Приложение к ОПОП-П по профессии 43.01.09 Повар, кондитер МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» ________________/В.Д. Тришевский/ «05» февраля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 «Финансовая грамотность» Профессия 43.01.09 «Повар, кондитер» Форма обучения очная Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК подготовки квалифицированных рабочих ГАПОУ СО «Богдановичского политехникума» Протокол № 1 Председатель цикловой комиссии Т. А. Замана /___________ «05» февраля 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Финансовая грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 декабря 2016 г. №1569 (далее – ФГОС СПО), и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Алимпиева Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Финансовая грамотность является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». Учебная дисциплина ОП.12 Финансовая грамотность обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-5, ОК 9, ОК11. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ОК ОК 1-5 ОК 9 ОК11 Умения Знания - решать практические финансовые задачи; - определять стратегические цели в области управления личными финансами; - ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей; - планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; - подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; - владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. 4 - основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; принципы функционирования финансовой системы современного государства; - права и обязанности в сфере финансов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в том числе: теоретическое обучение 18 практические занятия 14 Самостоятельная работа 2 Консультация 2 Промежуточная аттестация в форме зачета 5 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Наименование разделов и тем Тема 1. Банки Тема 2. Фондовый и валютный рынки Тема 3. Страхование: предмет страхования и риски Тема 4. Налоги: необходимость уплаты и угроза неуплаты Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Содержание учебного материала 1. Банковская система России. Текущие счета, банковские карты. Сберегательные вклады. Кредиты. Прочие услуги банков Содержание учебного материала 1. Понятие фондового рынка, ценных бумаг. Риск и доходность. Облигации. Акции 2. Фондовая биржа. Рынок Форекс. Профессиональные участники рынка ценных бумаг В том числе, практических занятий 1. Расчёт уровня доходности по инвестициям 2 Содержание учебного материала 1. Страхование имущества. Страхование здоровья и жизни В том числе, практических занятий 1. Сравнение страховых продуктов. Анализ предложения страховых компаний в вашем городе Содержание учебного материала 1. Понятие налоговой системы, налогов, сборов, пошлин. Необходимость получения ИНН и порядок его получения. Виды налогов. В том числе, практических занятий 1. Заполнение налоговой декларации. Оформление заявления на получение налогового вычета 4 6 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1-5 ОК 9 ОК11 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 2 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 2 4 2 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 Тема 5. Пенсионное страхование Содержание учебного материала 1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование В том числе, практических занятий 4 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 2 1. Составление алгоритм расчёта пенсии Тема 6. механизмы организации Финансовые Содержание учебного материала работы 1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников. Эффективность организации, банкротство и безработица В том числе, практических занятий 1. Расчет показателей затрат и прибыльности организации Тема 7. Собственный Содержание учебного материала бизнес: создание и 1. Создание собственного бизнеса. Структура бизнес-плана сохранение В том числе, практических занятий 1. Написание бизнес-плана Тема 8. Риски в мире денег: Содержание учебного материала защита от разорения 1. Экономические кризисы. Финансовое мошенничество В том числе, практических занятий 1. Оценка и контроль рисков своих сбережений Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к зачёту Консультация Промежуточная аттестация - зачет Всего: 7 4 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 2 4 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 2 4 2 2 2 2 36 ОК 1-5 ОК 9 ОК11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; - доска; - схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине. - компьютер с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Интернет; - принтер; - калькуляторы. При реализации программы дисциплины «Финансовая грамотность» используются технические возможности кабинета № 38 ТСО (технических средств обучения). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1 Печатные издания 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 400с. 2. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 32с. 3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 48с. 4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для работодателя. Среднее профессиональное образование. - М.:ВАКО,2020. – 224с. 5. Котерова Н.П. Экономика организации. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с. 6. Соколова С.В. Экономика организации. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 176 с. 7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 4. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 5. www.book.ru (Электронная библиотечная система) 6. www.lenta.rueconomy/ 8 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки знать: Владение информацией об Оценка преподавателем - основные понятия и основных понятиях и результатов устных ответов инструменты инструментах взаимодействия с и письменных работ. взаимодействия с участниками финансовых Интерпретация наблюдений участниками финансовых отношений; за ходом дискуссии. отношений; - принципы Владение принципами Оценка преподавателя, функционирования функционирования финансовой самооценка и взаимооценка финансовой системы системы современного защиты задания. современного государства; государства; - права и обязанности в Владение информацией об правах Оценка преподавателя сфере финансов. и обязанностях в сфере финансов. устного ответа. Интерпретация наблюдений за ходом дискуссии. уметь: Демонстрация умения решать Взаимооценка (самооценка) - решать практические практические финансовые задачи; результатов выполнения финансовые задачи; тестов по эталону. Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ. - определять стратегические Демонстрация определять Оценка преподавателем цели в области управления стратегические цели в области результатов выполнения и личными финансами; управления личными финансами; защиты практических работ. - ставить стратегические Демонстрация умения ставить Интерпретация наблюдений задачи для достижения стратегические задачи для за ходом дискуссии. личных финансовых целей; достижения личных финансовых целей; искать нужную информацию. - планировать использование Демонстрация умения Интерпретация наблюдений различных инструментов в планировать использование за ходом дискуссии. процессе реализации различных инструментов в Оценка преподавателем стратегических целей и области управления личными результатов устных ответов тактических задач в области финансами; и письменных работ. управления личными . финансами; - подбирать альтернативные Демонстрация умения подбирать Оценка преподавателем пути достижения альтернативные пути достижения результатов устных ответов поставленных целей и поставленных целей и решения и письменных работ. решения задач; задач; - владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. Демонстрация владения основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. 9 Взаимооценка (самооценка) результатов выполнения тестов по эталону Оценка преподавателя результатов устных ответов. Оценка преподавателем результатов выполнения и защиты практических работ. 10