СГ.06 Основы бережливого производства Св-24

Приложение
к ООП-П по профессии Профессия 15.01.05
Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»
_____________ В.Д. Тришевский
«26» июня 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.06 «Основы бережливого производства»
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки)
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев

2024

Программа
рассмотрена
на
заседании
ПЦК
подготовки
квалифицированных рабочих и
служащих
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № 6
от «26» июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ /Т.А. Замана

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 «Основы бережливого
производства» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
– ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной
сварки
(наплавки),
утвержденного
приказом
Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863 и с учетом запросов
рынка труда.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»

Автор:
Замана Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
11
14

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства
является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-4
ОК 6-8, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК
ОК 1-4

Умения

- осуществлять
профессиональную деятельность
ОК 6-8,
с соблюдением принципов
ПК 1.1-1.5, бережливого производства;
ПК 2.1-2.5, - моделировать
ПК 3.1-3.3. производственный процесс и
строить карту потока создания
ценности;
- применять методы диагностики
потерь и устранять потери в
процессах;
- применять ключевые
инструменты анализа и решения
проблем, оценивать затраты на
несоответствие;
- организовывать работу
коллектива и команды в рамках
реализации проектов по
улучшениям;
применять
инструменты
бережливого
производства
в
соответствии
со
спецификой
бизнес-процессов
организации/производства
пользоваться
средствами

Знания
-принципы и концепцию бережливого
производства;
- основы картирования потока
создания ценности (создание карт
целевого, идеального и текущего
состояния потока создания ценности);
- методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
- инструменты бережливого
производства;
- принципы организации
взаимодействия в цепочке процесса;
- виды потерь и методы их
устранения;
- современные технологии
повышения производительности
труда;
- технологии внедрения улучшений
производственного процесса;
- систему подачи предложений по
улучшению в области повышения
эффективности труда
- виды инструктажей по охране
труда;
- законодательство в области охраны

Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины.
1

индивидуальной и групповой
защиты,
- применять первичные средства
пожаротушения;

труда;
- права и обязанности работников в
области охраны труда;
- правила безопасной эксплуатации
установок и аппаратов;
- индивидуальные средства защиты.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
Вид учебной работы
часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины 48
теоретическое обучение

24

практические занятия

14

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся

Объем Коды
часов компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология
Тема 1.1 Основные
ОК 1-4
Содержание учебного материала
3
понятия и
Цели, задачи учебной дисциплины.
методология
Области применения бережливого
бережливого
производства (БП). История создания
производства
моделей бережливого производства.
Преимущества и недостатки БП.
Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной
деятельности
Тема 2.1 Методы и
Содержание учебного материала
3
инструменты
Основные инструменты БП.
бережливого
В том числе, практических занятий
2
производства
Практическое занятие № 1 «Применение
инструментов бережливого
производства в учебном проекте»
Тема 2.2
Содержание учебного материала
2
Внедрение методов
Модель внедрения БП. Ключевые
бережливого
показатели эффективности работы.
производства
Производственная культура на рабочем
месте.
Раздел 3. Правовые и организационные основы охраны труда
ОК 1-4
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Система
ОК
6-8,
Основные понятия и терминология
законодательных
ПК 1.1-1.5, ПК
безопасности туда. Основные задачи
2
актов, норм и правил охраны труда. Права и обязанности
2.1-2.5, ПК 3.1в области охраны
3.3.
работников и работодателей в области
труда
охраны труда
ОК 1-4
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Организация работы Организационные основы безопасности
ОК 6-8,
по охране труда в
ПК 1.1-1.5, ПК
4
труда
организации
2.1-2.5, ПК 3.1Обучение, инструктаж и проверка
3.3.
знаний по охране труда
В том числе, практических занятий
Практическая работа № 1 Разработка
2
инструкций по охране труда.
ОК 1-4
Тема 3.3
Содержание учебного материала
4
Режим труда и
ОК 6-8,
Понятие о режиме труда и отдыха, его
отдыха,
ПК 1.1-1.5, ПК
физиологическое обоснование. Условия
профилактика
2.1-2.5, ПК 3.1труда.
профессиональных
3.3.
Понятие травмы, несчастного случая,

