ОП.12 Основы логистики

Приложение

к программе СПО 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по
видам).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГАПОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 «Основы логистики»

Специальность 23.02.01
Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев

2024

СО

Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин ГАПОУ СО «БПТ»
Протокол № f p
о т « ol6 »
2024 г.
тель цикловои комиссии
/ И.А. Озорнина

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12 «Основы логистики»
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по
специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 20 марта 2024 г. № 176 (далее - ФГОС СПО) и с учетом запросов
регионального рынка труда.

Организация-разработчик:
Г осударственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум».
Разработчики:
Снежкова Елена Владимировна, преподаватель ГАПОУ СО «БПТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ

4

УЧЕБНОЙ

5

УЧЕБНОЙ

9

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
дисциплины

И

СОДЕРЖАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Основы логистики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы логистики» является вариативной
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК.1-9, ПК.3.1-3.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания.
К од
ПК, ОК, ЛР
П К 3.1 -3 .3
О К 1 -О К 9

У м ения

Знания

- строить транспортны е
л о ги сти чески е цепи;
- рассчи ты вать показатели кач ества и
эф ф ек ти вн ости транспортной
логисти ки;
- оп ределять класс и степень
опасности перевозим ы х грузов;
- определять сроки д оставки и
тр ан сп ортаб ел ьн ость грузов;
- строи ть тран сп о р тн о ­
техн ол оги чески е схем ы перевозок
отдельн ы х видов грузов;
- оф орм л ять докум енты .

- к л асси ф и кац и ю опасны х грузов;
- поряд ок нан есен и я знаков
опасности ;
- назн ач ен и е и ф ункциональны е
возм ож н ости систем , прим еняем ы х
в грузовой работе;
- прави л а перевозок грузов;
- орган изац ию грузовой работы на
тр ан сп орте (по видам транспорта) в
целом и н а объектах в частности;
- операции, вы полняем ы е при
участи и в п еревозках двух и более
стран;
- д оку м ен ты н а м еж дународны е
перевозки;
- ф орм ы перевозоч н ы х докум ентов;
- орган и зац и ю работы с
клиентурой;
- м еры безопасности при перевозке
грузов, особенно опасны х;
- м еры по обеспечению
сохран ности при перевозке грузов;
- ц ели и пон яти я логистики;
- особ ен ности ф ункционирования
вн утри производственн ой
логисти ки;
- осн овны е п ри н ц и п ы транспортной
логистики.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
В ид уч ебн ой работы

О бъем часов

О бъем обр азов ател ь н ой п р огр ам м ы уч ебн ой ди сц и п л и н ы

124

в том числе:
теоретическое об учение

60

практи ческие занятия

50

К онсультации

4

С ам остоятельная раб ота

4

П р ом еж уточ н ая аттестац и я в ф орм е эк зам ен а

6

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Н аим енование
р а зд е л о в и тем

С одерж ан и е учебн ого м атер и ал а и ф орм ы ор ган и зац и и дея тел ь н ост и обучаю щ и хся

О бъ ем
часов

1

2

3
8

Т ем а 1
П о н я ти е , виды,
ц е л и и ф ункции
л о ги с т и к и

Т ем а 2
М ето д о л о ги ч е ск
ие о с н о в ы
л о ги с ти к и

Т ем а 3
З ак у п о ч н ая
логисти ка

Т ем а 4
П р ои звод ствен н

С одерж ание учебного м атер и ал а
1. И стория возникновения л оги сти ки , этапы ее развития.
2. Ц ели и задачи логистики
3. Л огистически е ф ункции
В том числе прак ти ч еск и е зан я ти я
1.О пределение ф ункц ион альн ы х областей логистики
С одерж ание учебн ого м атер и ал а
1. М етодология логистики
2. У правлен ие м атериальн ы м и потокам и
3. У правлен ие и н ф орм аци онны м и потокам и
4. Л огистически е систем ы
В том числе п р ак ти ч еск и е зан я ти я
1.Р асчет совокупного м атери альн ого потока
С одерж ание учебн ого м атер и ал а
1.С ущ ность закупочной логи сти ки . Понятия снабжения и закупок
2. Закупочная политика
3. Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике. М етод быстрого реагирования
В том числе п р ак ти ч еск и е зан я ти я
1.О пределение опти м альн ого р азм ера заказа и общ их затрат н а заказы
2. Нормирование расхода материал ьных ресурсов и определение потребности в них
3. Определение способа закупок
4. Выбор поставщика
С одерж ание учебного м атер и ал а
1.С ущ ность прои зводственн ой логистики

