МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2024 – 2028 гг. по основной образовательной программе 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) Богданович 2024 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ....................................................................................................................... 3 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ..................... 3 1.1 Целевые ориентиры воспитания............................................................................................. 8 Инвариантные целевые ориентиры воспитания Целевые ориентиры воспитания выпускников ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» ................................................................................. 10 Вариативные целевые ориентиры воспитания обучающихся, отражающие специфику ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» ............................................................................................ 12 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................................................. 13 2.1. Уклад профессиональной образовательной организации ..................................................... 13 2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности ......... 17 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .............................................................................................. 24 3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................................................ 24 3.2 Нормативно-методическое обеспечение .................................................................................. 24 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями .................................................................................................................................. 24 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ..................................................................................................................... 25 3.5 Анализ воспитательного процесса ............................................................................................ 27 РАЗДЕЛ 4. РАБОЧИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ................. 30 2 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) Название Содержание Наименование программы Примерная рабочая программа воспитания по специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) - Настоящая программа разработана на основе следующих Основания для нормативных правовых документов: разработки - Конституция Российской Федерации; программы - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ304); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах» - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; - Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденный Приказом Минпросвещения России от 12.09.2023 г. № 676; - Профессиональный стандарт 40.077 «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования», рег. № 359 (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №755н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 декабря 2020 года, регистрационный № 61201) Цель программы Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике Сроки реализации программы 2024 – 2028 учебные гг. 3 Исполнители программы Директор ГАПОУ СО «БПТ, Тришевский В.Д., заместитель директора по УВР Киселева Е.Е., заведующие отделением (Просвирнина А.В., Куликова Е.С.), советник директора по воспитанию, Евсеенко О.В., председатель ПЦК, Замана Т.А., кураторы групп, преподаватели, педагог-организатор Метелева А.О., социальный педагог Куликова А.В., член Студенческого совета, Дворников Михайил представитель организаций – работодателей, Колмаков В.А., заместитель Генерального директора Богдановичского ОАО «Огнеупоры» по управлению персоналом и социальным вопросам Данная рабочая программа воспитания разработана с учетом преемственности целей и задач Примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию (утв. Протоколом заседания УМО по общему образованию Минпросвещения России № 2/20 от 02.06.2020 г.). Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, за-кону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В результатах процесса воспитания обучающихся заинтересованы все участники образовательных отношений — обучающийся, семья, общество, экономика (предприятия-работодатели), государство, социальные институты. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий 4 Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к ЛР 4 формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, ЛР 5 малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность ЛР 6 к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ЛР 7 ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции ЛР 8 культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных ЛР 9 веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ЛР 12 ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий ЛР 13 профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, ЛР 14 мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР 15 реакции на критику. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко ЛР 16 реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, 5 готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли ЛР 17 и образовательной организации. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития ЛР 18 России, готовый работать на их достижение. