МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2024 – 2028 гг. по основной образовательной программе 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Богданович 2024 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ................................................................................................. 3 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ......... 3 1.1 Целевые ориентиры воспитания .......................................................................... 8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ........................................................................... 13 2.1. Уклад профессиональной образовательной организации .............................. 13 2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности ............................................................................................................... 16 Модуль «Образовательная деятельность» .................................................................. 16 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ........................................................................ 24 3.1 Кадровое обеспечение ......................................................................................... 24 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ........................................................... 24 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ........................................................................... 24 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ........................................................................... 25 3.5 Анализ воспитательного процесса ..................................................................... 27 РАЗДЕЛ 4. РАБОЧИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ..................................................................................................................... 30 2 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Название Содержание Наименование программы Примерная рабочая программа воспитания по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: - Конституция Российской Федерации; - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ304); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах» - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; - Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденный Приказом Минпросвещения России от 12.09.2023 г. № 676; - Профессиональный стандарт «______________» (утвержден приказом Основания для разработки программы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от __.__.20__ г. № ____, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации __.__.20__ г., регистрационный № _____) (при наличии) Цель программы Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике Сроки реализации программы Исполнители программы 2024 – 2026 учебные гг. Директор ГАПОУ СО «БПТ, Тришевский В.Д., заместитель директора по УВР Киселева Е.Е., заведующие отделением (Просвирнина А.В., Куликова Е.С.), советник директора по воспитанию, Евсеенко О.В., 3 председатель ПЦК, Замана Т.А., кураторы групп, преподаватели, педагог-организатор Метелева А.О., социальный педагог Куликова А.В., член Студенческого совета, Дворников Михаил представитель организаций – работодателей, Колмаков В.А., заместитель Генерального директора Богдановичского ОАО «Огнеупоры» по управлению персоналом и социальным вопросам Данная рабочая программа воспитания разработана с учетом преемственности целей и задач Примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию (утв. Протоколом заседания УМО по общему образованию Минпросвещения России № 2/20 от 02.06.2020 г.). Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, за-кону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В результатах процесса воспитания обучающихся заинтересованы все участники образовательных отношений — обучающийся, семья, общество, экономика (предприятия-работодатели), государство, социальные институты. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к 4 Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, ЛР 5 малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность ЛР 6 к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ЛР 7 ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции ЛР 8 культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных ЛР 9 веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий ЛР 13 профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, ЛР 14 мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР 15 реакции на критику. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный ЛР 16 к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. 5 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли ЛР 17 и образовательной организации. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития ЛР 18 России, готовый работать на их достижение. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии ЛР 19 личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки ЛР 20 новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных ЛР 21 социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1 Демонстрирует ценностное отношение к произведениям искусства, ЛР 22 народному творчеству этносов, которые населяют Средний Урал Демонстрирует навыки безопасного общения в социальных сетях, выявления лиц, с которыми возможен доверительный обмен ЛР 23 мнениями по различным вопросам общественной и личной жизни Демонстрирует ценностное отношение к труду, людям труда, ЛР 24 трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2 (при наличии) Демонстрирующий заинтересованность в профессиональном росте ЛР 25 на предприятиях социальных партнеров своего города, области Демонстрирующий знания истории предприятия–социального ЛР 26 партнера Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3 (при наличии) Демонстрация уважительного отношения к людям старшего и ЛР 27 пожилого возраста