К од ы к ом п етен ц и й ,
ф ор м и р ован и ю
к отор ы х
сп особствует
эл ем ен т пр огр ам м ы
4
OK 1 - О К 9 , П К 3.1П К З .З

2
2
10

О К 1 -О К 9, П К 3.1-

п к з.з

2
2
14

О К 1 -О К 9, П К 3.1-

п к з.з

8
2
2
2
2
14

OK 1 - О К 9 , П К 3.1П К 3.3

6

ая л о ги с ти к а

Т ем а 5
Р асп р ед ел и тел ь
нал л о ги с ти к а

Т ем а 6
Т р ан сп ортн ая
л о ги с ти к а

Т ем а 7
С к л ад ск ая
л о ги с ти к а

2. С пособы управления м атери альн ы м и потокам и н а производстве
3. Организация производственных процессов и возможности оптимизации материальных потоков в
пространстве и времени
4. Организация рациональных материальных потоков в непоточном производстве
В том числе прак ти ч еск и е зан яти я
1 .С равнительная характер и сти ка двух способов уп равлени я м атери альн ы м и потокам и
2 О пределение объем ов прои звод ства
3 Реш ение кейсов
С одерж ание уч ебн ого м атер и ал а
1. С ущ ность и задачи расп ред ел и тел ьн ой л оги сти ки
2. Логистические каналы и логистические цепи
3. Распределительная инфраструктура товарных рынков
В том числе прак ти ч еск и е зан яти я
1. О пределение показателей расп ред елительной логисти ки
2. Организация службы сбыта на предприятии
С одерж ание уч ебн ого м атер и ал а
1. С ущ ность и задачи тран сп ортн ой логистики
2. Транспортные тарифы и правила их применения
В том числе п р ак ти ч еск и е зан я ти я
1. Расчет сроков д оставки п родукц ии различ ны м и видам и тр ан сп орта
2. Выбор вида транспортного средства и составление маршрутов движения транспорта
3. П реим ущ ества и н едостатки разны х ви дов тр ан сп орта
4. С ем инар «М еждународный опыт логистизации транспортного обслуживания и перспективы
развития логистических транспортных сетей в России»
С одерж ан и е учебн ого м атер и ал а
1. С ущ ность операций складировани я и грузопереработки.
2. Ф ункции складов, их н али чи е и расп олож ени е
3. М есто склада в л оги сти ч еско й си стем е и общ ая н аправлен ность его техни ческой
оснащ енности
В том числе п р ак ти ч еск и е зан яти я
1. О пределение объем ов грузопереработки

6
2
2
2
10

4
2
2
12

OK 1 - О К 9 , П К 3.1ПКЗ.З

OK 1 - О К 9 , П К 3.1п к з .з

8
2
2
2
2
10

О К 1 - О К 9, П К 3.1п к з .з

4
2

7

Т ем а 8
У п р ав л ен и е
зап асам и

Т ем а 9
И н ф ор м ац и о н н а
я л о ги с ти к а

Т ем а 10
Л оги сти ч ески й
сервис

Т ем а 11
Л о ги сти ч ески е
и зд ер ж к и и их
учет

2. Л огистический процесс на складе. О ргани заци я склада
С одерж ание уч ебн ого м атери ала
1. П онятие и назначение запасов продукц ии
2. К лассиф икация запасов
В том числе п р ак ти ч еск и е занятия
1. О пределение парам етров складского хозяй ства
2. О пределение эконом ических показателей
3. У правление созданием и использовани ем запасов
С одерж ание уч ебн ого м атериала
1. П онятие и сущ ность ин ф орм аци онной логисти ки
2. Информационные технологии в логистике и принципы построения информационных
логистических систем
В том ч и сле п р ак ти ч еск и е занятия
1. Классификация и идентификация товара. Кодирование информации, штриховые коды
2. П остроение логисти ческой информационной системы управления материальным потоком
С одерж ание у ч ебн ого м атериала
1. Понятие и сущность логистического сервиса
2. Логистические центры, парки
В том числе п р ак ти ч еск и е занятия
1. Расчет показателей сервисной л огисти ки
2. Формирование логистического сервиса
С одерж ание уч ебн ого м атериала
1. Показатели логистики
2. Логистические издержки
В том ч и сле п р ак ти ч еск и е занятия
3. Особенности учета логистических издержек