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии ЛР 19 личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки ЛР 20 новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных ЛР 21 социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1 Демонстрирует ценностное отношение к произведениям искусства, ЛР 22 народному творчеству этносов, которые населяют Средний Урал Демонстрирует навыки безопасного общения в социальных сетях, выявления лиц, с которыми возможен доверительный обмен ЛР 23 мнениями по различным вопросам общественной и личной жизни Демонстрирует ценностное отношение к труду, людям труда, ЛР 24 трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2 (при наличии) Демонстрирующий заинтересованность в профессиональном росте ЛР 25 на предприятиях социальных партнеров своего города, области Демонстрирующий знания истории предприятия–социального ЛР 26 партнера Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3 (при наличии) Демонстрация уважительного отношения к людям старшего и ЛР 27 пожилого возраста Проявляющей стойкий интерес к овладению выбранной ЛР 28 специальностью 1 Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 2 Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 3 Разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 6 7 Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учѐтом направлений воспитания: - гражданское воспитание — формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры; - патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа; - духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых ценностносмысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; - эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; - физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического самосовершенствования, неприятия вредных привычек; - профессионально-трудовое воспитание — формирование позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; мотивации к творчеству и инновационной деятельности; осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как средству реализации собственных жизненных планов; - экологическое воспитание — формирование потребности экологически целесообразного поведения в природе, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние окружающей среды, важности рационального природопользования; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; - ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 1.1 Целевые ориентиры воспитания Инвариантные целевые ориентиры 8 Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809) ключевым инструментом государственной политики в области образования, необходимым для формирования гармонично развитой личности, является воспитание в духе уважения к традиционным ценностям, таким как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) воспитательная деятельность должна быть направлена на «...формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Эти законодательно закрепленные требования в части формирования у обучающихся системы нравственных ценностей обязательно отражены в инвариантных планируемых результатах воспитательной деятельности (инвариантные целевые ориентиры воспитания). Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО: - выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01); - использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02); - планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03); - эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК 04); - осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05); - проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06); 9 - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07); - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08); - пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке (ОК 09). Инвариантные целевые ориентиры воспитания Целевые ориентиры воспитания выпускников ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Осуществляющий осмысленную устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации. Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам и памятникам. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской идентичности. Целевые ориентиры Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и 10 вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины, неприятия насилия в семье и ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей с учѐтом российских традиционных духовных, нравственных, социокультурных ценностей; на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, в том числе техники безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием. Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для успешной адаптации к избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Целевые ориентиры Профессионально-трудовое воспитание Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны. Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности. Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности. 11 Гражданское воспитание Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире. Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Планирующий и реализующий собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использующий знания по финансовой грамотности, взаимодействующий и работающий в коллективе, умеющий пользоваться профессиональной документацией. Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий благоприятный образ своей профессии в обществе. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействие сохранению и защите окружающей среды. Применяющий знания общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности, способствующий его приобретению другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности. Вариативные целевые ориентиры воспитания обучающихся, отражающие специфику ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 12 Демонстрирующий уважение к своей малой Родине, социокультурной общности ее населяющей. Проявляющий уважение к людям старшего, пожилого возраста, лицам с ОВЗ. Патриотическое воспитание Демонстрирующий уважение к Армии России, героям Великой отечественной войны землякам. Проявляющий интерес к истории родного края, малой Родины. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов малой Родины, населенного пункта проживания. Проявляющий интерес к литературному наследию поэтов, художников, писателей Уральского региона, Свердловской области. Эстетическое воспитание Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в рамках возможностей ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» (медиацентр, студенческая пресс-служба, Студенческий Совет, волонтерский отряд и др.) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Участвующий в культурно-массовых мероприятиях ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», досуговых мероприятиях, кружках, секциях техникума, студенческого спортивного клуба «Рубеж». Профессионально-трудовое воспитание Участвующий в социально значимой трудовой деятельности в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» (благоустройство территории, помощь в комплектовании книг, уход за растениями и др.) Ориентированный на осознанный выбор места работы на территории городского округа Богданович. Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии для своего родного города. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния производственных предприятий, социально-экономических факторов на окружающую природу ГО Богданович. Выражающий готовность участвовать в экологических субботниках, волонтерской деятельности по данному направлению. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад профессиональной образовательной организации Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» (ГАПОУ СО 13 «Богдановичский политехникум») находится на территории ГО Богданович, расположен по адресу: г. Богданович, улица Гагарина, д.10. Территория объекта занимает 30 га, объект состоит из трех учебных корпусов, двух общежитий. Первый и второй корпуса политехникума находятся в центре города на расстоянии 300 и 500м соответственно от здания администрации городского округа, корпус №3 (здание КШИ) – в северной части города на удалении 5км. Местность в районе размещения ОУ равнинная. Основное здание ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» находится в центре города, севернее 1км находится ЖД станция Богданович, восточнее 800м – градообразующее предприятие Богдановичское ОАО «Огнеупоры», южнее 300м – здание администрации ГО Богданович, западнее – 800м расположено второе здание Богдановичского политехникума по ул. Партизанская, д.9. Здания политехникума окружают здания жилого сектора и средних общеобразовательных школ №№ 1, 3 и детской школы искусств. В настоящий момент ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» учебный комплекс, состоящий из трех учебных корпусов с полезной площадью 14877 кв.м. В состав учебных корпусов входят: 49 учебных кабинетов, 9 лабораторий (физики, химии, электротехники, аналитической химии, автоматики и др.), учебные мастерские (автомехаников, слесарная, поваров, технологов огнеупорного производства, парикмахеров, токарная и т.д.), а также в комплекс политехникума входят 3 учебно-производственных корпуса. В каждом учебном корпусе имеются библиотека, актовый зал. Кроме того 2 здания общежития на 300 и 320 мест, 4 спортивных зала, 2 столовых на 100 и 120 посадочных мест каждая, административные помещения. На территории учебного корпуса К(К)ШИ оборудованы тир, полоса препятствий, открытый стадион с искусственным покрытием, плац. Миссия ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина, создание инновационного образовательного пространства для подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена и успешной социализации студентов Реализуемые ООП подготовки специалистов среднего звена: - 15.02.17 «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования» (по отраслям) - 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» - 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам) - 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям) - 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Реализуемые ООП подготовки квалифицированных рабочих: - 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» - 15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) - 43.01.09 «Повар, кондитер» 14 - 15.01.37 «Слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики». Также реализуются программы основного общего и среднего общего образования на базе структурного подразделения – кадетской (казачьей) школыинтерната. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, духовно-нравственного, физического и эстетического воспитания. При этом его основные задачи реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности, повседневной жизни участников образовательного процесса, а также во взаимодействии с социальными партнерами. На базе ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» организован и действует Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Цель деятельности Центра - создание целостной системы гражданскопатриотического воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», неразрывно связанной с традициями духовности и веры Казачества, ориентированной на становление и развитие личности: Партнерское взаимодействие осуществляется на основании договоров о сотрудничестве с общественными организациями, в том числе казачьей направленности, учреждениями социальной сферы, предприятиями и организациями: - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту; - Управление молодежной политики и информации; - Управление социальной защиты населения ГО Богданович; - Оренбургское войсковое казачье общество; - МКОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г. Богданович; - Местная Православная религиозная организация – приход во имя св. ап. Иоанна Богослова г. Богданович Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви; - Общественное молодежное объединение «Казачий Дозор» и др. Регулярно ведется профориентационная работа, имиджирование политехникума осуществляется за счет публикаций, видеосюжетов, анкетирования и интервью с директором, работниками, обучающимися, действует сайт ОО. Обучающиеся регулярно становятся победителями и призерами таких олимпиад, конкурсов, как: - Районный конкурс чтецов «Урал – Родина моя» - Областная военно-спортивная игра «Зарница» среди обучающихся средних профессиональных образовательных организаций и Центров патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Свердловской области - Чемпионат «Путь к успеху» - I Областная олимпиада по дисциплине «Материаловедение» 15 - Областной IT –конкурс «Молодежь: культура и досуг»: «Неизвестное об известном: люди, факты, достопримечательности родного края» - Областной карьерный форум - Областной конкурс социальный рекламы «Честный взгляд» тема «Молодежь против коррупции» - Областная дистанционная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам (Информатика) - Районная интерактивная познавательная игра «Будущий кандидат» - Областной конкурс «Юный мотоциклист» - Областной конкурс казачьей культуры «Юный атаманец» «Юная казачка» - Областная олимпиада по математике для обучающихся профессиональных образовательных организаций и др. Деятельность Богдановичского политехникума осуществляется в соответствии с правоустанавливающими документами, соответствует требованиям, предусмотренными лицензией, государственной аккредитации образовательных программ. Условия реализации образовательных программ соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Организация теоретического и практического обучения способствует освоению студентами необходимых общих и профессиональных компетенций, о чем свидетельствуют результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня, а также результаты Государственной итоговой аттестации. Структура подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена ориентирована на потребности ГО Богданович и Свердловской области. 