Проявляющей стойкий интерес к овладению выбранной ЛР 28 профессии/специальности Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 1 6 Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания: - гражданское воспитание — формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры; - патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа; - духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых ценностносмысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; - эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; - физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического самосовершенствования, неприятия вредных привычек; - профессионально-трудовое воспитание — формирование позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; мотивации к творчеству и инновационной деятельности; осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как средству реализации собственных жизненных планов; - экологическое воспитание — формирование потребности экологически целесообразного поведения в природе, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние окружающей среды, важности рационального природопользования; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; - ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 7 1.1 Целевые ориентиры воспитания Инвариантные целевые ориентиры Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809) ключевым инструментом государственной политики в области образования, необходимым для формирования гармонично развитой личности, является воспитание в духе уважения к традиционным ценностям, таким как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) воспитательная деятельность должна быть направлена на «...формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Эти законодательно закрепленные требования в части формирования у обучающихся системы нравственных ценностей обязательно отражены в инвариантных планируемых результатах воспитательной деятельности (инвариантные целевые ориентиры воспитания). Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО: - выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01); - использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02); - планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03); - эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК 04); - осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05); 8 - проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06); - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07); - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08); - пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке (ОК 09). Инвариантные целевые ориентиры воспитания Целевые ориентиры воспитания выпускников ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Осуществляющий осмысленную устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации. Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам и памятникам. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской идентичности. Целевые ориентиры Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. 9 Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины, неприятия насилия в семье и ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей с учётом российских традиционных духовных, нравственных, социокультурных ценностей; на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, в том числе техники безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием. Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для успешной адаптации к избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Целевые ориентиры Профессионально-трудовое воспитание Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, 10 края, страны. Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности. Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности. Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире. Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональ ной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Планирующий и реализующий собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использующий знания по финансовой грамотности, взаимодействующий и работающий в коллективе, умеющий пользоваться профессиональной документацией. Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий благоприятный образ своей профессии в обществе. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды. Применяющий знания общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности, способствующий его приобретению другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. 11 Вариативные целевые ориентиры воспитания обучающихся, отражающие специфику ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Гражданское воспитание Демонстрирующий уважение к своей малой Родине, социокультурной общности ее населяющей. Проявляющий уважение к людям старшего, пожилого возраста, лицам с ОВЗ. Патриотическое воспитание Демонстрирующий уважение к Армии России, героям Великой отечественной войны землякам. Проявляющий интерес к истории родного края, малой Родины. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов малой Родины, населенного пункта проживания. Проявляющий интерес к литературному наследию поэтов, художников, писателей Уральского региона, Свердловской области. Эстетическое воспитание Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в рамках возможностей ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» (медиацентр, студенческая пресс-служба, Студенческий Совет, волонтерский отряд и др.) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Участвующий в культурно-массовых мероприятиях ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», досуговых мероприятиях, кружках, секциях техникума, студенческого спортивного клуба «Рубеж». Профессионально-трудовое воспитание Участвующий в социально значимой трудовой деятельности в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» (благоустройство территории, помощь в комплектовании книг, уход за растениями и др.) Ориентированный на осознанный выбор места работы на территории городского округа Богданович. Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии для своего родного города. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния производственных предприятий, социально-экономических факторов на окружающую природу ГО Богданович. Выражающий готовность участвовать в экологических субботниках, волонтерской деятельности по данному направлению. 12 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад профессиональной образовательной организации Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» (ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум») находится на территории ГО Богданович, расположен по адресу: г. Богданович, улица Гагарина, д.10. Территория объекта занимает 30 га, объект состоит из трех учебных корпусов, двух общежитий. Первый и второй корпуса политехникума находятся в центре города на расстоянии 300 и 500м соответственно от здания администрации городского округа, корпус №3 (здание КШИ) – в северной части города на удалении 5км. Местность в районе размещения ОУ равнинная. Основное здание ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» находится в центре города, севернее 1км находится ЖД станция Богданович, восточнее 800м – градообразующее предприятие Богдановичское ОАО «Огнеупоры», южнее 300м – здание администрации ГО Богданович, западнее – 800м расположено второе здание Богдановичского политехникума по ул. Партизанская, д.9. Здания политехникума окружают здания жилого сектора и средних общеобразовательных школ №№ 1, 3 и детской школы искусств. В настоящий момент ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» учебный комплекс, состоящий из трех учебных корпусов с полезной площадью 14877 кв.м. В состав учебных корпусов входят: 49 учебных кабинетов, 9 лабораторий (физики, химии, электротехники, аналитической химии, автоматики и др.), учебные мастерские (автомехаников, слесарная, поваров, технологов огнеупорного производства, парикмахеров, токарная и т.д.), а также в комплекс политехникума входят 3 учебно-производственных корпуса. В каждом учебном корпусе имеются библиотека, актовый зал. Кроме того 2 здания общежития на 300 и 320 мест, 4 спортивных зала, 2 столовых на 100 и 120 посадочных мест каждая, административные помещения. На территории учебного корпуса К(К)ШИ оборудованы тир, полоса препятствий, открытый стадион с искусственным покрытием, плац. Миссия ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина, создание инновационного образовательного пространства для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена и успешной социализации студентов Реализуемые ООП подготовки специалистов среднего звена: - 15.02.17 «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования» (по отраслям) - 18.02.05 «Производство материалов и изделий» тугоплавких 13 неметаллических и силикатных - 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам) - 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям) - 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Реализуемые ООП подготовки квалифицированных рабочих: - 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» - 15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) - 43.01.09 «Повар, кондитер» - 15.01.37 «Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики». Также реализуются программы основного общего и среднего общего образования на базе структурного подразделения – кадетской (казачьей) школыинтерната. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, духовно-нравственного, физического и эстетического воспитания. При этом его основные задачи реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности, повседневной жизни участников образовательного процесса, а также во взаимодействии с социальными партнерами. На базе ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» организован и действует Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Цель деятельности Центра - создание целостной системы гражданскопатриотического воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», неразрывно связанной с традициями духовности и веры Казачества, ориентированной на становление и развитие личности: Партнерское взаимодействие осуществляется на основании договоров о сотрудничестве с общественными организациями, в том числе казачьей направленности, учреждениями социальной сферы, предприятиями и организациями: - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту; - Управление молодежной политики и информации; - Управление социальной защиты населения ГО Богданович; - Оренбургское войсковое казачье общество; - МКОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г. Богданович; - Местная Православная религиозная организация – приход во имя св. ап. Иоанна Богослова г. Богданович Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви; - Общественное молодежное объединение «Казачий Дозор» и др. 14 Регулярно ведется профориентационная работа, имиджирование политехникума осуществляется за счет публикаций, видеосюжетов, анкетирования и интервью с директором, работниками, обучающимися, действует сайт ОО. Обучающиеся регулярно становятся победителями и призерами таких олимпиад, конкурсов, как: - Районный конкурс чтецов «Урал – Родина моя» - Областная военно-спортивная игра «Зарница» среди обучающихся средних профессиональных образовательных организаций и Центров патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Свердловской области - Чемпионат «Путь к успеху» - I Областная олимпиада по дисциплине «Материаловедение» - Областной IT –конкурс «Молодежь: культура и досуг»: «Неизвестное об известном: люди, факты, достопримечательности родного края» - Областной карьерный форум - Областной конкурс социальный рекламы «Честный взгляд» тема «Молодежь против коррупции» - Областная дистанционная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам (Информатика) - Районная интерактивная познавательная игра «Будущий кандидат» - Областной