ОП.05 Технические средства (по видам транспорта)

Приложение
к программе СПО 23.02.01
Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА)»

Специальность 23.02.01.
Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев

2024

Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № 10
от « 26 » июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/И.А. Озорнина/
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Технические средства
(по видам транспорта)» разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства
просвещения РФ от 20 марта 2024г. №176 (далее – ФГОС СПО).
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Махнев Д.В., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

4
6

РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ

9

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ПО ВИДАМ
ТРАНСПОРТА)»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)»
является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)».
Учебная дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)»
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по
деятельности ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК
9.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания.
Код
ПК, ОК, ЛР
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.3, 3.2
ОК1-ОК 9.

Умения
- различать типы погрузочноразгрузочных машин;
- рассчитывать основные параметры
складов и техническую
производительность погрузочноразгрузочных машин;

Знания
- материально-техническая
база транспорта (по видам
транспорта);
- основные характеристики и
принципы работы технических
средств транспорта (по видам
транспорта)

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

154

в том числе:
теоретическое обучение

78

практические занятия

62

Самостоятельная работа

4

Консультации

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.
Механизация
погрузочно разгрузочных работ
и ее влияние на
производительност
ь подвижного
состава.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
1. Введение. Место дисциплины в процессе освоения основной
профессиональной образовательной программы. Цели, задачи и содержание
предмета.

Объем
в часах

3
26

ПК 1.1, 1.2
2.1 - 2.3,3.2;

2. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе. Общие сведения о
грузах. Тара и упаковка.
3. Маркировка грузов. Размещение и крепление грузов на подвижном составе
4. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ. Определение времени
простоя автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки.
5. Основные и вспомогательные операции при погрузке или выгрузке груза.
6. Погрузо - разгрузочные пункты и склады. Общее понятие о погрузоразгрузочных пунктах.
7. Пропускная способность погрузо-разгрузочных пунктов. Число постов
погрузки и разгрузки. Назначение и классификация складов.
8. Использование складов, разгрузочных пунктов. Число постов погрузки и
разгрузки. Назначение и классификация складов. Использование складов.
В том числе, практические занятия
1. Расчет основных показателей производительности на автомобильном
транспорте.
2. Определение производительности подвижного состава в зависимости от

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 - 9

10

6

Раздел 2.
Специализированн
ый
подвижной состав

времени простоя под погрузкой - разгрузкой и числа поездок.
3. Изучение вопроса сокращения суммарных транспортных издержек.
4. Изучение способов механизации погрузо - разгрузочных работ.
5. Изучение общих сведений о погрузо - разгрузочных машинах и устройствах.
Содержание учебного материала
1. Общие сведения о специализированном транспорте
2. Компоновка автомобилей тягачей
3. Агрегаты автопоездов. Системы автопоездов
4. Автомобили и автопоезда-самосвалы
5. Кузова автомобилей-самосвалов
6. Самосвальные автопоезда
7. Автопоезда-цистерны
8. Автопоезда-фургоны
9.Рефрижераторы
10.Автопоезда для тяжеловесных грузов
11.Автопоезда для длинномерных грузов
12.Автомобили-топливозаправщики
13.Полуприцепы-контейнеровозы
14.Спецмашины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов.
15.Зернопогрузчики, свеклопогрузчики, разгрузчики - буртоукладчики.
16.Погрузчики для различных сельскохозяйственных грузов.
В том числе, практические занятия
1. Универсальные и специализированные автомобили-фургоны
2. Расчет производительности автомобилей самосвалов
3. Фургоны-рефрижераторы
4. Компрессорные холодильные установки
5. Автомобили-самопогрузчики
6. Контейнеровозы
7. Сцепные устройства автопоездов
8.Изучение подвески автомобилей-тягачей

64

ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1 2.3,3.2;

32

9.Изучение подвески полуприцепов
7

Раздел 3.
Средства
механизации

10.Машины и устройства для погрузки и выгрузки навалочных грузов
11.Экскаваторы. Одноковшовые и многоковшовые погрузчики.
12.Стационарные и самоходные автомобилеразгрузчики. Скребковые погрузчики.
13.Изучение факторов, обуславливающие применение автомобилей самопогрузчиков
14.Определить себестоимость автомобилей - самопогрузчиков
15.Определить производительность автомобилей - самопогрузчиков.
16. Контрольная работа по результатам изучения раздела 1
Содержание учебного материала

22

1. Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах
и устройствах
2. Средства малой механизации и простейшие приспособления. Грузоподъемные
устройства. Механические тележки
3. Классификация погрузчиков.

ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1 2.3,3.2;

4. Классификация кранов. Грузозахватные приспособления к кранам
5. Машины и механизмы непрерывного действия
6. Специальные авторазгрузочные машины и устройства
В том числе, практические занятия

10

1. Определение мощности приводов и производительности электропогрузчиков
2. Определение мощности приводов и производительности крана
3. Определение производительности конвейеров и элеваторов
4. Изучение вопроса технического обслуживания и ремонт погрузочноразгрузочных машин
5. Контрольная работа по результатам изучения раздела 2
Раздел 4. Основные Содержание учебного материала
экономические
1. Себестоимость погрузо-разгрузочных работ. Себестоимость 1 тонна - операции
показатели и выбор
при выполнении погрузочно - разгрузочных работ вручную и при

12

ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1 -

8

механизированном способе.
варианта
механизации
2. Виды расходов по эксплуатации машин.
погрузо разгрузочных работ
В том числе, практические занятия
1. Изучение эффективности
разгрузочных работ

и

выбора

2.3,3.2;

8
варианта

механизации

погрузо-

2.Изучение экономической эффективности внедрения того или иного вида
погрузо-разгрузочных механизмов.

Раздел 5
Склады и
комплексная
механизация
переработки грузов

3.Определить экономическую
разгрузочных механизмов.

эффективность

от

внедрения

погрузо

-

4.Определить экономическую
разгрузочных механизмов.

эффективность

от

внедрения

погрузо

-

Содержание учебного материала

16

1. Транспортно-складские комплексы. Контейнерная транспортная система, ее
технические средства.
2. Характеристика и способы хранения лесоматериалов.

ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.2, 2.1 2.3,3.2;

3. Металлы и металлопродукция, схема комплексной механизации
4. Грузы, перевозимые насыпью и навалом, схема комплексной механизации
5. Наливные грузы, склады нефтепродуктов
6. Технико-экономическое сравнение вариантов механизации
7. Комплексная механизация погрузки зерна. Комплексная механизация
выгрузки зерна
В том числе, практические занятия

2
9

1. Определение вместимости и основных параметров специализированного
контейнерного пункта
Консультации
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
ВСЕГО

4
4
6
154

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Технических средств», оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, комплект учебно-наглядных
пособий, методические материалы; техническими средствами обучения:
компьютер с программным обеспечением и проектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемых
для
использования
в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Миротин Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте : практикум /
2. Издательский дом «Феникс», 2019 г.
3. Сханова С.Э., О. Попова, А.Э. Горев. Транспортно-экспедиционное
обслуживание, Академия, 2019. -432 с.
4. Беляев, В.М. Б447 Организация автомобильных перевозок и
безопасность движения: учеб.пособие / В.М. Беляев. – М.: МАДИ, 2018. – 204 с.
5. 4.. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Академия, 2018. 288 с.
6. 4.Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец.
уч.
7. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый
центр
8. «Маркетинг», 2019.- 408с.
Дополнительные источники:
1.ГОСТ 52289– 2004. «Технические средства организации дорожного
движения. Правила применения».
2.ГОСТ Р 51709-2001. «Автотранспортные средства. Требования к
техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы
проверки».
3.Фрей Н.Я. Методические указания к выполнению практических работ
по дисциплине «Организация и безопасность дорожного движения», МАДК,
2007.
11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- материально-техническая
база транспорта (по видам
транспорта);
- основные характеристики
и
принципы
работы
технических
средств
транспорта
(по
видам
транспорта)

Критерии оценки

Методы оценки

Оценка преподавателя и взаимооценка
практической работы по перечню
Демонстрация знаний критериев.
материальнотехнической
базы Оценка преподавателя результатов
транспорта;
выполнения и защиты лабораторных и
практических работ по оценочной
Демонстрация знаний ведомости.
основных
характеристик
и Оценка преподавателя письменной
принципов
работы работы по эталону.
технических средств
транспорта (по видам Взаимооценка результатов групповой
работы по перечню критериев (по
транспорта)
образцу).
Взаимооценка
(самооценка)
результатов выполнения тестов по
эталону
Оценка преподавателя результатов
устных ответов по образцу

Умения:
- различать типы
погрузочно-разгрузочных
машин;
- рассчитывать основные
параметры складов и
техническую
производительность
погрузочно-разгрузочных
машин;

Определение типов
погрузочноразгрузочных машин;
Определение
основных параметров
складов и
производительности
погрузочноразгрузочных машин

Оценка преподавателя и взаимооценка
практической работы по перечню
критериев.
Оценка преподавателя результатов
выполнения и защиты лабораторных и
практических работ по оценочной
ведомости.
Оценка преподавателя
работы по эталону.

письменной

Взаимооценка результатов групповой
работы по перечню критериев (по
образцу).
Взаимооценка
(самооценка)
результатов выполнения тестов по
эталону
Оценка преподавателя результатов
устных ответов по образцу

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».