16 2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности Основные модули Модуль «Образовательная деятельность» Реализация воспитательного потенциала аудиторных занятий пред усматривает: - максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей для формирования у обучающихся позитивного отношения к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений и т. п., отвечающих содержанию и задачам воспитания; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на аудиторных занятиях объектов, явлений, событий и т. д., инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения, выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей в форме индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ воспитательной направленности; - курсы, дополнительные факультативные занятия исторического просвещения, патриотической, гражданской, экологической, научно-познавательной, историко-культурной, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности, духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России; - экскурсии (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), экспедиции, походы, организуемые кураторами, в том числе совместно с обучающимися, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, оценке. Дополнительное содержание: - Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях профессиональной направленности. Модуль «Кураторство» Реализация воспитательного потенциала кураторства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - организацию социально-значимых совместных проектов для личностного развития обучающихся, отвечающих их потребностям, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления доверительных отношений внутри учебной группы и между группой и куратором; - сплочение коллектива группы через игры и тренинги на командообразование, походы, экскурсии, празднования дней рождения, тематические вечера и т. п.; 17 - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об академических успехах и проблемах обучающихся, их положении в учебной, студенческой группе, о жизни группы в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с преподавателями, администрацией; - планирование, подготовку и проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д. с обучающимися в группе. Дополнительное содержание: - проведение директорских классных часов. Модуль «Наставничество» Реализация воспитательного потенциала наставничества как универсальной технологии передачи наставником опыта, знаний наставляемому с целью наиболее эффективной реализации его профессионального потенциала и адаптации предусматривает проведение мероприятий, таких как: - программа наставничества: определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством, а также наставники и наставляемые. - содействие осознанному выбору оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (детей с ОВЗ, одаренных, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации) - формирование у наставляемого социальной и профессиональной компетентности, социокультурного опыта; - оказание психологической и профессиональной поддержки наставляемого в реализации им индивидуального маршрута и в жизненном определении; - определение инструментов оценки эффективности мероприятий по адаптации и стажировке наставляемого. Дополнительное содержание: - спортивные, интеллектуальные, творческие соревнования между обучающимися и педагогическими работниками. Модуль «Основные воспитательные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала основных воспитательных мероприятий предусматривает: - общие для ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, местными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все обучающиеся, группы; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий курс, символизирующие приобретение новых социальных, профессиональных статусов в обществе; 18 - социальные, социально-профессиональные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров образовательной организации, реализующей программы СПО, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой профессиональной и др. направленности; Дополнительное содержание: - развитие студенческого медиацентра; - работа студенческого спортивного клуба «Рубеж». Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в воспитании: - Работа музея технического творчества студентов (г. Богданович, ул. Гагарина, 10), содержащего экспозиции об истории и развитии ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», с изображениями исторических символов государства, Свердловской области, городского округа, значимых исторических, культурных, природных, производственных объектов; - размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов своей местности, региона, России; - портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных деятелей, героев и защитников Отечества; выдающихся деятелей производственной сферы, имеющей отношение к ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», соответствующих предметов-символов профессиональной сферы, информационных справочных материалов о предприятиях профессиональной сферы, являющихся предметом гордости отечественной науки и технологий, имеющих отношение к ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»; - организацию и поддержание в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации (в начале учебной недели); - оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях общего пользования (холл первого этажа, рекреации и др.), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного профессионального, гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; - размещение, поддержание, обновление на территории выставочных объектов, ассоциирующихся с профессиональными направлениями обучения в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»; 19 - оборудование, оформление, поддержание