Приложение к ОПОП-П по профессии 43.01.09 Повар, кондитер МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» ________________/В.Д. Тришевский/ «05» февраля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ» Профессия 43.01.09 «Повар, кондитер» Форма обучения очная Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 1 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих ГАПОУ СО «Богдановичского политехникума» Протокол № 1 Председатель цикловой комиссии Т. А. Замана /___________ «05» февраля 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 декабря 2016 г. №1569 (далее – ФГОС СПО), примерной образовательной программы «Профессионалитет», зарегистрированной в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-620 от 29.12.2023. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Богдановичский политехникум» образовательное учреждение Автор: Евсеенко Ольга Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 6 11 12 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Учебная дисциплина ОП.01 «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК10. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ОК, ПК, ЛР ОК1-ОК10 Уметь: Знать: ПК 1.1-1.4. – соблюдать санитарно– основные понятия и термины ПК 2.1. эпидемиологические требования к микробиологии; ПК 3.1. процессам приготовления и – основные группы микроорганизмов, ПК 4.1. подготовки к реализации блюд, – микробиология основных пищевых ПК 5.1. кулинарных, мучных, продуктов; кондитерских изделий, закусок, – правила личной гигиены напитков; работников организации питания; – определять источники – классификацию моющих средств, микробиологического правила их применения, условия и загрязнения; сроки хранения; – производить санитарную – правила проведения дезинфекции, обработку оборудования и дезинсекции, дератизации; инвентаря; – основные пищевые инфекции и – обеспечивать выполнение пищевые отравления; требований системы анализа, – возможные источники оценки и управления опасными микробиологического загрязнения в факторами (ХАССП) при процессе производства кулинарной выполнении работ; продукции; – готовить растворы – методы предотвращения порчи дезинфицирующих и моющих сырья и готовой продукции; средств; – пищевые вещества и их значение – проводить для организма человека; органолептическую оценку – суточную норму потребности безопасности пищевого сырья и человека в питательных веществах; продуктов; – основные процессы обмена веществ – рассчитывать энергетическую в организме; ценность блюд; – суточный расход энергии; – рассчитывать суточный – состав, физиологическое значение, расход энергии в зависимости от энергетическую и пищевую ценность основного энергетического различных продуктов питания; обмена человека; – физико-химические изменения – составлять рационы питания пищи в процессе пищеварения; 4 для различных категорий потребителей. – усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; – нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; – назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; – методики составления рационов питания. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 50 в том числе теоретическое обучение 24 практические занятия 20 самостоятельная работа 2 консультации 2 Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 2 6 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ» «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 2 3 2 Введение Содержание учебного материала Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л.Пастера И.И. Мечникова, А. А. Лебедева. Раздел 1. Основы микробиологии в пищевом производстве Тема 1.1 Содержание учебного материала Основные группы 1. Основные группы, классификация микроорганизмов, отличительные микроорганизмов, их признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов. Роль бактерий, роль в пищевом плесневых грибов и дрожжей в пищевом производстве. производстве 2. Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания. В том числе практических занятий Практическое занятие №1 Определение микробиологической безопасности пищевых продуктов. Работа с муляжами, консервами, образцами пищевых продуктов. Практическое занятие №2 Изучение под микроскопом микроорганизмов. Тема 1.2 Содержание учебного материала Основные пищевые 1. Патогенные микроорганизмы: понятие, биологические особенности. 7 8 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-ОК 10 ОК 1-ОК 5 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 4 6 ОК 1-ОК 10 ПК 1.1.- ПК 1.4. Пищевые инфекции, пищевые отравления и глистные заболевания. Острые кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез и др. Возбудители, симптоматика, источники заражения, меры борьбы с инфекцией на предприятиях. Зоонозы: бруцеллез, туберкулез, сибирская язва, ящур. 2. Пищевые отравления микробного и немикробного происхождения. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве, условия их развития. Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания. Схема микробиологического контроля. В том числе практических занятий Практическое занятие № 3 Решение ситуационных задач по определению наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах. Раздел 2. Основы физиологии питания Тема 2.1 Содержание учебного материала Основные пищевые 1. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и вещества, их витаминоподобные соединения, микроэлементы, вода. Физиологическая роль источники, роль в основных пищевых веществ в структуре питания, суточная норма потребности структуре питания человека в питательных веществах. Источники основных пищевых веществ, состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. В том числе практических занятий Практическое занятие № 4 Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности человека. Тема 2.2 Содержание учебного материала Пищеварение и 1. Понятие о процессе пищеварения. Физико-химические изменения пищи в усвояемость пищи процессе пищеварения. Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи. В том числе практических занятий Практическое занятие № 5 Изучение схемы пищеварительного тракта. Практическое занятие № 6 инфекции и пищевые отравления 8 ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 2 4 ОК 1-ОК 10 ПК 1.1.- ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 2 6 4 ОК 1-ОК 5 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. Подбор продуктов питания, лучших с точки зрения усвоения пищи. Содержание учебного материала Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. Общее понятие об обмене энергии. Понятие о калорийности пищи. Суточный расход энергии. Энергетический баланс организма. Методика расчёта энергетической ценности блюда. В том числе практических занятий Практическое занятие № 7 Выполнение расчёта суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека. Практическое занятие №8 Выполнение расчёта калорийности блюда (по заданию преподавателя). Содержание учебного материала Тема 2.4 1. Рациональное питание: понятие, основные принципы. Режим питания и его Питание различных значение. Принципы нормирования основных пищевых веществ и групп населения калорийности пищи в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда. Возрастные особенности детей и подростков. Нормы и принципы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, режим питания. Понятие о лечебном и лечебнопрофилактическом питании. Методики составления рационов питания. В том числе практических занятий Практическое занятие №9 Расчет калорийности и содержания Б,Ж,У в рационе питания. Составление рационов питания для различных категорий потребителей. Практическое занятие №10 Расчет энергетической ценности холодных закусок, супов, вторых горячих блюд, горячих напитков, мучных и кондитерских изделий. Раздел 3. Основы санитарии и гигиены в пищевом производстве Содержание учебного материала Тема 3.1 1. Правила личной гигиены работников пищевых производств, требования к Личная гигиена внешнему виду. Требования к содержанию форменной одежды. Медицинский работников Тема 2.3 Обмен веществ и энергии 9 6 ОК 1-ОК 5 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 4 6 ОК 1-ОК 5 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 4 2 ОК 1-ОК 10 ПК 1.1. ПК 2.1. контроль: значение и сроки проведения медицинских обследований. Влияние факторов внешней среды на здоровье человека. Требования системы ХАССП к соблюдению личной и производственной гигиены. Тема 3.2 Содержание учебного материала Санитарно1.Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря в организациях питания. Гигиенические требования гигиенические к освещению. Гигиеническая необходимость маркировки оборудования, требования к инвентаря посуды. Требования к материалам. Требования системы ХАССП к устройству и содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды в организациях содержанию питания. Дезинфекция, дезинсекция дератизация, правила проведения. предприятий Моющие и дезинфицирующие средства, классификация, правила их общественного применения, условия и сроки хранения. питания Тема 3.3 Содержание учебного материала Санитарно1. Санитарные требования к процессам механической кулинарной обработке продовольственного сырья, способам и режимам тепловой обработки гигиенические продуктов и полуфабрикатов. Блюда и изделия повышенного требования к эпидемиологического риска (студни и заливные, паштеты, салаты и винегреты, кулинарной омлеты, рубленые изделия, кондитерские изделия с кремом и др.): санитарные обработке пищевых требования к их приготовлению. Санитарные правила применения пищевых продуктов добавок. Перечень разрешенных и запрещенных добавок Самостоятельная работа Консультации Промежуточная аттестация Всего предприятий 10 2 2 2 2 2 50 ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. ОК 1-ОК 10 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. ОК 1-ОК 10 ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 3.1. ПК 4.1. ПК 5.1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», оснащенный оборудованием, в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методических материалов «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»; - компьютер; - проектор; - экран; - библиотечный фонд. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1.Электронные издания: 1. Васюкова, А. Т., Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена : учебник / А. Т. Васюкова. — Москва : КноРус, 2023. — 196 с. — ISBN 978-5-406-11320-2. — URL: https://book.ru/book/948621 — Текст : электронный. 2. Полянская, И. С., Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве : учебник / И. С. Полянская, С. М. Аглиулин, Е. С. Шигина. — Москва : КноРус, 2024. — 263 с. — ISBN 978-5-406-11950-1. — URL: https://book.ru/book/950424 — Текст : электронный. 3. Кунилова, О. В., Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена в общественном питании : учебник / О. В. Кунилова. — Москва : КноРус, 2023. — 333 с. — ISBN 978-5-406-11429-2. — URL: https://book.ru/book/949413 — Текст : электронный. 4. Федеральный закон. О качестве и безопасности пищевых продуктов: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1 5. Все для общепита в России. Вестник индустрии питания: http://www.pitportal.ru/ 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: Учеб.пособие для нач.проф.образования.- М.: ИРПО; Изд.центр «Академия», 2000. – 136 с. 2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач.проф.образования/ З.П. Матюхина. – М: Издательский центр «Академи», 2007. – 208 с. 3. Лаушкина Т.А. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ Т.А. Лаушкина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240 с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знать: основные понятия и термины микробиологии; основные группы микроорганизмов, микробиологию основных пищевых продуктов; основные пищевые инфекции и пищевые отравления; возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции; методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции; правила личной гигиены работников организации питания; классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации; пищевые вещества и их значение для организма человека; суточную норму потребности человека в питательных веществах; основные процессы обмена веществ в организме; суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; методики составления рационов питания Демонстрирует знания об основных группах микроорганизмов, пищевых продуктов, инфекциях и пищевых отравлений. Демонстрирует знания по обработке и предотвращения порчи сырья и готовой продукции Демонстрирует знания о правилах личной гигиены работников организации питания. Демонстрирует знания о классификации моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения, правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации Демонстрирует знания пищевых веществ и их значение для организма человека Составляет суточную норму потребности человека в питательных веществах Демонстрирует знания основных процессов обмена веществ в организме Составляет суточный расход энергии Демонстрирует знания о физико - химических изменениях пищи в процессе пищеварения Демонстрирует знания о нормах и принципах рационального и сбалансированного питания для различных групп населения; назначение диетического (лечебного) питания, характеристику 12 Формы и методы оценки Оценка преподавателя результатов выполнения и защиты практических работ. Интерпретация наблюдений за ходом работы, по анализу производственных ситуаций. Оценка преподавателя результатов устных ответов и письменных работ. Уметь: соблюдать санитарноэпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (НАССР) при выполнении работ; производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; рассчитывать энергетическую ценность блюд; составлять рационы питания для различных категорий потребителей диет составление рациона питания Контроль умений определять источники микробиологического загрязнения; производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; 13 14