заболеваний

профессионального заболевания.
Объективные и субъективные причины
травматизма.
Расследование и учёт несчастных
случаев на производстве
В том числе, практических занятий
Практическая работа № 2
Составление акта по форме Н-1 по
2
результатам расследования несчастного
случая
Раздел 4. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
ОК 1-4
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Опасные и вредные
ОК
6-8,
2
Опасные и вредные производственные
производственные
ПК 1.1-1.5, ПК
факторы. Источники производственных
факторы
2.1-2.5, ПК 3.1факторов
3.3.
Тема 4.2
Содержание учебного материала
Методы и средства
ОК 1-4
4
Средства индивидуальной и
защиты от
ОК
6-8,
коллективной защиты. Классификация.
воздействия
ПК 1.1-1.5, ПК
В том числе, практических занятий
2
негативных
2.1-2.5,
ПК 3.1Практическая работа № 3
факторов
3.3.
Ознакомление с порядком хранения и
использования средств коллективной и
индивидуальной защиты
Раздел 5. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной
деятельности
ОК 1-4
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Требования
ОК 6-8,
Особенности обеспечения безопасных
безопасности при
ПК 1.1-1.5, ПК
условий труда на производстве. Правила
производстве
2.1-2.5, ПК 3.1техники безопасности при производстве
сварочных работ
3.3.
сварочных работ.
8
Правила безопасного проведения
осмотров рабочего места сварщика.
Технические мероприятия для
обеспечения безопасности работ.

Тема 5.2
Пожарная
безопасность и
пожарная
профилактика

В том числе, практических занятий
Практическая работа № 4
Оформление наряда-допуска на
проведение огневых работ.
Практическая работа № 5 Решение
ситуационных задач по анализу
нарушений требования безопасности
при производстве работ
Содержание учебного материала
Классификация помещений по
взрывопожарной и пожарной опасности.
Пожары. Классификация пожаров.
Первичные средства пожаротушения.
Огнетушители. Эвакуация людей при

4

2

ОК 1-4
ОК 6-7
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.6

пожаре.
Тема 5.3.
Содержание учебного материала
Электробезопасность Действие электрического тока на
организм работающего. Виды
электротравм.
Заземление электроустановок
(оборудования).
В том числе, практических занятий
Практическая работа № 6 Выбор
электрозащитных средств в
соответствии с видами работ.
Раздел 6. Оказание первой медицинской помощи
Тема 6.1. Оказание
Содержание учебного материала
доврачебной
ПМП. Основные понятия и
медицинской
определения.
помощи
Первая помощь при ожогах. Первая
пострадавшим при
помощь при поражении электрическим
несчастных случаях
током.
на производстве
В том числе, практических занятий
Практическая работа № 7 Способы
оказания первой помощи
пострадавшим при несчастных случаях
на производстве.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к экзамену
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего:

4

ОК 1-4
ОК 1-4
ОК 6-8,
ПК 1.1-1.5, ПК
2.1-2.5, ПК 3.13.3.

2

4

2

2
2
6
48

ОК 1-4
ОК 6-8,
ПК 1.1-1.5, ПК
2.1-2.5, ПК 3.13.3.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием:
 Стол преподавателя
 Стул компьютерный
 Столы ученические
 Стулья ученические
 Доска меловая (магнитная) маркерная
 Стеллаж книжный
 Рециркулятор воздуха бактерицидный
 УФ-лампа
 Персональный компьютер
 Образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1;
 жгут кровоостанавливающий;
 аптечка индивидуальная АИ-2;

комплект противоожоговый;
 индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые
 Образцы средств пожаротушения (СП)
 Макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и
муляжи
 Макет автомата Калашникова
 Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи
 Комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника
безопасности»
 Комплекты индивидуальных средств защиты
 Медицинская аптечка
 Тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде
 Имитаторы ранений и поражений
 Образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования
(АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7,
респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм,
общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут;
 дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности)
 Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и
химической опасности» для изучения факторов радиационной и
химической опасности