и использование спортивных и игровых пространств, площадок, зон активного и спокойного отдыха; - создание и поддержание в библиотеке выставочных стеллажей новых поступлений профессиональной литературы, свободного книгообмена; - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики образовательной организации, реализующей программы СПО (флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественных ситуациях; - разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», актуальных вопросах профилактики и безопасности. - Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Дополнительное содержание: - стенд по противодействию коррупционного поведения с размещением «телефона доверия», информации о лице, ответственном за противодействие коррупции в техникуме; - пополнение стенда «Чтобы помнили», посвященного студентам техникума, погибшим при исполнении воинского долга; - пополнение интернет-страниц проекта «Нам доверена память», размещенных на сайте ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум». Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: - организацию взаимодействия между родителями обучающихся и преподавателями, администрацией ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» в области воспитания и профессиональной реализации студентов (встречи, круглые столы, конференции и др.); - родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; - привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Дополнительное содержание: - привлечение родителей к проведению культурно-массовых мероприятий духовно-нравственной, военно-спортивной, казачьей направленности. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала самоуправления обучающихся ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - организацию и деятельность в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» органов самоуправления обучающихся (Студенческий Совет), избранных обучающимися; 20 - представление органами самоуправления интересов обучающихся в процессе управления ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» защита законных интересов, прав обучающихся; - участие представителей органов самоуправления обучающихся в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», в анализе ее воспитательной деятельности. Дополнительное содержание: - проведение Дней самоуправления в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»; - развитие волонтерского движения среди обучающихся ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», организация выездов студенческих агитбригад в школы района. Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; - вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической направленности, реализуемые в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); - организацию работы по развитию у обучающихся навыков само- рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; - поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», профилактики правонарушений, девиаций. Дополнительное содержание: - организация работы по противодействию коррупции, формированию антикоррупционного мировоззрения; - проведение КШУ, учебных эвакуаций по действиям в случае пожара, угрозы теракта и при его возникновении и др.; - работа по профилактике суицидального поведения в подростковой среде. Модуль «Социальное партнѐрство и участие работодателей» 21 Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», в том числе во взаимодействии с предприятиями рынка труда, предусматривает: - участие представителей организаций-партнѐров, предприятий (организаций) и работодателей, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных производственных практик и мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки вакансий, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); - участие представителей организаций-партнѐров в проведении мастер-классов, аудиторных и внеаудиторных занятий, мероприятий профессиональной направленности; - проведение на базе организаций-партнѐров отдельных аудиторных и внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций воспитательной направленности; - реализация социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых совместно обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами в рамках профессионального поля профессионально-трудовой, благотворительной, экологической, патриотической, духовно-нравственной и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Дополнительное содержание: - заключение договоров о целевой подготовке обучающихся, стипендиальной поддержке от предприятий – социальных партнеров. Модуль «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство» Реализация воспитательного потенциала работы по профессиональному развитию, адаптации и трудоустройству в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального мастерства (в т. ч. международных), работе над профессиональными проектами различного уровня (региональном, всероссийском, международном) и др.; - циклы мероприятий, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своей карьеры, профессионального будущего (посещение Центра карьеры, профессиональных выставок, ярмарок вакансий, дней открытых дверей на предприятиях и др.); - экскурсии на предприятия, в организации, дающие углублѐнные представления о выбранной специальности и условиях работы; - использование обучающимися интернет-ресурсов, способствующих более глубокому изучению отраслевых технологий, способов и приѐмов профессиональной деятельности, профессионального инструментария, актуального состояния профессиональной области; онлайн курсов по интересующим темам и направлениям профессионального образования; 22 - консультирование обучающихся по вопросам построения ими профессиональной карьеры и планов на будущую жизнь с учѐтом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей. Дополнительное содержание: - взаимодействие со школами Богдановичского и других районов (Сухоложский, Камышловский) и их педагогическими коллективами (элективные курсы в школах, проведение совместных мероприятий, спортивных соревнований). Дополнительный модуль «Студенческие медиа» Реализация воспитательного потенциала работы по развитию студенческого медиа-центра в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - подготовка материала и видеороликов по профориентации ; - освещение культурно-массовых