конкурс «Юный мотоциклист» - Областной конкурс казачьей культуры «Юный атаманец» «Юная казачка» - Областная олимпиада по математике для обучающихся профессиональных образовательных организаций и др. Деятельность Богдановичского политехникума осуществляется в соответствии с правоустанавливающими документами, соответствует требованиям, предусмотренными лицензией, государственной аккредитации образовательных программ. Условия реализации образовательных программ соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Организация теоретического и практического обучения способствует освоению студентами необходимых общих и профессиональных компетенций, о чем свидетельствуют результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня, а также результаты Государственной итоговой аттестации. Структура подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена ориентирована на потребности ГО Богданович и Свердловской области. 15 2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности Основные модули Модуль «Образовательная деятельность» Реализация воспитательного потенциала аудиторных занятий пред усматривает: - максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей для формирования у обучающихся позитивного отношения к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений и т. п., отвечающих содержанию и задачам воспитания; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на аудиторных занятиях объектов, явлений, событий и т. д., инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения, выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей в форме индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ воспитательной направленности; - курсы, дополнительные факультативные занятия исторического просвещения, патриотической, гражданской, экологической, научно-познавательной, историко-культурной, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности, духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России; - экскурсии (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), экспедиции, походы, организуемые кураторами, в том числе совместно с обучающимися, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, оценке. Дополнительное содержание: - Участие обучающихся направленности. в конкурсах, фестивалях профессиональной Модуль «Кураторство» Реализация воспитательного потенциала кураторства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - организацию социально-значимых совместных проектов для личностного развития обучающихся, отвечающих их потребностям, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления доверительных отношений внутри учебной группы и между группой и куратором; 16 - сплочение коллектива группы через игры и тренинги на командообразование, походы, экскурсии, празднования дней рождения, тематические вечера и т. п.; - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об академических успехах и проблемах обучающихся, их положении в учебной, студенческой группе, о жизни группы в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с преподавателями, администрацией; - планирование, подготовку и проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д. с обучающимися в группе. Дополнительное содержание: - проведение директорских классных часов. Модуль «Наставничество» Реализация воспитательного потенциала наставничества как универсальной технологии передачи наставником опыта, знаний наставляемому с целью наиболее эффективной реализации его профессионального потенциала и адаптации предусматривает проведение мероприятий, таких как: - программа наставничества: определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством, а также наставники и наставляемые. - содействие осознанному выбору оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (детей с ОВЗ, одаренных, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации) - формирование у наставляемого социальной компетентности, социокультурного опыта; и профессиональной - оказание психологической и профессиональной поддержки наставляемого в реализации им индивидуального маршрута и в жизненном определении; - определение инструментов оценки эффективности мероприятий по адаптации и стажировке наставляемого. Дополнительное содержание: - спортивные, интеллектуальные, творческие обучающимися и педагогическими работниками. соревнования между Модуль «Основные воспитательные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала основных воспитательных мероприятий предусматривает: - общие для ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, местными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все обучающиеся, 17 группы; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий курс, символизирующие приобретение новых социальных, профессиональных статусов в обществе; - социальные, социально-профессиональные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров образовательной организации, реализующей программы СПО, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой профессиональной и др. направленности; Дополнительное содержание: - развитие студенческого медиацентра; - работа студенческого спортивного клуба «Рубеж». Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитании: - Работа музея технического творчества студентов (г. Богданович, ул. Гагарина, 10), содержащего экспозиции об истории и развитии ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», с изображениями исторических символов государства, Свердловской области, городского округа, значимых исторических, культурных, природных, производственных объектов; - размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов своей местности, региона, России; - портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных деятелей, героев и защитников Отечества; выдающихся деятелей производственной сферы, имеющей отношение к ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», соответствующих предметов-символов профессиональной сферы, информационных справочных материалов о предприятиях профессиональной сферы, являющихся предметом гордости отечественной науки и технологий, имеющих отношение к ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»; - организацию и поддержание в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации (в начале учебной недели); - оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях общего пользования (холл первого этажа, рекреации и др.), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного 18 профессионального, гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; - размещение, поддержание, обновление на территории выставочных объектов, ассоциирующихся с профессиональными направлениями обучения в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»; - оборудование, оформление, поддержание и использование спортивных и игровых пространств, площадок, зон активного и спокойного отдыха; - создание и поддержание в библиотеке выставочных стеллажей новых поступлений профессиональной литературы, свободного книгообмена; - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики образовательной организации, реализующей программы СПО (флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественных ситуациях; - разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», актуальных вопросах профилактики и безопасности. - Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Дополнительное содержание: - стенд по противодействию коррупционного поведения с размещением «телефона доверия», информации о лице, ответственном за противодействие коррупции в техникуме; - пополнение стенда «Чтобы помнили», посвященного студентам техникума, погибшим при исполнении воинского долга; - пополнение интернет-страниц проекта «Нам доверена память», размещенных на сайте ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум». Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: - организацию взаимодействия между родителями обучающихся и преподавателями, администрацией ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» в области воспитания и профессиональной реализации студентов (встречи, круглые столы, конференции и др.); - родительские собрания по вопросам воспитания, обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; взаимоотношений - привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Дополнительное содержание: 19 - привлечение родителей к проведению культурно-массовых мероприятий духовно-нравственной, военно-спортивной, казачьей направленности. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала самоуправления обучающихся ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - организацию и деятельность в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» органов самоуправления обучающихся (Студенческий Совет), избранных обучающимися; - представление органами самоуправления интересов обучающихся в процессе управления ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» защита законных интересов, прав обучающихся; - участие представителей органов самоуправления обучающихся в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», в анализе ее воспитательной деятельности. Дополнительное содержание: - проведение Дней политехникум»; самоуправления в ГАПОУ СО «Богдановичский - развитие волонтерского движения среди обучающихся «Богдановичский политехникум», организация выездов агитбригад в школы района. ГАПОУ СО студенческих Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфорт ной среды предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; - вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической направленности, реализуемые в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); - организацию работы по развитию у обучающихся навыков само- рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; 20 - поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», профилактики правонарушений, девиаций. Дополнительное содержание: - организация работы по противодействию антикоррупционного мировоззрения; коррупции, формированию - проведение КШУ, учебных эвакуаций по действиям в случае пожара, угрозы теракта и при его возникновении и др.; - работа по профилактике суицидального поведения в подростковой среде. Модуль «Социальное партнёрство и участие работодателей» Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», в том числе во взаимодействии с предприятиями рынка труда, предусматривает: - участие представителей организаций-партнёров, предприятий (организаций) и работодателей, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных производственных практик и мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки вакансий, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); - участие представителей организаций-партнёров в проведении мастер-классов, аудиторных и внеаудиторных занятий, мероприятий профессиональной направленности; - проведение на базе организаций-партнёров отдельных аудиторных и внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций воспитательной направленности; - реализация социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых совместно обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами в рамках профессионального поля профессионально-трудовой, благотворительной, экологической, патриотической, духовно-нравственной и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Дополнительное содержание: - заключение договоров о целевой подготовке обучающихся, стипендиальной поддержке от предприятий – социальных партнеров. Модуль «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство» Реализация воспитательного потенциала работы по профессиональному развитию, адаптации и трудоустройству в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: 21 - участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального мастерства (в т. ч. международных), работе над профессиональными проектами различного уровня (региональном, всероссийском, международном) и др.; - циклы мероприятий, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своей