Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 10 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА» Специальность 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Форма обучения очная Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 10 от « 26 » июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии /И.А. Озорнина/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 «Обеспечение безопасности перевозочного процесса» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 20 марта 2024г. №176 (далее – ФГОС СПО). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Махнев Д.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 5 РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «Обеспечение безопасности перевозочного процесса» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Обеспечение безопасности перевозочного процесса» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Учебная дисциплина «Обеспечение безопасности перевозочного процесса» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по деятельности ФГОС по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК 9. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК,ЛР Умения Знания ОК 1-9; ПК 1.3 - пользоваться дорожными знаками и разметкой; - ориентироваться по сигналам регулировщика; - определять очередность проезда различных транспортных средств; - уверенно действовать в нештатных ситуациях; - обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов; - предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств; - организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения - причины дорожнотранспортных происшествий; - зависимость дистанции от различных факторов; - дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне; - особенности перевозки людей и грузов; - влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения; - основы законодательства в сфере дорожного движения 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 100 в том числе: теоретическое обучение 42 практические занятия 48 Самостоятельная работа 2 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Коды компетенций и Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Общие Содержание учебного материала положения, дорожные 1. Введение, обзор законодательных актов знаки. 2. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» 3. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах 4. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения 5. Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. 6. Классификация дорожных знаков, требования к расстановке знаков 7. Предупреждающие знаки 8. Знаки приоритета 9. Запрещающие знаки 10. Предписывающие знаки 11. Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки 12. Информационные знаки 13. Знаки сервиса и знаки дополнительной информации В том числе, практические занятия Объем в часах 3 48 личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-9; ПК 1.3 22 1. Решение тематических задач по теме «Общие положения» 2. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций 6 3. Отработка навыков применения дорожных знаков 4. Решение тематических задач по теме «Предупреждающие знаки» 5. Решение тематических задач по теме «Знаки приоритета» 6. Решение тематических задач по теме «Запрещающие знаки» 7. Решение тематических задач по теме «Знаки особых предписаний» 8. Решение тематических задач по теме «Предписывающие знаки» 9. Решение тематических задач по теме «Информационные знаки» 10. Решение тематических задач по теме «Знаки сервиса, таблички» 11. Решение комплексных задач Раздел 2. Правила Содержание учебного материала дорожного движения. 1. Дорожная разметка 2. Сигналы светофора и регулировщика 3. Начало движения, маневрирование 4. Расположение транспортных средств на проезжей части 5. Обгон, скорость движения 6. Проезд перекрестков 7. Особые условия движения 8. Пользование внешними световыми приборами В том числе, практические занятия 1. Решение тематических задач по теме «Дорожная разметка» 2. Решение тематических задач по теме «Сигналы светофора и регулировщика» 3. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой 4. Решение комплексных задач 5. Выполнение разводки транспортных средств на макетах перекрестков. 6. Решение тематических задач 7. Решение тематических задач по теме «Безопасность дорожного движения» 8. Решение комплексных задач 9. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием макетов 10. Анализ опасных последствий несоблюдения правил обгона, встречного разъезда, остановки, стоянки. 42 ОК 1-9; ПК 1.3. 26 7 11. Решение проблемных ситуаций по теме Проезд перекрестков. 12. Решение комплексных задач по ПДД 13. Анализ опасных последствий эксплуатации транспортного неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения Промежуточная аттестация Консультации Самостоятельная работа ВСЕГО средства с 6 2 2 100 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Правил безопасности дорожного движения» Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: автотренажер «Forvard» для обучения практическим навыкам вождения автомобиля; интерактивная мультимедийная система обучения Автошкола МААШ (подготовка к экзаменам в ГИБДД (учебное пособие на 2х компакт-дисках)); интерактивная мультимедийная система обучения Автошкола на компакт-диске МААШ «экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД»; комплект из 20 билетов ПДД для обучающихся; комплект плакатов по ПДД; 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания 1. Правила дорожного движения Российской Федерации: официальный текст с иллюстрациями[Текст]: -М.: ООО "Атберг 98", 2022 -66с. 2. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А", "В", "М" и подкатегорий "А1", "В1"с изменениями. Комментарий к экзаменационным билетам с изменениями/Г.Б. Громовский, А.Ю. Якимов и др. -М.:"Рецепт-Холдинг", 2023 -208с. 3. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2019.-320с. 4. Куперман А.И. Безопасность управления автомобилем. - М.: Транспорт, 2021.- 220с. 5. Мелкий В. А. Пособие по правилам дорожного движения. - М.: Высшая школа, 2022. -245с. 6. Папышев Н.П. Водителю о первой медицинской помощи. - М.: Транспорт, 2019. – 60с. 7. Методическое пособие по курсу подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. - М.: Департамент автомобильного транспорта, 2022.315с. 9 1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знания: - причины дорожнотранспортных происшествий; зависимость дистанции от различных факторов; -дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне; -особенности перевозки людей и грузов; - влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения; -основы законодательства в сфере дорожного движения Знание причин ДТП; Умения: Использование дорожных знаков и разметки; -пользоваться дорожными знаками и разметкой; - ориентироваться по сигналам регулировщика; -определять очередность проезда различных транспортных средств; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях; управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства; Методы оценки Оценка преподавателя и взаимооценка практической работы по перечню критериев. Обоснование зависимости Оценка преподавателя дистанции от различных результатов выполнения и факторов; защиты лабораторных и работ по Знание основных практических оценочной ведомости. требований к движению различных средств и колоннах; транспортных Оценка преподавателя движению в письменной работы по эталону. Взаимооценка результатов Демонстрация знаний в групповой работы по перечню области законодательства в критериев (по образцу). сфере дорожного движения Взаимооценка (самооценка) результатов выполнения тестов по эталону Оценка преподавателя результатов устных ответов по образцу Оценка преподавателя и взаимооценка практической работы по перечню критериев. Ориентирование по сигналам регулировщика; Оценка преподавателя результатов выполнения и защиты лабораторных и Определение практических работ по очередности проезда различных транспортных оценочной ведомости. средств; Оценка преподавателя Оказание первой письменной работы по эталону. медицинской помощи пострадавшим в дорожно- Взаимооценка результатов транспортных групповой работы по перечню происшествиях; критериев (по образцу). Управление своим Взаимооценка (самооценка) эмоциональным состоянием результатов выполнения тестов при движении по эталону 10 - уверенно действовать в нештатных ситуациях; обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов; -предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств; -организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения Оценка преподавателя результатов устных ответов по Умение обеспечивать образцу безопасное размещение и перевозку грузов; Организация работы водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения. транспортного средства; 11