Приложение к программе СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» овичскцйщолитехникум» _______ С.М. Звягинцев 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Форма обучения очная, группа Св-21 Срок обучения 2 года 10 месяцев 2021 Программа рассмотрена на заседание ПЦК подготовки квалифицированных рабочих ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № /О от «с^Г» 2021 г. Председателе цикловой комиссии _____ / Т.А. Замана Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Феде рального государственного образовательного стандарта среднего профессио нального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Свар щик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), приказ Мино брнауки № 50 от 29 января 2016 года, с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020г., и с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учре ждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Черданцева Тамара Исаевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ i.l. Место дисциплины в структуре основной образовательной програм мы: Учебная дисциплина ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ является обязательной частью профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Учебная дисциплина ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК 3, ОК 6, ПК 1.1, ПК 2.1 - 2.4. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код 1 ПК, ОК Умения Знания ОК 2 ОКЗ ОК6 ПК 1.1 ПК 2.1 2.4 уметь: - определять максимально допустимый сварочный ток источника питания; - выбирать источник питания; - читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; - рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; - использовать в работе электроизмерительные приборы; знать: - характеристики источников питания и требования к ним; - режимы работы источников питания; - устройство, принцип работы и технические характеристики сварочных трансформаторов, их электромагнитные схемы; - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления провод ников; - методы расчета и измерения основных параметров простых элек трических, магнитных и электрон ных цепей; - свойства постоянного и перемен ного электрического тока; - принципы последовательного и параллельного соединения провод ников и источников тока; V 1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины. 4 - электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устрой ство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и перемен ного тока, их устройство и принцип действия; - правила пуска, остановки электро двигателей, установленных на экс плуатируемом оборудовании; - аппаратуру защиты электродвига телей; - методы защиты от короткого за мыкания; - заземление, зануление____________ 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 60 в том числе: теоретическое обучение 18 практические занятия 22 Самостоятельная работа 17 Консультации 3 Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета 6 I -Г -jjrJFi •t у V 4. *g £ v • :f 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся ■ !' к ■' ! 2 1 Раздел 1. Введение в электротехнику Содержание учебного материала Тема 1.1. Электрическое 1 Понятие о формах материи: вещество, поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Диэлектрическая проницаемость, поле 2 Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Закон Кулона, и его применение для расчета элементарного поля. 3 Проводники в электрическом поле. Электропроводность. 4 Электрический ток в проводниках: величина и направление тока, направление тока, плотность тока. Удельные проводимость и сопротивление, электропроводность и сопротивление проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры (Закон Джоуля-Ленца). В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Решение задач на применение закона Кулона, закона Джоуля-Ленца». Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Подготовка сообщений на темы: Термоэлектронная, фотоэлектронная эмиссия, ее практическое использование; Получение электрического тока в вакууме; Электрический ток в полупроводниках. Содержание учебного материала Тема 1.2. Электрические 1 Элементы электрических цепей, их классификация. Последовательное и параллельное соединений резисторов. Простые электрические цепи. ЭДС, мощность и коэффициент цепи полезного действия приемника электрической энергии. Электроизмерительные приборы, Постоянного правила их подключения в цепи электрического тока. тока 2 Режимы работы электрических цепей. Работа источника электрической энергии. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома, Кирхгофа. Объем Коды компе в ча тенций, фор мированию сах которых спо собствует эле мент програм мы 4 3 6 ОК 2, ОК 3, ОК 6, 2 4 4 ПК 1.1; ПК 2 .1 -2 .4 ; ОК 2, ОК 3, ОК6 7 3 Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Расчет параметров электрической цепи. Решение задач на применение закона Ома, закона Кирхгофа» Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Расчет цепей с последовательны и параллельным соеди нением проводников. Содержание учебного материала Тема 1.3. Электромагне 1 Магнитное поле, вектор магнитной индукции. Основные характеристики магнитного поля. тизм Единицы измерения электрических и магнитных полей. 2 Электромагнетизм и магнитные цепи. Основные элементы магнитных цепей. В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Расчет параметров конкретной магнитной цепи с применением закона полного тока» Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Проработка конспекта. Решение задач на расчет основных характеристик магнитного поля. Содержание учебного материала Тема 1.4. Электрические 1 Получение переменного тока. Параметры переменного тока. Цепи переменного тока. Мощность цепи переменного в цепях переменного тока (активная, реактивная, полная). Трехфазная система переменных то тока ков. Роль нулевого провода В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Последовательное соединение проводников и проверка падения напря жения. Параллельное соединение проводников и проверка 1-го закона Кирхгофа. Расчет мощ ности в цепях переменного тока» Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Решение задач на определение параметров цепей синусоидального тока. Построение векторных диаграмм для электрической цепи. Раздел 2. Электротехнические устройства Содержание учебного материала Тема 2.1. 2 •г 4 6 ПК 1.1 ОК 2, ОК 3, 0К 6 2 2 6 ПК 1.1 ОК 2, ОК 3, ОК6 4 4 2 ОК 2, ОКЗ, 8 Источники 1 Источники питания постоянного и переменного тока, их классификация и назначение питания свароч ной дуги Тема 2.2. Содержание учебного материала Устройства пре 1 Устройство, принцип действия, технические характеристики сварочных трансформаторов, образования элек назначение и область применения. Коэффициент трансформации. Мощность и КПД трансфор трического тока матора. Зависимость КПД от нагрузки. 