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Основные электронные издания (электронные ресурсы)
1.
"Охрана труда" Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.
КноРус
2021 https://www.book.ru/book/936237
2.
"Охрана труда" Попов Ю.П., Колтунов В.В. КноРус
2021 https://www.book.ru/book/940428
3.
"Охрана труда в профессиональной деятельности"
Ткачева Г.В., Никвист Т.Е., Коровин С.В.
КноРус
2021
https://www.book.ru/book/940717
1.
3.2.2. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних
профессиональных учебных заведений/ В.А. Девисилов - М.:
Форум-Инфра-М, 2016.-200 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
принципы и концепцию бережливого
производства;
- основы картирования потока
создания ценности (создание карт
целевого, идеального и текущего
состояния потока создания
ценности);
- методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
- инструменты бережливого
производства;
- принципы организации
взаимодействия в цепочке процесса;
- виды потерь и методы их
устранения;
- современные технологии
повышения производительности
труда;
- технологии внедрения улучшений
производственного процесса;
- систему подачи предложений по
улучшению в области повышения
эффективности труда
- виды инструктажей по охране
труда;
- законодательство в области
охраны труда;
- права и обязанности работников в
области охраны труда;
- правила безопасной эксплуатации
установок и аппаратов;
- индивидуальные средства защиты.

Критерии оценки
демонстрирует
системные знания об
принципах становления и
развития
бережливого
производства;
- формулирует основные
понятия
бережливого
производства;
- поясняет содержание
принципов бережливого
производства
в
соответствии
с
направленностью
профессиональной
деятельности
- описывает основные
подходы к картированию
потока создания ценности
- владеет
основными
понятиями
для
картирования процесса
составляет
карты
целевого, идеального и
текущего
состояния
потока создания ценности
демонстрирует
системные
знания
о
действиях, добавляющие
ценности и уменьшающих
потери
- владеет
основными
методами выявления и
анализа проблем
- формулирует перечень
необходимых
шагов/действий
для
решения проблем
демонстрирует
системные знания об
инструментах
бережливого
производства и областях
его применения;
- оперирует знаниями при
выборе инструментов для
решения
производственной задачи,
приводит теоретическое

Методы оценки
Тестирование
в
программе NETTEST
усвоенных знаний по
с оценкой по эталону.
Оценка
преподавателя
результатов устных
ответов
и
практических работ.

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- осуществлять профессиональную
деятельность с соблюдением
принципов бережливого
производства;
- моделировать производственный
процесс и строить карту потока
создания ценности;
- применять методы диагностики
потерь и устранять потери в
процессах;
- применять ключевые инструменты

обоснование
потенциальной пользы и
рисков
- демонстрирует знания
при анализе в цепочке
процесса
описывает
последовательность
организационных
действий для улучшения
процесса
- демонстрирует знания
по
типизации
производственных потерь
и
причинах
их
возникновения
демонстрирует
системные
знания
о
ключевые
показатели
эффективности
бережливого
производства
- владеет
основными
понятиями
реинжиниринга
и
демонстрирует
знания
инструментов
процесса
преобразований
- описывает основные
подходы к технологии
мотивации
персонала,
принципы и методики
вовлечения персонал в
процесс
непрерывных
улучшений
- формулирует перечень
необходимых шагов для
подачи предложений по
улучшениям
демонстрирует
Тестирование
в
понимание
способов программе NETTEST.
реализации
принципов Оценка решений
бережливого
ситуационных задач.
производства
в
профессиональной
деятельности
при
решении
производственных задач
- демонстрирует навык
картирования
потока
создания ценности
- выбирает средства и

анализа и решения проблем,
оценивать затраты на
несоответствие;
- организовывать работу коллектива
и команды в рамках реализации
проектов по улучшениям;
- применять инструменты бережливого
производства в соответствии со
спецификой
бизнес-процессов
организации/производства
- пользоваться средствами
индивидуальной и групповой защиты,
применять первичные средства
пожаротушения;

методы моделирования и
описания процесса
- демонстрирует умение
выявлять,
диагностировать
и
устранять
потери
в
процессах
осуществляет
и
аргументирует
выбор
инструментов
диагностики проблем
оценивает
«цену»
производственной
ошибки и определяет
возможность
для
корректирующих
действий
- предлагает алгоритм
решения
с
учетом
имеющихся ресурсов и
ограничений
- демонстрирует умение
организовывать
работу
коллектива и команды в
рамках
реализации
проектов по улучшениям
- демонстрирует умение
выбора и применения
инструментов
бережливого
производства в заданных
производственных
условиях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».