мероприятий; - выпуск студенческой газеты к знаменательным датам. Дополнительный модуль «Волонтерская и добровольческая деятельность» Реализация воспитательного потенциала работы по развитию студенческого волонтерства в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - участие в акциях по оказанию помощи пенсионерам; - сбор предметов личной гигиены, изготовление открыток и подарков бойцам СВО. Дополнительный модуль «Студенческие Спортивные клубы» Реализация воспитательного потенциала работы в рамках спортивного клуба в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», предусматривает: - популяризация среди обучающихся занятияй спортом; - форомирование принципов здорового образа жизни; - совершенствование материальной базы. 23 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется следующим образом: Для реализации рабочей программы воспитания ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» укомплектован квалифицированными специалистами. Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора, который несѐт ответственность за организацию воспитательной работы, заместителя директора по учебновоспитательной работе, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, преподавателей, мастеров производственного обучения и классных руководителей (кураторов). 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Рабочая программа воспитания разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, требованиями ФГОС СПО, с учетом сложившегося опыта воспитательной деятельности и имеющимися ресурсами в профессиональной образовательной организации. Основаниями для реализации Рабочей программы воспитания в ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» являются: - ООП по специальности 15.02.17 «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям); - Положение о режиме занятий обучающихся ГАПОУ СО «БПТ»; - Положение о студенческом медиацентре; - Положение о студенческом Совете; - Положение о наставничестве; - Правила внутреннего трудового распорядка для обучающихся; - Положение о кураторе учебной группы; - Договора с социальными партнерами по вопросам организации воспитательной работы; - Устав ГАПОУ СО «БПТ». 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 24 Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных студентов и с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся, а также возможностей техникума по созданию и предоставлению материально-технических условий для таких лиц. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организовано совместно с другими обучающимися, но с учетом ограниченных функций организма, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение осуществляется бесплатно. В образовательном процессе предполагается использование социальноактивных методов обучения, технологий социо-культурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. По всем образовательным программам в учебные планы включены адаптационные дисциплины «Здоровый образ жизни», «Социальная адаптация в профессиональной деятельности», «Основы профессиональной деятельности» (дисциплина по выбору обучающихся) для обеспечения коррекции нарушения развития и социальной адаптации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: - налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; - формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, 25 максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Обучающиеся поощряются за: - участие и победу в учебных, творческих конкурсах, олимпиадах, физкультурных, спортивных состязаниях, мероприятиях; - поднятие престижа техникума на международных, всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конкурах, турнирах, фестивалях, конференциях; - общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо техникума и социума; - благородные высоконравственные поступки. - Техникум применяет следующие виды поощрений: поощрение грамотой за успехи в учебной/внеучебной деятельности; поощрение дипломом, грамотой, благодарственным письмом за призовые места в конкурсах, мероприятиях в техникуме и за его пределами; поощрение благодарственным письмом родителям (законным представителям) обучающихся; ходатайство о поощрении обучающегося в вышестоящие органы. 26 3.5 Анализ воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с нормативноправовыми документами. Условия реализации образовательного процесса достаточны для качественного ведения образовательной деятельности и развития гармоничной личности выпускника, востребованного на современном рынке труда. Одним из важных ресурсов воспитательной работы являются социальные партнеры: - Управление молодежной политики и информации по ГО Богданович; - Деловой и культурный центр; - Центральная районная библиотека; - Музей Богдановичского ОАО «Огнеупоры»; - Богдановичский краеведческий музей; - Литературный музей Степана Щипачѐва; - ГИБДД, отдел профилактической работы; - Подразделение по делам несовершеннолетних (согласно утвержденного плана совместной деятельности); - Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Центральная районная больница. Календарный план воспитательной работы включает в себя общегосударственные праздники, памятные даты, мероприятия по формированию ЗОЖ, акции, конкурсы патриотической направленности, дни карьеры, дни открытых дверей и др. Студенты Богдановичского политехникума принимают активное участие в проводимых в области мероприятиях, направленных на развитие профессиональных качеств, стремление освоить выбранную профессию. Участвуя в соревнованиях, студенты занимают призовые места. Участие обучающихся в Международных, всероссийских и межрегиональных конкурсах, олимпиадах и проектах Наименование конкурса Евро-Азиатский Чемпионат профессионального мастерства "Уральские берега" III Международный творческий конкурс «Весна! Пасха! Вдохновение» Международный конкурс по информатике «Информационная безопасность для студентов» Международная олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2023 Математика Всероссийский Конкурс «Страна мастеров» 27 Результат 1 Диплом за 1 место 1 Диплом за 3 место Диплом 1 степени Диплом за 3 место 6 Дипломов за 1 место 2 Диплома за 2 место 2 Диплома за 3 место Диплом за 1 место Участие обучающихся в областных, окружных, районных олимпиадах, чемпионатах и конкурсах Наименование конкурса Региональная олимпиада «Грани