СГ.06 Основы бережливого производства

Приложение к программе СПО
.23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ГАПОУ
СО
политехникум»
ВД. Тришевский
2024 г.
Cot-C'АГ. f

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 Основы бережливого производства

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев

2024

Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ
СО
«Богдановичский
политехникум»
от «J£» &'№4ct/ 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/ И.А. Озорница

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 ОСНОВЫ
БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам), Приказ Минпросвещения
России от 20.03.2024 N 176.

Организация-разработчик:
Г осударственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»

Автор:
Замана Татьяна Андреевна, преподаватель высшей квалификационной
категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович.

2

СОДЕРЖ А НИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

СОДЕРЖАНИЕ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 Основы бережливого производства
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства является
обязательной
частью
социально-гуманитарного
цикла
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Учебная дисциплина СГ.06 Основы бережливого производства
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по
видам деятельности ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии OK 1, ОК
5, ОК 7, ОК 9.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
К од1
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1,ОК
2, ОК 4,
ОК 7

- осуществлять профессиональную
деятельность с соблюдением
принципов бережливого
производства;
- моделировать производственный
процесс и строить карту потока
создания ценности;
- применять методы диагностики
потерь и устранять потери в
процессах;
- применять ключевые
инструменты анализа и решения
проблем, оценивать затраты на
несоответствие;
- организовывать работу
коллектива и команды в рамках
реализации проектов по
улучшениям;
- применять инструменты
бережливого производства в
соответствии со спецификой бизнеспроцессов
организации/производства

- принципы и концепцию
бережливого производства;
- основы картирования потока
создания ценности (создание карт
целевого, идеального и текущего
состояния потока создания
ценности);
- методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
- инструменты бережливого
производства;
- принципы организации
взаимодействия в цепочке процесса;
- виды потерь и методы их
устранения;
- современные технологии
повышения производительности
труда;
- технологии внедрения улучшений
производственного процесса;
- систему подачи предложений по
улучшению в области повышения
эффективности труда

1Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины.

4

2. С Т Р У К Т У Р А И С О Д Е Р Ж А Н И Е У Ч Е Б Н О Й ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем
часов
36

теоретическое обучение

16

практические занятия

16

Самостоятельная работа

2

Консультации
Промежуточная аттестация в дифференцированного
зачета

2

Вид учебной работы

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

6
4

OK 1, ОК 2, ОК
4, ОК 7

Раздел 1 Береж ливое производство: основные понятия, принципы, м ет одология, проблемат изаиия

Содержание учебного материала
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Области
применения бережливого производства (БП). История создания моделей бережливого
производства. Преимущества и недостатки БП.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Фабрика процессов как эффективный способ обучения
оптимизации производственного процесса (деловая имитационная игра)
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Принципы и
Целеполагание в концепции БП. Принципы БП. Поток создания ценности. Цели
концепция
применения карт потоков. Уровни потока создания ценности. Виды и принципы
системы БП.
картирования процесса. Этапы проведения картирования.
Картирование В том числе практических занятий
потока создания Практическое занятие № 2. Понятие и этапы бережливого проекта. Разработка
ценности.
паспорта учебного проекта на выбранную тематику. Картирование потока создания
Потери и
ценностей в соответствии с предложенным алгоритмом2
действия,
добавляющие
ценность
Содержание учебного материала
Тема 1.3
Тема 1.1
Основные
понятия и
методология
бережливого
производства

2

4
2

ОК 1, ОК 2, ОК
4, ОК 7

2

4

ОК ЦОК 2, ОК

2 Алгоритм может быть адаптирован с учетом особенностей и специфики вида профессиональной деятельности

6

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Методы решения Проблемно-ориентированное мышление. Определение и формулирование проблемы.
Определение ключевых причин возникновения проблемы. Технологии анализа
проблем
проблем. Квалификация видов потерь по системе ЗМ. Источники потерь и способы их
устранения
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Выбор инструментов решения проблемы в рамках
реализуемого учебного проекта по результатам картирования

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

4, ОК 7

2

Р аздел 2 Реализация принципов береж ливого производст ва в проф ессиональной деятельности