карьеры, профессионального будущего (посещение Центра карьеры, профессиональных выставок, ярмарок вакансий, дней открытых дверей на предприятиях и др.); - экскурсии на предприятия, в организации, дающие углублённые представления о выбранной специальности и условиях работы; - использование обучающимися интернет-ресурсов, способствующих более глубокому изучению отраслевых технологий, способов и приёмов профессиональной деятельности, профессионального инструментария, актуального состояния профессиональной области; онлайн курсов по интересующим темам и направлениям профессионального образования; - консультирование обучающихся по вопросам построения ими профессиональной карьеры и планов на будущую жизнь с учётом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей. Дополнительное содержание: - взаимодействие со школами Богдановичского и других районов (Сухоложский, Камышловский) и их педагогическими коллективами (элективные курсы в школах, проведение совместных мероприятий, спортивных соревнований). Дополнительный модуль «Студенческие медиа» Реализация воспитательного потенциала работы по развитию студенческого медиа-центра в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - подготовка материала и видеороликов по профориентации ; - освещение культурно-массовых мероприятий; - выпуск студенческой газеты к знаменательным датам. Дополнительный модуль «Волонтерская и добровольческая деятельность» Реализация воспитательного потенциала работы по развитию студенческого волонтерства в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - участие в акциях по оказанию помощи пенсионерам; - сбор предметов личной гигиены, изготовление открыток и подарков бойцам СВО. 22 Дополнительный модуль «Студенческие Спортивные клубы» Реализация воспитательного потенциала работы в рамках спортивного клуба в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - популяризация среди обучающихся занятияй спортом; - форомирование принципов здорового образа жизни; - совершенствование материальной базы. 23 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется следующим образом: Для реализации рабочей программы воспитания ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» укомплектован квалифицированными специалистами. Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора, который несёт ответственность за организацию воспитательной работы, заместителя директора по учебновоспитательной работе, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, преподавателей, мастеров производственного обучения и классных руководителей (кураторов). 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Нормативно-методическое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется следующим образом: рабочая программа воспитания рассмотрена на Педагогическом Совете ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» (протокол № 5 от 29.08.2023 г.), введена в действие приказом директора ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» № от . Основаниями для реализации Рабочей программы воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» являются: - ООП по специальности 15.02.17 «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям); - Положение о режиме занятий обучающихся ГАПОУ СО «БПТ»; - Положение о студенческом медиацентре; - Положение о студенческом Совете; - Положение о наставничестве; - Правила внутреннего трудового распорядка для обучающихся; - Положение о кураторе учебной группы; - Договора с социальными партнерами по вопросам организации воспитательной работы; - Устав ГАПОУ СО «БПТ». 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 24 Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных студентов и с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся, а также возможностей техникума по созданию и предоставлению материально-технических условий для таких лиц. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организовано совместно с другими обучающимися, но с учетом ограниченных функций организма, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение осуществляется бесплатно. В образовательном процессе предполагается использование социальноактивных методов обучения, технологий социо-культурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. По всем образовательным программам в учебные планы включены адаптационные дисциплины «Здоровый образ жизни», «Социальная адаптация в профессиональной деятельности», «Основы профессиональной деятельности» (дисциплина по выбору обучающихся) для обеспечения коррекции нарушения развития и социальной адаптации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: - налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; - формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у 25 обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Обучающиеся поощряются за: - участие и победу в учебных, творческих конкурсах, олимпиадах, физкультурных, спортивных состязаниях, мероприятиях; - поднятие престижа техникума на международных, всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конкурах, турнирах, фестивалях, конференциях; - общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо техникума и социума; - благородные высоконравственные поступки. Техникум применяет следующие виды поощрений: - поощрение грамотой за успехи в учебной/внеучебной деятельности; - поощрение дипломом, грамотой, благодарственным письмом за призовые места в конкурсах, мероприятиях в техникуме и за его пределами; - поощрение благодарственным письмом родителям (законным представителям) обучающихся; - ходатайство о поощрении обучающегося в вышестоящие органы. 