Приложение
к программе СПО 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по
видам)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
Специальность 23.02.01 «Организация
перевозок и управление на транспорте (по
видам)»
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
2024
Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № 10
от « 26 » июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/И.А. Озорнина/
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника и
электроника»
разработана
на
основе
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)» утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от
20 марта 2024 г. №176.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Кудряшова Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ
СО «Богдановичский политехникум»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ««Электротехника и электроника»» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01.
«Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
Учебная дисциплина ««Электротехника и электроника»» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по видам деятельности
ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 –
ОК07, ПК 1.1
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК, ЛР
Умения
Знания
ПК 1.1
ОК 01. – ОК 07.
- производить расчет параметров
электрических цепей;
- собирать электрические схемы и
проверять их работу;
- читать и собирать простейшие схемы
с использованием полупроводниковых
приборов;
- определять тип микросхем по
маркировке
методы
преобразования
электрической энергии;
сущность
электрических
процессов,
происходящих
в
электрических
и
магнитных
цепях, порядок расчета их
параметров;
- преобразование переменного
тока в постоянный;
- усиление и генерирование
электрических сигналов
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
84
в том числе:
теоретическое обучение
36
лабораторные работы (если предусмотрено)
22
практические занятия (если предусмотрено)
16
консультации
2
самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
1
2
3
1
Введение
Содержание учебного материала
1 Характеристика учебной дисциплины "Электротехника и электроника", ее
место и роль в профессиональной подготовке специалистов Связь с другими
учебными дисциплинами. Основные этапы развития отечественной
электроэнергетики. Современное состояние и перспективы дальнейшего
производства электроэнергии.
Раздел 1. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Тема 1.1
Содержание учебного материала
1 Основные свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона и его
Электрическое поле
применение для расчета электрического поля. Проводники и диэлектрики в
электрическом поле. Электроизоляционные материалы 1
2. Электроемкость. Конденсаторы. Способы соединения конденсаторов Энергия
электрического поля заряженного конденсатора 1.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1 Определение характеристик электрического поля
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Электрические цепи
1 Элементы электрической цепи, их классификация. Элементы схемы
постоянного тока
электрической цепи: ветвь, узел, контур. Законы Ома, законы Кирхгофа
Последовательное соединение пассивных элементов, эквивалентное соединение
резисторов Баланс мощностей для электрической цепи.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 1 Определение сопротивления с помощью амперметра и
вольтметра
57
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 02, ОК 05,
ОК 07, ,
ПК 1.1
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
1
1
10
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
8
Тема 1.3
Электромагнетизм.
Тема 1.4
Электрические цепи
однофазного
переменного тока
Практическое занятие 2 Расчет простых цепей постоянного тока
Лабораторная работа 2 Проверка закона Ома при последовательном соединении
приемников электрической энергии
Лабораторная работа 3 Проверка закона Кирхгофа при параллельном
соединении приемников электрической энергии
Содержание учебного материала
1 Основные свойства и характеристики магнитного поля. Классификация и
свойства магнитных материалов Магнитное сопротивление Магнитное поле
электрического тока1
2 Взаимодействие параллельных проводников с током. Электромагнитная
индукция. Явление и ЭДС самоиндукции, Явление и ЭДС взаимоиндукции.
Вихревые токи, их использование и способы ограничения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3 Определение основных характеристик и параметров
магнитного поля.
Содержание учебного материала
1 Основные характеристики переменного тока. Цепи переменного тока с
активным или реактивным элементом. Цепи переменного тока с активным и
реактивным элементом
2 Неразветвленная и разветвленная цепи переменного тока с активным.
Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 4 Исследование электрической цепи переменного тока с
активным и индуктивным сопротивлениями
Лабораторная работа 5 Проверка закона Ома при последовательном соединении
R, L и C.Резонанс напряжений
Практическое занятие 4 Расчет неразветвленной цепи переменного тока с
активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью
Лабораторная работа 6 Исследование параллельного соединения индуктивного и
емкостного сопротивлений (резонанс токов)
7
2
2
2
4
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
1
1
12
8
2
2
2
2
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
Тема 1.5
Электрические цепи
трехфазного
переменного тока
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о трехфазных системах. Соединения обмоток трехфазных
источников электрической энергии звездой и треугольником. Векторная
диаграмма
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5 Расчет схем соединения осветительной нагрузки при
включении их в трехфазную сеть
Лабораторная работа 7 Исследование трехфазной цепи при соединении
потребителей в «звезду».
Лабораторная работа 8 Исследование трехфазной цепи при соединении в
потребителей в «треугольник».
Тема 1.6
Содержание учебного материала
1 Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных
Электрические
приборах.
измерения и
электроизмерительные В том числе, практических занятий и лабораторных работ
приборы
Практическое занятие 6 Определение погрешностей приборов и расширение
измерения приборов
Лабораторная работа 9 Определение работы и мощности цепи постоянного тока
Тема 1.7
Содержание учебного материала
1 Роль электрических машин и трансформаторов в электрификации народного
Трансформаторы.
хозяйства Назначение, устройство и принцип действия трансформатора.
Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы Измерительные
трансформаторы
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 7 Расчет параметров трансформатора.
