имитаторы ранений и поражений Образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности) Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные электронные издания (электронные ресурсы) 1. "Охрана труда" Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В. КноРус 2021 https://www.book.ru/book/936237 2. "Охрана труда" Попов Ю.П., Колтунов В.В. КноРус 2021 https://www.book.ru/book/940428 3. "Охрана труда в профессиональной деятельности" Ткачева Г.В., Никвист Т.Е., Коровин С.В. КноРус 2021 https://www.book.ru/book/940717 1. 3.2.2. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ В.А. Девисилов - М.: Форум-Инфра-М, 2016.-200 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: принципы и концепцию бережливого производства; - основы картирования потока создания ценности (создание карт целевого, идеального и текущего состояния потока создания ценности); - методы выявления, анализа и решения проблем производства; - инструменты бережливого производства; - принципы организации взаимодействия в цепочке процесса; - виды потерь и методы их устранения; - современные технологии повышения производительности труда; - технологии внедрения улучшений производственного процесса; - систему подачи предложений по улучшению в области повышения эффективности труда - виды инструктажей по охране труда; - законодательство в области охраны труда; - права и обязанности работников в области охраны труда; - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; - индивидуальные средства защиты. Критерии оценки демонстрирует системные знания об принципах становления и развития бережливого производства; - формулирует основные понятия бережливого производства; - поясняет содержание принципов бережливого производства в соответствии с направленностью профессиональной деятельности - описывает основные подходы к картированию потока создания ценности - владеет основными понятиями для картирования процесса составляет карты целевого, идеального и текущего состояния потока создания ценности демонстрирует системные знания о действиях, добавляющие ценности и уменьшающих потери - владеет основными методами выявления и анализа проблем - формулирует перечень необходимых шагов/действий для решения проблем демонстрирует системные знания об инструментах бережливого производства и областях его применения; - оперирует знаниями при выборе инструментов для решения производственной задачи, приводит теоретическое Методы оценки Тестирование в программе NETTEST усвоенных знаний по с оценкой по эталону. Оценка преподавателя результатов устных ответов и практических работ. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - осуществлять профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства; - моделировать производственный процесс и строить карту потока создания ценности; - применять методы диагностики потерь и устранять потери в процессах; - применять ключевые инструменты обоснование потенциальной пользы и рисков - демонстрирует знания при анализе в цепочке процесса описывает последовательность организационных действий для улучшения процесса - демонстрирует знания по типизации производственных потерь и причинах их возникновения демонстрирует системные знания о ключевые показатели эффективности бережливого производства - владеет основными понятиями реинжиниринга и демонстрирует знания инструментов процесса преобразований - описывает основные подходы к технологии мотивации персонала, принципы и методики вовлечения персонал в процесс непрерывных улучшений - формулирует перечень необходимых шагов для подачи предложений по улучшениям демонстрирует Тестирование в понимание способов программе NETTEST. реализации принципов Оценка решений бережливого ситуационных задач. производства в профессиональной деятельности при решении производственных задач - демонстрирует навык картирования потока создания ценности - выбирает средства и анализа и решения проблем, оценивать затраты на несоответствие; - организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям; - применять инструменты бережливого производства в соответствии со спецификой бизнес-процессов организации/производства - пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты, применять первичные средства пожаротушения; методы моделирования и описания процесса - демонстрирует умение выявлять, диагностировать и устранять потери в процессах осуществляет и аргументирует выбор инструментов диагностики проблем оценивает «цену» производственной ошибки и определяет возможность для корректирующих действий - предлагает алгоритм решения с учетом имеющихся ресурсов и ограничений - демонстрирует умение организовывать работу коллектива и команды в рамках реализации проектов по улучшениям - демонстрирует умение выбора и применения инструментов бережливого производства в заданных производственных условиях