Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 «ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ» Специальность 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Форма обучения очная, Л-24 Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 10 от « 26 » июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии /И.А. Озорнина/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Транспортная система России» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 20 марта 2024г. №176 (далее – ФГОС СПО). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Махнев Д.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 4 6 РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Транспортная система России» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Учебная дисциплина «Транспортная система России» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по деятельности ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК 9. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК, ЛР ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3 ОК1-ОК 9. Умения давать краткую экономикогеографическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта; Знания структура транспортной системы России, основные направления грузопотоков и пассажиропотоков 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 60 в том числе: теоретическое обучение 28 практические занятия 22 Самостоятельная работа 2 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Введение, основные задачи дисциплины Раздел 1. Общие сведения о транспортных системах Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материал Значение транспорта России в размещении производства и формирования межрайонных экономических связей в стране. Содержание учебного материала 1. Возникновение и развитие транспорта 2. Мировая транспортная система В том числе, практические занятия 1.Изучение структуры транспортной системы России 2. Изучение вопроса интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему Содержание учебного материала 1. Понятие о перевозках. Раздел 2. Основные направления грузов 2. Грузовые перевозки. и пассажирских 3. Основная номенклатура и направление перевозок потоков. Объем в часах 3 2 8 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3. ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3; 4 10 ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3. 16 ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3. 4. Пассажирские перевозки 5. Миграция населения, маятниковая миграция Раздел 3 Основные характеристики, Содержание учебного материала 1. Значение железнодорожного транспорта, как одного из основных в 6 техническое оснащение и сферы применения железнодорожного транспорта транспортной системе России. 2. Технические средства железнодорожного транспорта. Основные показатели работы железных дорог. В том числе, практические занятия 1. Изучение структуры управления железнодорожным транспортом 2.Определение основных показателей работы железнодорожного транспорта 3.Составление схемы расположения железнодорожных станций на полигоне дорог 4. Изучение экономико-географических характеристик сети железных дорог Российской Федерации Раздел 4. Основные Содержание учебного материала характеристики, 1. Развитие автомобильного транспорта. Классификация подвижного состава. техническое 2. Значение морского транспорта России во внешних экономических оснащение и сферы связях, интеграция в мировую транспортную систему применения 3. Другие виды транспорта. различных видов В том числе, практические занятия транспорта. 1. Сравнительная характеристика различных видов транспорта. 2. Изучение показателей работы автомобильных дорог 3. Изучение основных направлений работы морских портов Раздел 5 Развитие Содержание учебного материала транспорта на 1. 1.Транспортная политика и законодательство. современном этапе 2. В том числе, практические занятия 3. 1.Изучение правил доставки грузов в прямом и смешанном сообщении. 4. 2. Изучение вопроса конкуренции и взаимодействия видов транспорта. 5. 3. Изучение вариантов транспортного обслуживания. Самостоятельная работа Консультации Промежуточная аттестация: экзамен ВСЕГО 12 4 2 4 2 12 6 2 2 2 8 ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3. ОК 1- ОК 9 ПК 1.1.-1.3; 6 2 2 2 2 2 6 60 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: должны быть Кабинет «Транспортная система России», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, комплект учебно-наглядных пособий, методические материалы; техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением и проектор, принтер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Общий курс транспорта: учебное пособие / Каликина Т.Н. и др. — Москва: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2019. – 216 с. 2. Козлова, Л.М. Транспортная система России: учебное пособие/ Л.М. Козлова. – Ростов- на – Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. – 204 с. 3. Горев, А.Е. Теория транспортных процессов и систем: учебник для среднего профессионального образования / А. Э. Горев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Кобозев А.К. Силовые агрегаты [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов 4 курса факультета механизации сельского хозяйства, обучающихся по направлению подготовки 190600.62 - Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / А.К. Кобозев, И.И. Лекции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zrmechanics.narod.ru 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Оценка преподавателя и взаимооценка практической работы по перечню - структура транспортной Демонстрация знаний критериев. системы России, основные структуры направления грузопотоков транспортной Оценка преподавателя результатов системы России, выполнения и защиты лабораторных и и пассажиропотоков основных практических работ по оценочной направлений ведомости. грузопотоков Оценка преподавателя письменной работы по эталону. Знания: Взаимооценка результатов групповой работы по перечню критериев (по образцу). Взаимооценка (самооценка) результатов выполнения тестов по эталону Оценка преподавателя результатов устных ответов по образцу Определение краткой экономико- давать краткую географической экономикохарактеристики и географическую техническому характеристику оснащению и сфере техническому оснащению и применения сфере применения различных видов различных видов транспорта; транспорта; Умения: Оценка преподавателя и взаимооценка практической работы по перечню критериев. Оценка преподавателя результатов выполнения и защиты лабораторных и практических работ по оценочной ведомости. Оценка преподавателя работы по эталону. письменной Взаимооценка результатов групповой работы по перечню критериев (по образцу). Взаимооценка (самооценка) результатов выполнения тестов по эталону Оценка преподавателя результатов устных ответов по образцу 9