2 Устройство, принцип действия, технические характеристики сварочных выпрямителей, назна чение и область применения. Инверторы, принцип действия, технические характеристики, назначение и их область применения. В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Сравнительное описание трансформаторов различных типов. Составле ние классификационного перечня сварочных выпрямителей. Освоение правил изменения силы сварочного тока на трансформаторе» Тема 2.3. Элек- Содержание учебного материала трические маши 1 Электрические машины: классификация, виды, типы, устройство, основные характеристики. ны Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия. Правила пуска, остановки. В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Пуск и остановка электродвигателей, установленных на электрических машинах». Тема 2.4. Содержание учебного материала Аппараты защиты 1 Аппаратура защиты электродвигателей. Методы защиты от короткого замыкания. и управления Механические характеристики нагрузочных устройств. Заземление, зануление на источниках питания сварочной дуги. В том числе, практических занятий 1 Практическая работа «Настройка заземления на источниках питания сварочной дуги». 2 Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Подготовка к промежуточной аттестации Консультации Всего: ОК6 8 ПК 1.1; ПК 2.1 -2 .4 ; ОК 2, ОК 3, ОК6 4 4 2 6 ПК 1.1; ПК 2.1 -2 .4 ; ОК 2, ОК 3, ОК6 4 3 3 60 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Лаборатория электротехники и сварочного оборудования», оснащенный оборудованием: Оборудование учебного кабинета: • рабочее место педагога; • рабочие места для обучающихся; • модели, макеты, наборы электротехнических устройств; • электроизмерительные приборы/ Технические средства обучения (использование кабинета №38 корпус № 1): • проектор; • экран; 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Аполлонский, С.М. Теоретические основы электротехники : учебное посо бие / Аполлонский С.М., Виноградов А.Л. — Москва : КноРус, 2021. — 249 с. — ISBN 978-5-406-04981-5. — URL: https://book.ru/book/939024 (дата обраще ния: 10.10.2021). — Текст : электронный. 2. Мартынова, И.О. Электротехника. Лабораторно-практические работы : учебное пособие / Мартынова И.О. — Москва : КноРус, 2021. — 136 с. — ISBN 978-5-406-03420-0. — URL: https://book.ru/book/936585 (дата обращения: 10.10.2021). — Текст : электронный. 3. http://elektroin/harod/ru / Библиотека электроэнергетика 4. http://www. elektroshema.ru/ Электричество и схемы 5. www.elibrary.ru 6. https://nashol.com/ Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электриче ского и электромеханического оборудования, Акимова Н.А., Котеленец М.Ф., Сенетюрихин Н.И., 2015 7. http://cjty-cnegi.ru/about.html. Всё о силовом электрооборудовании - опи сание, чертежи, руководства по эксплуатации. 3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО / П.А. Бутырин.- М.: ИЦ"Академия", 2015.- 272 с. 10 2. Долин П.А. Действие электрического тока на человека и первая помощь по страдавшим. / П.А. Долин.-М: Энергия, 1996.- 126с. 3. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учебник / Ф.Е. Евдо кимов.- М.: Академия, 2014. - 560с. 4. ГОСТ 1494-77. Электротехника. Буквенное обозначение основных величин. 5. Коцман М.М. Электрические машины: справочник / М.М. Коцман. - М.: Ака демия, 2012, - 496с. 6. Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3-Е ИЗД.)/ Новиков П.Н., [и др.].- М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 с. 7. Прошин В.М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике. Уч. пособие / В.М. Прошин.-М.: Академия, 2014.- 80 с. 8. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. Уч. пособие для УНПО / Прошин.- М.: "Академия", 2014. - 192 с. 9. Панфилов В.А. Электрические измерения: учебн. Пособие / В.А. Панфилов. - М.: Академия, 2015. - 288с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения 1 Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - Единицы измерения силы тока, напряжения, мощ ности электрического тока, сопротивления проводни ков; - Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных це пей; - Свойства постоянного и переменного электриче ского тока; Принципы последовательного и параллельного со единения проводников и источников тока; Электроизмерительные приборы (амперметр, воль тметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; - Свойства магнитного поля; Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; Аппаратуру защиты электродвигателей; Методы защиты от короткого замыкания; - Заземление, зануление. - характеристики источников питания и требования к ним; режимы работы источников питания; -устройство, принцип работы и технические харак теристики сварочных трансформаторов, их элек тромагнитные схемы. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - - - Критерии оценки Методы оценки Демонстрирует знания: характеристик источников питания и требования к ним; режима работы источников питания; устройства, принципа работы и технические характе ристики сварочных трансформаторов, их электромаг нитные схемы единиц измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методов расчёта и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных це пей; свойств постоянного и переменного электрического тока; принципов последовательного и параллельного со единения проводников и источников тока; электроизмерительных приборов (амперметр, вольт метр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойств магнитного поля; двигателей постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правил пуска, остановки электродвигателей, установ ленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуры защиты электродвигателей; методов защиты от короткого замыкания; заземления, зануления. Выполнение тестовых за даний усвоенных знаний с оценкой по эталону. Умеет Выполнение тестовых за- \ о - - - Оценка преподавателя за результат устных ответов и практических работ - - - - - - - - - - 12 - рассчитывать и измерять основные параметры про стых электрических, магнитных и электронных цепей; - использовать в работе электроизмерительные при боры; - читать структурные, монтажные и простые принци пиальные электрические схемы; пускать и останавливать электродвигатели, уста новленные на эксплуатируемом оборудовании. -Определять максимально допустимый сварочный ток источника питания; - Выбирать источник питания_____________________ - определять максимально допустимый сварочный ток источника питания; - выбирать источник питания - читать структурные, монтажные и простые принци пиальные электрические схемы; - рассчитывать и измерять основные параметры про стых электрических, магнитных и электронных цепей; - использовать в работе электроизмерительные прибо ры; даний усвоенных умений с оценкой по эталону. Оценка преподавателя за результат устных ответов и практических работ 13