Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 «ИСТОРИЯ РОССИИ» Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам) Форма обучения: очная Срок обучения: 3 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 10 от « 26 » июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии /И.А. Озорнина/ Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 «История России» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 20 марта 2024 г. №176. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Рубцова Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 7 12 15 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01«ИСТОРИЯ РОССИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам) Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Коды ОК, ПК ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. Умения Знания отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории; имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века; ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; 4 формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; – демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; анализировать, 5 Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции; Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны; Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности; Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе; СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза; характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени; причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени. 6 Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире; роли России в мировых политических и социальноэкономических процессах с древнейших времен до настоящего времени. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 в том числе: практические занятия 16 теоретическое обучение 52 Консультации 2 Самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 1 2 3 Тема 1. Россия – Содержание учебного материала великая наша держава 1.Гимн России. Становление духовных основ России. 2Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. 3.Российские инновации и устремленность в будущее. В том числе, практических занятий Практическая работа №1. Российские инновации и устремленность в будущее. Тема 2. Александр Содержание учебного материала Невский как 1.Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. спаситель Руси Невская битва и Ледовое побоище. 2.Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. В том числе, практических занятий Практическая работа №2. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Тема 3. Смута и еѐ Содержание учебного материала преодоление 1.Династический кризис и причины Смутного времени. 2. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданскопатриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. В том числе, практических занятий 8 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1. 2 5 ОК 01, ОК 02,ОК 04. ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. 1 6 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. Тема 4. Волим под царя восточного, православного Тема 5. Пѐтр Великий. Строитель великой империи Тема 6. Отторженная возвратих Тема 7. Крымская война – «Пиррова победа Европы» Тема 8. Гибель Практическая работа №3. Смутное время в России. Содержание учебного материала Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. В том числе, практических занятий Практическая работа №4. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Содержание учебного материала 1.Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). 2.Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. В том числе, практических занятий Практическая работа №5. Строительство великой империи: цена и результаты. Содержание учебного материала 1.Просвещѐнный абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. 2. Расцвет культуры Российской империи и еѐ значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. Содержание учебного материала «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. В том числе, практических занятий Практическая работа №6. Крымская война. Содержание учебного материала 9 3 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. 1 5 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1. 1 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1. 3 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК1.1. 1 5 ОК 01, ОК 02, ОК империи Тема 9. Вставай, страна огромная Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и еѐ значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. В том числе, практических занятий Практическая работа №7. Гражданская война. Образование СССР. Содержание учебного материала 1. Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. 04, ОК 05, ОК 06 ПК1.1. 1 11 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1. 2.Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл 3.Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. 4.Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. 5Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы. В том числе, практических занятий 1 Практическая работа №8. Защитники Родины и пособники нацистов. Тема 10. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению Содержание учебного материала Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодѐжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. 10 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 ПК1.1. Тема 11. Россия. ХХI век Тема 12. Слава русского оружия. Россия в деле Содержание учебного материала 1.Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. 2.Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. 3.Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. 4.Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. В том числе, практических занятий Практическая работа №9. Конституция РФ Содержание учебного материала 1.Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. 2.Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. 3.Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всѐ для фронта, всѐ для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. 4.Современный российский ВПК и его новейшие разработки. 5.Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Практическая работа №10. Спецоперация на Украине. Практическая работа №11. Федеральные программы и национальные проекты РФ. Консультации 8 4 4 12 2 2 2 2 2 72 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация Всего: 11 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Истории и философии», оснащенный необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием: Стол преподавателя Стул компьютерный Столы ученические Стулья ученические Доска меловая Стеллаж книжный Рециркулятор воздуха бактерицидный УФ-лампа Персональный компьютер Проектор Аудио колонки Экран Комплект учебно-наглядных пособий (фотографии, фоторепродукции, портреты, словари, хрестоматии, документально – художественные фильмы, картины) Раздаточный дидактический материал Плакаты Карты Глобус 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с. 2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. 3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с. 4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. - 368 с. 3.2.2. Основные электронные издания (электронные ресурсы) 1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022). 12 2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022). 3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022). 4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05792-8. – Текст: непосредственный. 2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст: непосредственный. 3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный. 4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409549-4. – Текст: непосредственный. 5. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408560-0. – Текст: непосредственный. 6. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный. 7. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409199-1. – Текст: непосредственный. 8. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408376-7. – Текст: непосредственный. 9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный. 13 10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный. 11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный. 12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: 1. Знание основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков. 2. Знание сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв. 3. Знание основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; 4. Знание назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности; 5. Знание сведений о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплений национальных и государственных традиций. 6. Знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; 7. Ретроспективный анализ развития отрасли Умения: 1. Умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; 2. Умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; Степень знания материала дисциплины. Логичность и ясность изложения материала, не требующая дополнительных пояснений. Ответ обучающегося на все дополнительные вопросы преподавателя. Уровень выполнения контрольных работ, рефератов и самостоятельной работы. Экспертное наблюдение за выступлениями с рефератами, ответы на вопросы. Свободное ориентирование обучающегося в истории изучаемого периода. Верная характеристика программы и деятельности того или иного политического деятеля указанного периода. Самостоятельность, логичность и аргументированность обучающегося в выдвижении и защите своей точки зрения по важнейшим проблемам изучаемого исторического периода и современности в рефератах и дискуссиях. Успешное применение обучающимся своих знаний по дисциплине «История» в повседневной и профессиональной деятельности. Способность анализировать влияние событий истории и современности на профессию и сферу частной жизни. Выступления с рефератами, ответы на вопросы, самостоятельная и контрольная работа. 3. Определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте; 4. Демонстрировать гражданскопатриотическую позицию. 15