Приложение к ОПОП-П по профессии 43.01.09 Повар, кондитер МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» ________________/В.Д. Тришевский/ «05» февраля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «Рисование и лепка» Профессия 43.01.09 Повар, кондитер Форма обучения – очная, группа ПК-23 Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 1 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих ГАПОУ СО «Богдановичского политехникума» Протокол № 1 Председатель цикловой комиссии Т. А. Замана /___________ «05» февраля 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 «Рисование и лепка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 декабря 2016 г. №1569 (далее – ФГОС СПО), и с учетов запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Рубцова Наталья Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УЧЕБНОЙ ОСВОЕНИЯ 4 5 9 10 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «РИСОВАНИЕ и лепка» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Рисование и лепка является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». Учебная дисциплина ОП.10 Рисование и лепка обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- 6, 9, 10. ПК 2.3, 2.5-2.8, ПК3.3-3.6, ПК4.2-4.5, ПК5.3-5.5. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ПК 2.3, 2.52.8 ПК3.3-3.6 ПК4.2-4.5 ПК5.3-5.5 ОК 1-6, 9,10 Умения Знания - выполнять упражнения по рисованию; - рисовать различного вида орнамент; - рисовать с натуры предметы геометрической формы; - рисовать с натуры предметы домашнего обихода; - рисовать фрукты и овощи; - рисовать с натуры пирожные и торты различной формы; - рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции; - выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; - выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции; 4 - технику рисунка и ее многообразие - технику выполнения рисунка с натуры; - технику выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; - композицию в рисунке, последовательность работы над рисунком; - законы композиции, выразительные средства композиции; - композиция тортов; - технику лепки элементов украшения для тортов; - технику лепки макетов различной формы 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ОП.10 ДИСЦИПЛИНЫ «Рисование и лепка» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекции практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Консультации Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 Объем часов 50 46 18 28 2 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 «Рисование и лепка» Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Рисование Тема 1.1. Основы рисования Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 2 3 2 1 4 Содержание учебного материала: Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами специальности В том числе практических и лабораторных работ Различные упражнения по рисованию карандашом Содержание учебного материала: 1. Техника рисунка и ее многообразие. 2.Законы композиции: равновесие. 3.Законы композиции: динамика и статика; симметрия. 4. Законы композиции: динамика и статика; симметрия. 5.Правила, приемы и техника рисования. 6. Правила нанесения различных линий 7.Техника работы акварелью и гуашью. 8. Понятие о цвете и цветовой гармонии. В том числе практических и лабораторных работ Практическая работа №1. Выполнение упражнения по рисованию: (прямые и вертикальные линии). Практическая работа №3. Выполнение упражнения по рисованию: (горизонтальные, линии). Практическая работа №4. Выполнение упражнения по рисованию: (криволинейные линии). Практическая работа №5. Выполнение упражнения по рисованию акварелью и гуашью. 6 1 16 8 8 ПК 2.3, 2.52.8 ПК3.3-3.6 ПК4.2-4.5 ПК5.3-5.5 ОК 1-6, 9,10 Тема 1.2. Рисунок с натуры Тема 1.3 Композиция тортов Раздел 2. Лепка Тема 2.1. Содержание учебного материала: 1.Рисование с натуры 2.Понятие о цвете и его психологическое воздействие. 3.Значение цвета в кондитерском производстве. 4.Законы композиции. В том числе практических и лабораторных работ Практическая работа №1. Рисование с натуры геометрических фигур и предметов геометрической формы. Практическая работа №2. Рисование фруктов и овощей. Практическая работа №3. Рисование с натуры пирожных различной формы. Практическая работа №4. Рисование с натуры тортов различной формы. 8 4 Содержание учебного материала: 1. Составление композиции тортов В том числе практических и лабораторных работ 1. Составление композиции тортов 2 1 Содержание учебного материала: 1.Основы лепки. 2.Содержание и задачи лепки. 3. Скульптура и лепка 4. Инструменты для лепки 5.Материалы для лепки 6.Материалы лепки в кондитерском производстве. 7. Техника лепки макетов торта различной формы. 8.Техника лепки элементов украшения для тортов 16 7 4 1 8 ПК 2.3, 2.52.8 ПК3.3-3.6 ПК4.2-4.5 ПК5.3-5.5 ОК 1-6, 9,10 ПК 2.3, 2.52.8 ПК3.3-3.6 ПК4.2-4.5 ПК5.3-5.5 ОК 1-6, 9,10 ПК 2.3, 2.52.8 ПК3.3-3.6 ПК4.2-4.5 ПК5.3-5.5 ОК 1-6, 9,10 В том числе практических и лабораторных работ Практическая работа №1. Последовательность лепки растительного орнамента, овощей. Последовательность лепки цветов. Практическая работа №2. Техника лепки объемных фигур. Рисование эскиза. Практическая работа №3. Последовательность лепки объемных фигур. Лепка объемных фигур. Практическая работа №4. Разработка эскизов макетов тортов. Изготовление макетов тортов по эскизам Самостоятельная работа: Подготовка отчетов по практическим работам. Представление альбома с рисунками по заданным условиям. Представление портфолио. Подготовка макетов тортов Консультации Дифференцирован ный зачет 8 2 2 2 Всего: 50 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения - учебный кабинет «Рисования и лепки», оснащенный оборудованием, в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер: – – – – – рабочие места преподавателя и обучающихся; доска классная; стол для постановок; мольберты; комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; - нормативнозаконодательная документация т.п. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Иванова. И.Н. Рисование и лепка.- М.: Издательский ценАкадемия,2021. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. E-mail:sp@konliqa.ru Видео: 1.Учимся рисовать.- М., Видеостудия «КВАРТ». 2.Уроки рисования: часть 1 и 2.- М., Видеостудия «КВАРТ». Лепка элементов торта 3.Hlebopechka.ru 4.Оформление торта 5.Hlebopechka.ru, Мастер-классы 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Беляева. С. Е. Основы изобразительного искусства. – Академия,2009. 2. Бутейскис Н.Г., Жукова А.А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий – М.: Издательский центр Академия, 2009. 3. Усов В.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания – М.: Издательский центр Академия, 2009. 4. Шембель А. Ф. Рисование и лепка.- М.: Издательский центр Академия, 2008. 9 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки 1 Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: техника рисунка и ее многообразие; техника выполнения рисунка с натуры; техника выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов; композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком; законы композиции, выразительные средства композиции; композиция тортов; техника лепки элементов украшения для тортов; техника лепки макетов различной формы. 2 Демонстрирует знания: Сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Методы и способы решения профессиональных задач в области рисования с натуры пирожных и тортов украшения для тортов; Технику лепки макетов различной формы.Знания информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Обеспечивает безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Добросовестно и своевременно выполняет творческие практические работы. Демонстрирует методы и способы решения профессиональных задач в области рисования Организует собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий итоговый контроль, оценивает и корректирует собственную деятельность, несет ответственность за результаты своей работы. Осуществляет поиск и использует информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач. Использует информационно коммуникативные технологии в профессиональной деятельности Умение: выполнять упражнения по рисованию; рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы; рисовать с натуры предметы домашнего обихода; рисовать фрукты и овощи; рисовать с натуры пирожные и торты различных форм; рисовать торты различной конфигураций, используя выразительные средства композиции; выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции. 10 Методы оценки 3 Тестирование усвоенных знаний с оценкой по эталону. Оценка преподавателя результатов устных ответов и письменных работ