Тема 2.1
Методы и
инструменты
бережливого
производства

Тема 2.2
Внедрение
методов
бережливого
производства

Содержание учебного материала

6

Основные инструменты БП (области применения, адаптация под вид профессиональной
деятельности): стандартизированная работа, система рационализации рабочего места
(5S),
методика всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ), методика быстрой переналадки
(SMED), методика защиты от непреднамеренных ошибок (Poka-yoke), методика
непрерывного улучшения (кайдзен), встроенное качество, метод организации
производства «точно в срок» (канбан)
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Применение инструментов бережливого производства в
учебном проекте. Система рационализации рабочего места (5S) в соответствии со
спецификой и профессиональной направленностью
Содержание учебного материала
Модель внедрения БП. Целеполагание в бережливой организации. Организационная
структура в концепции БП. Ключевые показатели эффективности работы.
Производственная культура на рабочем месте. Типичные ошибки применения методов
БП

4

OK 1, ОК 2, ОК
4, ОК 7

2

4
2

ОК 1, ОК 2, ОК
4, ОК 7

7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Определение моделей внедрения бережливого
производства. Варианты внедрения БП с использованием метода диагностики
скрытых потерь
Содержание учебного материала
Тема 2.3
Технологии
Лидерство как новый тип производственных отношений. Вовлечение персонала в БП,
лидерства,
организация работы с производственными инициативами и предложениями по
вовлечения и улучшениям. Технологии мотивации и стимулирование качества. Квалификация
мотивации
персонала и обучение
персонала
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Применение методов мотивации персонала в рамках
учебного проекта
Дифференцированный зачет - Презентация и защита итогового бережливого проекта по выбранной
тематике
Консультация
Самостоятельная работа
Итого:

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

4
2

ОК 1,ОК 2, ОК
4, ОК 7

2

4
2
2
36

8

3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

3.1.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием:
Стол преподавателя
Стул компьютерный
Столы ученические
Стулья ученические
Доска меловая (магнитная) маркерная
Стеллаж книжный
Рециркулятор воздуха бактерицидный
УФ-лампа
Персональный компьютер
Образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1;
жгут кровоостанавливающий;
аптечка индивидуальная АИ-2;
комплект противоожоговый;
индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые
Образцы средств пожаротушения (СП)
Макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи
Макет автомата Калашникова
Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи
Комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника
безопасности»
Комплекты индивидуальных средств защиты
Медицинская аптечка
Тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде
Имитаторы ранений и поражений
Образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО),
средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой
прибор химической разведки, компас-азимут;
дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности)
Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности
9

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемых
для
использования
в
образовательном процессе
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.2.1. Электронные издания
Бродецкий, Г. Л. Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса
поставок: учебник для среднего профессионального образования / Г. Л. Бродецкий, В.
Д. Герами, А. В. Колик, И. Г. Шидловский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. —
322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10776-0. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/517345
Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 3-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 76 с. — ISBN 978-5-507-48836-0. — Текст:
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/boolc/364793
Вершинин, О. Как помогает бережливое производство и для какого бизнеса подходит
/О. Верщинин. - Текст: электронный // Интернет-портал - ООО «НЕИРОС». СанктПетербург, 2024— URL: https://neiros.ru/blog/management/kak-berezhlivoe-proizvodstvopomozhet-i-dlya-kakogo-biznesa-podoydet/
Киселев, А.А. Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. —
Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:
https://book.ru/book/93 8341
Клюев, А. В. Бережливое производство: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под
редакцией И. В. Ершовой. 3-е изд. — Саратов, Екатеринбург: Профобразование,
Уральский федеральный университет, 2024. — 87 с. — ISBN 978-5-4488-0447-2, 9785-7996-2900-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR
SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/139518.html
Симонова, М. В. Экономика труда: учебник для среднего профессионального
образования / М. В. Симонова [и др.]; под общей редакцией М. В. Симоновой. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 259 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13411-7 ■
—Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519424
Староверова, К. О. Основы бережливого производства: учебное пособие для среднего
профессионального образования / К. О. Староверова. — Москва: Издательство
Юрайт, 2024. — 74 с. •—- (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-164732. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —- URL:
https://urait.rn/bcode/544921
Шмелёва, А.Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие /
А.Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://edanbook.com/book/171543

3.2.2. Дополнительные источники
1. Виниченко, В. А. Бережливое производство: учебное пособие / В. А. Виниченко. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. - 100 с. - ISBN 978-5-7782-4328-6. - Текст:
электронный. - URL: https://znaniimi.com/catalog/product/1869254
10