26 3.5 Анализ воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с нормативноправовыми документами. Условия реализации образовательного процесса достаточны для качественного ведения образовательной деятельности и развития гармоничной личности выпускника, востребованного на современном рынке труда. Одним из важных ресурсов воспитательной работы являются социальные партнеры: - Управление молодежной политики и информации по ГО Богданович; - Деловой и культурный центр; - Центральная районная библиотека; - Музей Богдановичского ОАО «Огнеупоры»; - Богдановичский краеведческий музей; - Литературный музей Степана Щипачёва; - ГИБДД, отдел профилактической работы; - Подразделение по делам несовершеннолетних (согласно утвержденного плана совместной деятельности); - Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Центральная районная больница. Календарный план воспитательной работы включает в себя общегосударственные праздники, памятные даты, мероприятия по формированию ЗОЖ, акции, конкурсы патриотической направленности, дни карьеры, дни открытых дверей и др. Студенты Богдановичского политехникума принимают активное участие в проводимых в области мероприятиях, направленных на развитие профессиональных качеств, стремление освоить выбранную профессию. Участвуя в соревнованиях, студенты занимают призовые места. Участие обучающихся в Международных, всероссийских и межрегиональных конкурсах, олимпиадах и проектах Наименование конкурса Евро-Азиатский Чемпионат профессионального мастерства "Уральские берега" III Международный творческий конкурс «Весна! Пасха! Вдохновение» Международный конкурс по информатике «Информационная безопасность для студентов» Международная олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2023 Математика Всероссийский Конкурс «Страна мастеров» Результат 1 Диплом за 1 место 1 Диплом за 3 место Диплом 1 степени Диплом за 3 место 6 Дипломов за 1 место 2 Диплома за 2 место 2 Диплома за 3 место Диплом за 1 место Участие обучающихся в областных, окружных, районных 27 олимпиадах, чемпионатах и конкурсах Наименование конкурса Региональная олимпиада «Грани знаний» по информатике Вторая областная студенческая олимпиада по профилактике и противодействию коррупции Областной конкурс презентаций «Физика вокруг нас» Областной IT -конкурс «Молодёжь: культура и досуг» Алапаевский многопрофильный техникум Областной Военно - патриотический конкурс «Солдатская звезда». Окружная дистанционная олимпиада по дисциплине «Информатика» Результат 2 Диплома 2 степени 1 Диплом 1 степени Грамота 1 место Диплом 1 место Диплом 2 степени Диплом за 3 место Диплом за 3 место Ежегодно политехникум принимает участие в олимпиадах профессионального мастерства, конкурсах, выставках, акциях, в 2023 году обучающиеся, кадеты, учителя и преподаватели приняли участие в следующих мероприятиях: 1. Международный конкурс по информатике «Информационная безопасность для студентов»; 2. Международный конкурс эссе «Дорога в профессию»; 3. Международная олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2023 по математике; 4. Всероссийская акция «Цифровой диктант – 2023»; 5. X Всеросийская олимпиада по информатике; 6. XIV Всероссийская НПК: «СПО - новое качество: проблемы и практические решения »; 7. Всероссийский конкурс Флагманы в образовании; 8. Всероссийский онлайн конкурс «30 лет Конституции России - проверь себя»; 9. Всероссийский Конкурс «Страна мастеров»; 10.Всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей»; 11.Всероссийский патриотический онлайн - диктант «Февральский свет Победы»; 12.XII Научно- практической конференции для образовательных организаций; 13.III Международный творческий конкурс «Весна! Пасха! Вдохновение»; 14.Заочный межрегиональный военно-патриотический конкурс «Служить России»; 15.III Окружная олимпиада по физике; 16.Окружной форум «Молодежь выбирает трезвость!» в Южном управленческом округе Свердловской области (ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»); 17.Областной конкурс презентаций «Физика вокруг нас»; 18.Областной конкурс художественного слова «Русь, Россия, Родина моя…»; 28 19.VII Открытый областной конкурс чтецов на русском и иностранных языках; 20.Областной фотоконкурс «Я студент»; 21.Областная олимпиада по предмету «Родной (русский) язык»; 22.Областной IT -конкурсе «Молодёжь: культура и досуг»; 23.Областная НПК «Студент. Время. Наука»; 24.Областной конкурс «Противодействие коррупции – дело каждого!»; 25.Метапредметных олимпиадах для студентов первого курса профессиональных образовательных организаций; 26.Конкурс мастерства сварочных работ «Сварщики – Дирижеры победы». 27.Открытый интегрированный урок, посвященный Дню народного единства; 28.Всемирный день борьбы со СПИД; 29.День рождения кроссворда; 30.Проведение Дня пожилого человека. Воспитательная работа в техникуме проводится в соответствии с утвержденными документами, обеспечена кадровым составом, обладающим высокой квалификацией, инициативой и творчеством в реализации возложенных функций. Структура и система организации воспитательной работы является оптимальной и отвечает актуальным задачам образовательного процесса, соответствует требованиям ФГОС. В техникуме созданы оптимальные условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся. 29 РАЗДЕЛ 4. РАБОЧИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (УГПС 15.00.00 Машиностроение) по образовательной программе среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) на период 2024 – 2026 гг. Богданович, 2024 В ходе планирования воспитательной деятельности рекомендуется учитывать воспитательный потенциал участия студентов в мероприятиях, проектах, конкурсах, акциях, проводимых на уровне: Российской Федерации, в том числе: «Россия – страна возможностей» https://rsv.ru/; 30 «Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/; «Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/; «Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru; отраслевые конкурсы профессионального мастерства; движения «Ворлдскиллс Россия»; движения «Абилимпикс»; субъектов Российской Федерации (в соответствии с утвержденным региональным планом значимых мероприятий), в том числе «День города» и др. а также отраслевых профессионально значимых событиях и праздниках. Дата Содержание и формы деятельности Участник и 26 СЕНТЯБРЬ День знаний, закладка