знаний» по информатике Вторая областная студенческая олимпиада по профилактике и противодействию коррупции Областной конкурс презентаций «Физика вокруг нас» Областной IT -конкурс «Молодѐжь: культура и досуг» Алапаевский многопрофильный техникум Областной Военно - патриотический конкурс «Солдатская звезда». Окружная дистанционная олимпиада по дисциплине «Информатика» Результат 2 Диплома 2 степени 1 Диплом 1 степени Грамота 1 место Диплом 1 место Диплом 2 степени Диплом за 3 место Диплом за 3 место Ежегодно политехникум принимает участие в олимпиадах профессионального мастерства, конкурсах, выставках, акциях, в 2023 году обучающиеся, кадеты, учителя и преподаватели приняли участие в следующих мероприятиях: 1. Международный конкурс по информатике «Информационная безопасность для студентов»; 2. Международный конкурс эссе «Дорога в профессию»; 3. Международная олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2023 по математике; 4. Всероссийская акция «Цифровой диктант – 2023»; 5. X Всеросийская олимпиада по информатике; 6. XIV Всероссийская НПК: «СПО - новое качество: проблемы и практические решения »; 7. Всероссийский конкурс Флагманы в образовании; 8. Всероссийский онлайн конкурс «30 лет Конституции России - проверь себя»; 9. Всероссийский Конкурс «Страна мастеров»; 10.Всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей»; 11.Всероссийский патриотический онлайн - диктант «Февральский свет Победы»; 12.XII Научно- практической конференции для образовательных организаций; 13.III Международный творческий конкурс «Весна! Пасха! Вдохновение»; 14.Заочный межрегиональный военно-патриотический конкурс «Служить России»; 15.III Окружная олимпиада по физике; 16.Окружной форум «Молодежь выбирает трезвость!» в Южном управленческом округе Свердловской области (ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»); 17.Областной конкурс презентаций «Физика вокруг нас»; 28 18.Областной конкурс художественного слова «Русь, Россия, Родина моя…»; 19.VII Открытый областной конкурс чтецов на русском и иностранных языках; 20.Областной фотоконкурс «Я студент»; 21.Областная олимпиада по предмету «Родной (русский) язык»; 22.Областной IT -конкурсе «Молодѐжь: культура и досуг»; 23.Областная НПК «Студент. Время. Наука»; 24.Областной конкурс «Противодействие коррупции – дело каждого!»; 25.Метапредметных олимпиадах для студентов первого курса профессиональных образовательных организаций; 26.Конкурс мастерства сварочных работ «Сварщики – Дирижеры победы». 27.Открытый интегрированный урок, посвященный Дню народного единства; 28.Всемирный день борьбы со СПИД; 29.День рождения кроссворда; 30.Проведение Дня пожилого человека. Воспитательная работа в техникуме проводится в соответствии с утвержденными документами, обеспечена кадровым составом, обладающим высокой квалификацией, инициативой и творчеством в реализации возложенных функций. Структура и система организации воспитательной работы является оптимальной и отвечает актуальным задачам образовательного процесса, соответствует требованиям ФГОС. В техникуме созданы оптимальные условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся. 29 РАЗДЕЛ 4. РАБОЧИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (УГПС 15.00.00 Машиностроение) по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) на период 2024 – 2028 гг. Богданович, 2024 В ходе планирования воспитательной деятельности рекомендуется учитывать воспитательный потенциал участия студентов в мероприятиях, проектах, конкурсах, акциях, проводимых на уровне: Российской Федерации, в том числе: «Россия – страна возможностей» https://rsv.ru/; «Большая перемена» https://bolshayaperemena.online/; «Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/; «Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru; отраслевые конкурсы профессионального мастерства; движения «Ворлдскиллс Россия»; движения «Абилимпикс»; субъектов Российской Федерации (в соответствии с утвержденным региональным планом значимых мероприятий), в том числе «День города» и др. а также отраслевых профессионально значимых событиях и праздниках. Дата Содержание и формы деятельности Участники 2 День знаний, закладка капсулы времени СЕНТЯБРЬ 1-4 курс 2 День окончания Второй мировой войны 1-4 курс 3 День солидарности в борьбе с терроризмом 1-4 курс 10 21 1-4 курс 1-4 курс 24 Международный день памяти жертв фашизма День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским (Куликовская битва, 1380 год). День зарождения российской государственности (862 год) Выборы актива групп, избрание Студенческого совета 26 День машиностроителя 1-4 курс 1-4 курс 31 Ответственные Директор БПТ, Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ ЦПВиДПМ Преподаватели истории, обществознания, кураторы групп, мастера Зам. директора по УВР Советник по воспитанию Заместитель директора по УПР, председатель ПЦК Коды ЛР 3 1,2,5 1,2,8,12 1,2 1,2,12 2,17, 20, 23 4,6,17, 25, 26, 28 27 День туризма 1-4 курс В течение месяца 1-4 курс 1 Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ОКТЯБРЬ Международный день пожилых людей 1 Организация работы спортивных и др. программ ДО 1-4 курс 2 День СПО 1-4 курс 5 День Учителя 1-4 курс 10 Родительское собрание 15 30 1-2 курс 4 8 11 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 Зам. директора по УВР Зав. отделением Зав. отделением Руководитель физвоспитания Преподаватель-организатор Студенческий совет Директор БПТ Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор 6, 24, 27 1-4 курс Зам. директора по УВР Кураторы групп Мастера п/о 4,12 День отца в России 1-4 курс 5,12 День памяти жертв политических репрессий 1-4 курс Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Преподаватели истории, обществознания Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК Посвящение в студенты В течение месяца Руководитель физвоспитания, ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 1 курс Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) НОЯБРЬ День народного единства 1-4 курс День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел 1-4 курс 1-4 курс 32 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ 9 4,6 4,6,11 3,7 2, 19, 23 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 1,4,12, 22 1,4,12 18 28 30 В течение месяца В течение месяца России Цикл бесед о ЗОЖ, профилактика правонарушений, употребления