2. Вэйдер, М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по
внедрению методик бережливого производства: справочник / М. Вэйдер // Москва:
Альпина Паблишер, 2020. - 125 с.
3. ГОСТ Р 56407-2023. Бережливое производство. Основные инструменты и методы их
применения: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2023 г. N 1292-ст: дата
введения 2024-02-01. — Москва: Гост Ассистент. — 16 с.— URL:
https://gostassistent.ru/doc/7cfeecc4-ac82-4555-af8f-7e0394244343
4. ГОСТ Р 56020-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое
производство. Основные положения и словарь: утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
19 августа 2020 г. N 513-ст: дата введения 2021-08-01. — Москва: Гост Ассистент. —
20 с.— URL: https://gostassistent.ru/doc/9bdeb20e-l If9-4ed2-9elf-031cbccc3081
5. Развитие бережливых производственных систем в России: новые методы и модели:
монография / Ю. П. Адлер, Э. В. Кондратьев, Н. А. Гудз [и др.]; под редакцией Ю. П.
Адлера, Э. В. Кондратьева. — Москва: Академический Проект, 2020. — 207 с. —
ISBN 978-5-8291-2910-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://edairbook.com/boolc/132255

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результ ат ы обучения

Крит ерии оценки

М ет оды оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Тестирование.
- демонстрирует системные знания об
- принципы и концепцию
Устный опрос.
принципах становления и развития
бережливого производства
Наблюдение за ходом
бережливого производства;
выполнения
формулирует основные понятия
практических работ.
бережливого производства;
Оценка решений
поясняет содержание принципов
бережливого
производства
в ситуационных задач и
выполнения
соответствии
с
направленностью
проектной работы.
профессиональной деятельности
Промежуточная
- основы картирования
описывает основные подходы к
аттестация.
потока создания ценности
картированию потока создания ценности
- владеет основными понятиями для
(создание карт целевого,
картирования процесса
идеального и текущего
состояния потока создания
- составляет карты целевого, идеального
ценности)
и текущего состояния потока создания
ценности
- демонстрирует системные знания о
действиях, добавляющие ценности и
уменьшающих потери
- методы выявления,
владеет
основными
методами
анализа и решения проблем выявления и анализа проблем
- формулирует перечень необходимых
производства
шагов/действий для решения проблем
- инструменты бережливого - демонстрирует системные знания об
инструментах
бережливого
производства
производства
и
областях
его
применения;
- оперирует знаниями при выборе
инструментов
для
решения
производственной задачи, приводит
теоретическое
обоснование
потенциальной пользы и рисков
- демонстрирует знания при анализе в
- принципы организации
взаимодействия в цепочке
цепочке процесса
описывает
последовательность
процесса
организационных
действий
для
улучшения процесса
- виды потерь и методы их
- демонстрирует знания по типизации
производственных потерь и причинах их
устранения
возникновения
- демонстрирует системные знания о
- современные технологии
ключевые показатели эффективности
повышения
бережливого производства
производительности труда
12

Результ ат ы обучения

- технологии внедрения
улучшений
производственного
процесса

Крит ерии оценки

М ет оды оценки

владеет
основными
понятиями
реинжиниринга и демонстрирует знания
инструментов процесса преобразований
описывает основные подходы к
технологии
мотивации
персонала,
принципы и методики вовлечения
персонал в процесс непрерывных
улучшений
- формулирует перечень необходимых
шагов для подачи предложений по
улучшениям

- систему подачи
предложений по
улучшению в области
повышения эффективности
труда
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Кейс-метод.
- осуществлять
- демонстрирует понимание способов
Деловая игра.
реализации принципов бережливого
профессиональную
Оценка решений
производства
в
профессиональной
деятельность с
деятельности
при
решении ситуационных задач.
соблюдением принципов
Выполнение и защита
производственных задач
бережливого производства
проектной работы.
- демонстрирует навык картирования
- моделировать
Промежуточная
потока создания ценности
производственный процесс
аттестация.
выбирает средства и методы
и строить карту потока
моделирования
и
описания
процесса
создания ценности
демонстрирует умение выявлять,
- применять методы
диагностировать
и устранять потери в
диагностики потерь и
процессах
устранять потери в
процессах
- осуществляет и аргументирует выбор
- применять ключевые
инструментов диагностики проблем
инструменты анализа и
- оценивает «цену» производственной
решения проблем,
ошибки и определяет возможность для
оценивать затраты на
корректирующих действий
несоответствие
- предлагает алгоритм решения с учетом
имеющихся ресурсов и ограничений
- демонстрирует умение организовывать
- организовывать работу
работу коллектива и команды в рамках
коллектива и команды в
рамках реализации проектов реализации проектов по улучшениям
по улучшениям
- демонстрирует умение выбора и
- применять инструменты
применения инструментов бережливого
бережливого производства в
производства
в
заданных
соответствии со спецификой
производственных условиях
бизнес-процессов
организации/производства

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».