капсулы 1-4 курс времени День окончания Второй мировой 1-4 курс войны День солидарности в борьбе с 1-4 курс терроризмом Международный день памяти 1-4 курс жертв фашизма День победы русских полков во 1-4 курс главе с Великим князем Дмитрием Донским (Куликовская битва, 1380 год). День зарождения российской государственности (862 год) Выборы актива групп, избрание 1-4 курс Студенческого совета День машиностроителя 1-4 курс 27 День туризма 30 Посвящение в студенты 2 2 3 10 21 24 1 1 2 1-4 курс 1 курс ОКТЯБРЬ пожилых 1-2 курс Международный день людей Организация работы спортивных и др. программ ДО День СПО 1-4 курс 1-4 курс 31 Ответственные Директор БПТ, Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ ЦПВиДПМ Коды ЛР 3 1,2,5 1,2,8,12 1,2 Преподаватели истории, обществознания, кураторы групп, мастера п/о 1,2,12 Зам. директора по УВР Советник по воспитанию Заместитель директора по УПР Председатель ПЦК Преподаватель-организатор Руководитель физвоспитания, ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор 2,17 Зам. директора по УВР Зав. отделением Зав. отделением Руководитель физвоспитания Преподаватель-организатор Студенческий совет 4,6,17 11 2 6 9 4,6 5 День Учителя 1-4 курс Директор БПТ Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор 4,6,11 10 Родительское собрание 1-4 курс Зам. директора по УВР Кураторы групп Мастера п/о 4,12 15 День отца в России 1-4 курс 5,12 30 День памяти жертв политических 1-4 курс репрессий НОЯБРЬ День народного единства 1-4 курс Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Преподаватели истории, обществознания Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ 1,4,12 1-4 курс Зам. директора по УВР Зав. отделением 3,9 1-4 курс Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ 11,12 Зав. отделением, фельдшер 3,9,10,1 2 1,4,12 4 8 18 28 День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России Цикл бесед о ЗОЖ, профилактика правонарушений, употребления алкоголя наркотических средств День матери в России 1-4 курс 1 День Государственного герба РФ 1-4 курс ДЕКАБРЬ День борьбы со СПИДом 1-4 курс 3 День неизвестного солдата 1-4 курс 5 День добровольца (волонтера) в России День Героев Отечества 1-4 курс 12 День Конституции Федерации Российской 1-4 курс 25 День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации Проведение мероприятий, посвященных Новому 2025 году 1-4 курс 30 9 26 25 27 1-4 курс 1-4 курс ЯНВАРЬ студенчества 1-4 курс День российского (Татьянин День) День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады День освобождения армией крупнейшего Красной «лагеря 1-4 курс 1-4 курс 32 Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ ЦПВиДПМ Руководитель ОБЗР Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 3,7 1,4,12 1,2 6 1,2 1,2,3 1,2,3 Преподаватель-организатор Кураторы групп, мастера п/о 11 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ 2,11 Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 1,2 1,2 2 8 20 смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста ФЕВРАЛЬ День воинской славы России 1-4 курс (Сталинградская битва, 1943) День российской науки, 300-летие 1-4 курс со времени основания Российской Академии наук (1724) Родительское собрание по итогам 1 1-4 курс семестра 1-4 курс Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР Зам. директора по УПР 1,2 Зам. директора по УВР Кураторы групп Мастера п/о Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 4,12 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Зам. директора по УВР 11,12 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Студенческий совет 4,11 Руководитель физвоспитания ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зав. отделением ЦПВиДПМ 3,9 1,4 22 День защитника Отечества 8 Международный женский день 1-4 курс 18 1-4 курс 19,20 День воссоединения Крыма с Россией Дни открытых дверей 7 Всемирный день здоровья 12 День космонавтики (викторина) 1-4 курс 21 Организация и экологической недели проведение 1-4 курс 27 День российского парламентаризма 1-4 курс Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 2 28 Основание машиностроителей России 1-4 курс Заместитель директора по УПР Преподаватель-организатор 4,11 Зам. директора по УВР Заместитель директора по учебно-производственной работе Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор Студенческий совет Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Руководитель физвоспитания ЦПВиДПМ Советник директора по 10 1,11 МАРТ 1-4 курс АПРЕЛЬ 1-4 курс Союза 1,2 2 10 МАЙ 1 Праздник весны и труда 1-4 курс 7 Акция «Окна победы» 1-4 курс 9 День Победы 1-4 курс 1-4 курс 18 Эстафета, спортивные соревнования, посвященные Дню Победы Международный день музеев 1-4 курс 33 1,2 1,2 1,9 5,11 24 День славянской письменности и культуры 1-4 курс 30 День сварщика 1-4 курс ИЮНЬ 1-4 курс 1 День защиты детей 5 6 День эколога Пушкинский день России 1-4 курс 1-4 курс 12 День России 1-4 курс 22 День памяти и скорби 1-4 курс 25 8 16 Отчетное заседание Студенческого 1-4 курс совета День молодежи 1-4 курс ИЮЛЬ День семьи, любви и верности 1-4 курс День металлурга 1-4 курс 22 АВГУСТ Флага 1-4 курс 27 23 27 День Государственного Российской Федерации День воинской славы (Курская битва, 1943) День российского кино России 1-4 курс 1-4 курс 34 воспитанию Педагог-организатор Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Преподаватели русского языка и литературы Зам. директора по УПР Председатель ПЦК Преподаватель-организатор Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор Преподаватели русского языка и литературы Зам. директора по УВР Заместитель директора по УПР Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 11 4,11 3,12 10 2 1,2,12 1,2,12 Директор БПТ Студенческий совет Зам. директора по УВР 1,2,11 Зам. директора по УВР Зам. директора по УПР Педагог-организатор 12 4,11 Руководитель физвоспитания Зам. директора по УВР Заместитель директора по учебно-производственной работе Зам. директора по УВР 1,2 6 1,2 5,11