К он сул ь тац и и
Э к зам ен
С ам остоя тел ь н ая работа обучаю щ ихся:
С ам остоятельн ая проработка конспектов занятия, учебной литературы .
П о д го то в к а к пром еж уточной аттестации
ИТОГО

2
10

6
2
2
2
8

4
2
2
8

4
2
2
6

OK 1 - О К 9 , П К 3.1П К 3.3

О К 1 - О К 9, П К 3.1пкз.з

OK 1- ОК 9, П К 3.1пкз.з

О К 1- О К 9, П К 3.1пкз.з

2
2
4
6
4

124

8

3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ЗЛ. Для реализации программы профессионального модуля должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет: посадочные места по количеству обучающихся;
рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место мастера
производственного обучения с комплектом оборудования.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением и проектор; учебные фильмы и презентации;
комплект учебно-наглядных пособий и плакатов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемых
для
использования
в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. М.: Транспорт,
2019. -206с.
2. Александров О.А. Логистика: Учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. -216с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. [Электронный ресурс]: Основы планирования и оценки эффективности
логистических систем : учеб, пособие / А. А. Яшин, М. Л. Ряшко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. - 52 с
Режим доступа: https ://elar.urfu.ru/bitstream/l 0995/28663/1/978-5-79961222-1 2014.pdf
2. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы
логистики: учебник / под ред. Б. А. Аникина и Т. А. Родкиной. — Москва
: Про спект, 2013. — 344 с.
Режим доступа: https://www.booksite.ru/
3. Шумаев, В. А. Основы логистики : учеб, пособие / В. А. Шумаев. — М. :
Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с.
Режим доступа: https://www.mпt.ш/content/Oблoжкa.pdf?id_vf=79906

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Р езул ь таты обучения
Знания:
- класси ф икацию опасны х
грузов;
- порядок нанесения знаков
опасности;
- назначение и
ф ункциональны е
возм ож ности систем ,
при м еняем ы х в грузовой
работе;
- правила перевозок
грузов;
- организацию грузовой
работы на транспорте (по
видам транспорта) в целом
и на объектах в частности;
- операции, вы п олн яем ы е
при участии в перевозках
двух и более стран;
- докум енты на
м еж дународны е перевозки;
- ф орм ы п еревозочны х
докум ентов;
- организацию работы с
клиентурой;
- м еры безопасности при
перевозке грузов, особен но
опасны х;
- м еры по обесп ечению
сохранности при перевозке
грузов;
- цели и понятия
логистики;
- особенности
ф ункционирования
внутри производственн ой
логистики;
основны е
п ри н ц и п ы
транспортной логистики.
У мения:
- строить транспортны е
л огисти ческие цепи;
- рассчи ты вать показатели

К р и тер и и оценки

М етоды оценки

В соответстви и с
уни версальной
ш калой оценивания не
ни ж е 70% правильны х
ответов
Д ем он страц и я знаний

перевозку груза,

О ц ен ка преп од авател я и взаи м ооцен ка
практи ческой раб оты по перечню
критериев.
О цен ка преподавателя результатов
вы п олн ени я и защ иты практических
раб от по оценочной ведомости.
О цен ка преподавателя письм енной
раб оты по эталону.
О цен ка преподавателя результатов
устн ы х ответов по образцу

В соответстви и с
уни версальной
ш калой оценивания не
ни ж е 70% правильны х
ответов

О цен ка преподавателя и взаим ооценка
практи ческой работы по перечню
критериев.
О ц ен ка преподавателя результатов
вы п олн ени я и защ и ты практи ческих

класси ф икации
грузов, оф орм ление
докум ен тац и и на

10

качества и эф ф екти вности
транспортной логисти ки;
- определять класс и
степень опасности
перевозим ы х грузов;
- определять сроки
доставки и
транспортабельность
грузов;
- строить тран сп о р тн о ­
технологи ческие схем ы
перевозок отдельн ы х видов
грузов;
- оф орм лять докум енты .

Н анесени е знаков
опасности,
орган изовы вать
раб оту п ерсонала по
обработке
п еревозочны х
докум ентов

работ по оценочной ведом ости.
О ц ен ка п реподавателя письм енной
р аб оты по эталону.
О цен ка преп од авател я результатов
устн ы х ответов по образцу

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».