Тема 1.8
Содержание учебного материала
1 Устройство и рабочий процесс асинхронного двигателя. Пуск асинхронного
Электрические
двигателя в ход. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя
машины
Синхронные генераторы
2 Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Работа генератора
(двигателя) постоянного тока. Способы возбуждения машины постоянного тока
В том числе, практических занятий
8
8
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
6
2
2
2
6
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
4
2
2
4
2
2
6
2
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
Практическое занятие 8 Определение параметров машин переменного и
постоянного тока
Тема 1.9
Содержание учебного материала
Передача и
1 Классификация электрических сетей и их устройство. Электроснабжение
распределение
промышленных предприятий. Падение и потеря напряжения в линиях
электроэнергии
электроснабжения. Защитное заземление
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 10 Определение необходимого сечения проводов и потерь
напряжения в проводах
Раздел 2. ЭЛЕКТРОНИКА
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Физические основы
1 Энергетическое состояние атома. Собственная и примесная проводимость
электроники.
Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение
"p-n" перехода. Вольт-амперная характеристика р-n перехода.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Полупроводниковые
1 Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, конструкция,
приборы
маркировка, область применения Биполярные транзисторы: Схемы включения
биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер, общий коллектор.
Области применения транзисторов и тиристоров
2 Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых тиристоров.
Устройство, принцип работы и назначение фотополупроводниковых и
оптронных приборов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 11 Исследование полупроводникового диода
Тема 2.3 Электронные Содержание учебного материала
выпрямители,
3 Общие сведения об электронных выпрямителях. Структурная схема
усилители и
электронного выпрямителя. Однофазные и. трехфазные выпрямители.
генераторы
Сглаживающие фильтры. Преобразователи напряжения и частоты. Тиристорные
регуляторы Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора.
Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.
4 Общие сведения об электронных усилителях. Классификация усилителей
Обратная связь в усилителе. Однокаскадные и многокаскадные усилители.
9
2
4
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
2
2
16
2
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
6
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
2
2
8
ПК 1.1,
ОК 01 – ОК 07
5 Генераторы пилообразного напряжения. Управляемые импульсные генераторы
Общие сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Гибридные,
толстопленочные, тонкопленочные микросхемы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9 Исследование типов интегральных микросхем и их
конструктивно-технологических параметров
Консультация
Самостоятельная работа Подготовка к экзамену
Экзамен
Всего:
2
2
2
2
6
84
10
3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория электротехники и электроники, оснащенная оборудованием
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная); комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника
и электроника»; модели электрических машин и аппаратов, измерительных
приборов; устройство лабораторное по электротехнике К4826
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением, мультимедийный проектор, экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1 Прошин В.М. Электротехника для не электротехнических профессий:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Прошин. - 4-е изд.
испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 464с.
2 Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.И. Фуфаева. - 8-е изд.
испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288с.
3 Ярочкина Г.В. Основы электротехники и электроники: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Г.В. Ярочкина. - 4-е изд. испр. - М.:
Издательский центр «Академия», 2020. – 224с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1
ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных
понятий URL: https://www.elec.ru/viewer?url=/library/gosts_e00/gost_r_52002-2003.pdf
2
ГОСТ 1494-77 (СТ СЭВ 3231-81) Электротехника. Буквенные
обозначения
основных
величин
(с
Изменением
N
1)
URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200011324
11
3
Электронный ресурс Дементьев Ю.Н. Электротехника и электроника.
Электрический привод: учебное пособие для СПО/ Дементьев Ю.Н., Чернышев
А.Ю., Чернышев И.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Профобразование,
2018.— 223 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/66403.html.
4
1
Библиотека
электроэнергетика.
Форма
доступа:
http://elektroinf.narod.ru/
5
Электронный ресурс Книги по электронике и электротехнике URL:
https://obuchalka.org/knigi-po-elektronike-i-elektrotehnike/
6
Электронный ресурс Шандриков А.С. Электротехника с основами
электроники: учебное пособие/ Шандриков А.С.— Электрон. текстовые данные.—
Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО),
2019.— 320 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/67801.html.
7
Каталог электронных мультимедийных учебных изданий URL:
https://academia-moscow.ru/catalogue/5405/
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
методы
преобразования
электрической энергии;
сущность
электрических
процессов,
происходящих
в
электрических и магнитных цепях,
порядок расчета их параметров;
- преобразование переменного тока
в постоянный;
- усиление и генерирование
электрических сигналов
Успешность освоения знаний
соответствует выполнению
следующих требований:
- обучающийся свободно
владеет теоретическим
материалом, без затруднений
излагает его и использует на
практике,
- знает оборудование и
правила его эксплуатации
- правильно выполняет
технологические операции
- владеет приемами
самоконтроля
Успешность освоения
умений и умений
соответствует выполнению
следующих требований:
- обучающийся умеет
готовить оборудование к
работе
- умеет выполнять
лабораторные и практические
работы в соответствии с
методическими указаниями к
ним
- умеет правильно
организовывать свое рабочее
место и поддерживать его в
порядке на протяжении
выполняемой лабораторной
работы
- умеет самостоятельно
пользоваться справочной
литературой
- соблюдает правила
безопасности при
выполнении лабораторных
работ
Тестирование, фронтальный
опрос,
решение
ситуационных задач
Умения:
- производить расчет параметров
электрических цепей;
- собирать электрические схемы и
проверять их работу;
- читать и собирать простейшие
схемы
с
использованием
полупроводниковых приборов;
- определять тип микросхем по
маркировке
13
Текущий контроль в форме
защиты практических и
лабораторных работ
Промежуточная аттестация
Оценка преподавателя
практической работы по
перечню критериев.
Оценка преподавателя
результатов выполнения и
защиты лабораторных и
практических работ.
Оценка преподавателя
результатов устных ответов
и письменных работ по
эталону и образцу.
Промежуточная аттестация