алкоголя наркотических средств День матери в России День Государственного герба РФ Проведение анкетирования студентов 1-х курсов в рамках адаптационного периода 1-4 курс 1-4 курс 1-4 курс Обучающиеся 1 курсов Зам. директора по УВР Зав. отделением Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ Кураторы групп Социальный педагог 1-4 курс Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 1 3 Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ДЕКАБРЬ День борьбы со СПИДом День неизвестного солдата 1-4 курс 1-4 курс 5 День добровольца (волонтера) в России 1-4 курс 9 День Героев Отечества 1-4 курс Зав. отделением, фельдшер Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ ЦПВиДПМ Руководитель ОБЗР Зам. директора по УВР Кураторы групп Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 1-4 курс 9 12 25 26 В течение месяца Международный день борьбы с коррупцией День Конституции Российской Федерации 1-4 курс День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации Проведение мероприятий, посвященных Новому 2025 году «Открытый разговор…» - встреча студенческого актива с директором и администрацией образовательного учреждения 1-4 курс 1-4 курс Студенческий актив учебных групп, отделений, общежития, члены студсовета 33 Преподаватель-организатор Кураторы групп, мастера п/о Зам. директора по УВР, заведующие отделениями, заведующий общежитием 3,9 11,12, 27 1,2 9, 16, 19, 21, 24, 28 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 3,9,10,12 1,4,12 6, 21 1,2 2, 3 1,2,3 1,2,3 11, 22 9, 19, 20, 21, 25 В течение месяца В течение месяца 25 27 Классный час: «Основы антикоррупционного поведения молодежи – часть правовой культуры» 1-4 курс Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ЯНВАРЬ День российского студенчества (Татьянин День) 1-4 курс День полного освобождения фашистской блокады 1-4 курс Ленинграда 1-4 курс от 1-4 курс 20 День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ФЕВРАЛЬ День воинской славы России (Сталинградская битва, 1943) День российской науки, 300-летие со времени основания Российской Академии наук (1724) Родительское собрание по итогам 1 семестра 22 День защитника Отечества 1-4 курс В течение месяца В течение месяца Военно-спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!» 1-4 курс Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) МАРТ 1-4 курс В течение месяца 2 8 2, 21 3, 21 Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор ЦПВиДПМ 2,11 Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 1,2 1-4 курс Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 1-4 курс Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР Зам. директора по УПР Зам. директора по УВР Кураторы групп Мастера п/о Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ ЦПвиДПМ Руководитель физвоспитания Преподавательорганизатор ОБЗР Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 1-4 курс 1-4 курс 34 Зам. директора по УВР Кураторы групп 1,2 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 1,2 1,4 4,12 1,11 1, 2, 5 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 8 Международный женский день 1-4 курс 18 19,20 День воссоединения Крыма с Россией Дни открытых дверей 1-4 курс 1-4 курс В течение месяца 1-4 курс 7 Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) АПРЕЛЬ Всемирный день здоровья 12 День космонавтики (викторина) 1-4 курс 21 Организация и проведение экологической недели 1-4 курс 27 День российского парламентаризма 1-4 курс Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ 2 28 Основание Союза машиностроителей России 1-4 курс В течение месяца В течение месяца Спартакиада среди сборных команд отделений по видам спорта 1-4 курс Заместитель директора по УПР Преподаватель-организатор Руководитель физвоспитания ЦПВиДПМ 4,11, 17, 18, 24, 28 3,9 1-4 курс Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 1 Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) МАЙ Праздник весны и труда 7 Акция «Окна победы» 1-4 курс 1-4 курс 1-4 курс 35 Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Студенческий совет Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК Руководитель физвоспитания ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зав. отделением ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР Заместитель директора по учебнопроизводственной работе Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор 11,12, 27 1,2 4,11, 25, 26 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 3, 9 2 10 10, 17, 19, 28 1,2 9 День Победы 1-4 курс 1-4 курс 18 Эстафета, спортивные соревнования, посвященные Дню Победы Международный день музеев 24 День славянской письменности и культуры 1-4 курс В течение месяца 1-4 курс 1 Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ИЮНЬ День защиты детей 5 6 День эколога Пушкинский день России 1-4 курс 1-4 курс 12 День России 1-4 курс 22 День памяти и скорби 1-4 курс 25 Отчетное заседание Студенческого совета 1-4 курс 27 В течение месяца День молодежи Организация участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, разработка конкурсной документации (по мере поступления информации) ИЮЛЬ День семьи, любви и верности День металлурга 1-4 курс 1-4 курс 8 16 1-4 курс 1-4 курс 1-4 курс 1-4 курс 36 Студенческий совет Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Руководитель физвоспитания ЦПВиДПМ Советник директора по воспитанию Педагог-организатор Зам. директора по УВР Преподаватель-организатор Преподаватели русского языка и литературы Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Преподаватель-организатор Преподаватели русского языка и литературы Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Зам. директора по УВР ЦПВиДПМ Директор БПТ Студенческий совет Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Советник директора по воспитанию Председатели ПЦК Зам. директора по УВР Зам. директора по УПР 1,2 1,9 5,11 11 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 3,12 2,9 2 1,2,12 1,2,12 1,2,11, 19, 21, 23 6 2,3,15,16,17, 23, 25, 26, 28 12 4,11 Педагог-организатор 22 23 АВГУСТ День Государственного Флага Российской Федерации День воинской славы России (Курская битва, 1943) 1-4 курс 1-4 курс 27 День российского кино 1-4 курс 37 Руководитель физвоспитания Зам. директора по УВР Заместитель директора по учебнопроизводственной работе Зам. директора по УВР 1,2 1,2 5,11