Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор ЕАПОУСО «БИТ» -УгГ- с / В.Д. Тришевский « ? с >у> s/A rffs? 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.ОЗ «Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия» Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Форма обучения очная, Л-22 Срок обучения 3 года 10 месяцев Уровень подготовки базовый 2022 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технического профиля ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № у г от « 2022 г. Председат цикловои комиссии Е.В. Снежкова Рабочая программа учебной дисциплины ОП.ОЗ «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)» утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 22 апреля 2014 г. (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2021 г.) №376 (далее - ФГОС СПО). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Галкина О.Г. преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам). Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.1-9, ПК 1.2, 2.1-2.3. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания________________________ __________________________ Код ПК, ОК, ЛР Умения ОК 1-9, ПК 1.2,2.1-2.3 ЛР 14, 29 правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии,стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, - порядок и правила сертификации; знать: Знания правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии,стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 81 в том числе: теоретическое обучение 20 лабораторные работы 12 практические занятия 22 Самостоятельная работа 27 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ_____________________________________________________________________________ Н аименование разделов и тем Содерж ание учебного м ат ериала и формы организации деятельности обучаю щ ихся 1 2 Раздел 1. Стандартизация Тема 1.1 Основы Содерж ание учебного мат ериала 1.Понятие стандартизация. Цели и функции стандартизации. Краткие исторические стандартизации сведения о появлении стандартизации в России. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Категории стандартов в РФ. Международные организации ИСО, МЭК. 2.Организация работ по стандартизации в РФ. Государственная система стандартизации. Принципы и методы стандартизации. Органы и службы по стандартизации в России. 3Порядок разработки стандартов. Системы общетехнических стандартов: ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ЕСДП, ЕСКК, ГСП. 4.Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости. Система допусков и посадок. Понятие системы. Структура системы. Нормирование точности гладких цилиндрических соединений В том числе практ ических занят ий Практическая работа «Изучение структуры и содержания стандартов ЕСКД» Практическая работа «Определение годности действительных размеров» Практическая работа «Определение предельных отклонений размеров» Практическая работа «Единая система допусков и посадок» Самостоятельная работа Решение задач. Схематическое изображение полей допусков размеров. Раздел 2. Метрология Объем часов 3 3 20 Коды компет енций и личностных результатов, формированию кот орых способст вует элемент программы 4 1-9, ПК 1.2, 2.1-2.3 ЛР 14, 29 ОК 14 2 2 4 4 10 36 6 Тема 2.1 Метрология Содерж ание учебного м ат ериала 24 1.Предмет и задачи метрологии. Термины и понятия метрологии. Классификация измерений. Единицы измерений. Методы измерений. Эталоны и образцовые средства измерений. Средства измерений и их характеристика. Погрешности измерений. 2.Меры и измерительные приборы. Классификация измерительных приборов. Простейшие контрольно - измерительные приборы. Назначение, описание конструкции, принцип действия. 3.Метрологическое обеспечение производства. Поверка и калибровка средств измерений. Метрологическая служба в России. В том числе практ ических занятий и лаборат орны х работ 18 Практическая работа «Основные единицы СИ» 2 Практическая работа «Определение погрешностей измерений» 4 Лабораторная работа «Определение метрологических характеристик средств измерений» 2 Лабораторная работа «Измерение размеров детали при помощи штангенциркуля, микрометра» Лабораторная работа «Измерение угловых размеров» 2 2 Лабораторная работа «Измерение размеров деталей с помощью индикатора часового типа» 2 Лабораторная работа «Измерение размеров цилиндрических поверхностей с применением нутромеров» Лабораторная работа «Измерение размеров деталей индикаторной скобой, пружинной головкой» Самостоятельная работа Решение задач. Оформление отчетов по практическим и лабораторным работам Раздел 3. Сертификация Содерж ание учебного м ат ериала Тема 3.1. Сертификация продукции 1.Сертификация продукции, объекты и цели сертификации. Виды сертификации. Понятие качества продукции. Правила и порядок проведения сертификации. Аккредитация органов по сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. 2 ОК 1-9, ПК 1.2, 2.1-2.3 ЛР 14, 29 2 10 17 10 ОК 1-9, ПК 1.2, 2.1-2.3 ЛР 14. 29 7 2.Объекты и проблема управления качеством. Методологический подход к управлению качеством продукции. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции. З.Система менеджмента качества на предприятии. Стандарты ИСО 9000. В т ом числе п ракт и ч ески х зан ят и и Практическая работа «Изучение структуры процесса сертификации» Самостоятельная работа Подготовка сообщений о сертификации продукции, аккредитации. Подготовка к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Всего: 2 2 7 2 81 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет «Метрологии, стандартизации и сертификации». Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: - рабочее место преподавателя; - рабочие места для обучающихся; - доска меловая (магнитная); - наглядные пособия - раздаточный материал «Допуски и посадки» - 12 шт.; - комплект универсальных измерительных инструментов (штангенциркули - 8 шт., угломеры - 4 шт.); -магнитная индикаторная стойка - 1 шт.; -часовой индикатор 1 шт.; -штангенциркуль цифровой (3 шт.) -нутромер индикаторный (3 шт.) -штангенрейсмас 1 шт.; -индикаторный глубиномер -1 шт.; -индикаторная скоба - 5 шт.; -микрометр резьбовой - 12 шт.; -набор плоскопараллельных концевых мер длины - 5 шт.; -нутромер микрометрический - 3 шт.; -синусная плита - 1 шт.; -угломер резцов - 1 шт.; -шагомер - 1 шт.; Комплект плакатов «Средства измерения и контроля в машиностроении» - 10 шт.; Комплект плакатов «Допуски и посадки» - 10 шт. Технические средств обучения: - компьютер, мультимедиапроектор, экран. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ГОССТАНДАРТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gost.ru. 2. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fundmetrology.ru. 3. Коротков В.С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / В.С. Коротков, А.И. Афонасов. — Электрон, текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 186 с. — 978-5-4488-0020-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66391.html 4. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / Зайцев С.А. под общ. ред., Вячеславова О.Ф., Парфеньева И.Е. — Москва : КноРус, 2021. — 174 с. — ISBN 978-5-40607926-3. — U R L : https://book.ru/book/938466 5. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / Шишмарев В.Ю. — Москва : КноРус, 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-406-08290-4. — URL: https://book.ru/book/940950 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации Изложение правовых основ, целей, задач, принципов, основных понятий, объектов и средств метрологии, стандартизации и сертификации Демонстрация знаний по определению видов показателей качества продукции и методов их определения Демонстрация знаний о технологическом обеспечении качества продукции Демонстрация знаний о правилах, видах и порядке сертификации продукции Оценка преподавателем результатов устных ответов и письменных работ, выполнения практических и лабораторных работ В результате освоения учебной Составление схем дисциплины обучающийся должен процесса сертификации уметь: применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации Оценка преподавателем результатов устных ответов и письменных работ, выполнения практических работ 10