ОП.02 Основы электротехники

Приложение
к программе СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

овичскцйщолитехникум»
_______ С.М. Звягинцев
2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Профессия
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Форма обучения очная, группа Св-21
Срок обучения 2 года 10 месяцев

2021

Программа
рассмотрена
на
заседание
ПЦК
подготовки
квалифицированных
рабочих
ГАПОУ СО
«Богдановичский
политехникум»
Протокол № /О
от «с^Г»
2021 г.
Председателе цикловой комиссии
_____ / Т.А. Замана

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Феде­
рального государственного образовательного стандарта среднего профессио­
нального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Свар­
щик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), приказ Мино­
брнауки № 50 от 29 января 2016 года, с изменениями и дополнениями от 17
декабря 2020г., и с учетом запросов регионального рынка труда.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учре­
ждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Черданцева Тамара Исаевна, преподаватель высшей квалификационной
категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

СОДЕРЖАНИЕ

3

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

i.l. Место дисциплины в структуре основной образовательной програм­
мы:
Учебная дисциплина ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ является
обязательной частью профессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Учебная дисциплина ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки). Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК 3, ОК 6, ПК 1.1, ПК 2.1 - 2.4.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 2
ОКЗ
ОК6
ПК 1.1
ПК 2.1 2.4

уметь:
- определять максимально допустимый
сварочный ток источника питания;
- выбирать источник питания;
- читать структурные, монтажные и
простые принципиальные электрические схемы;
- рассчитывать и измерять основные
параметры простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные приборы;

знать:
- характеристики источников питания и требования к ним;
- режимы работы источников питания;
- устройство, принцип работы и
технические характеристики сварочных
трансформаторов,
их
электромагнитные схемы;
- единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического тока, сопротивления провод­
ников;
- методы расчета и измерения основных параметров простых элек­
трических, магнитных и электрон­
ных цепей;
- свойства постоянного и перемен­
ного электрического тока;
- принципы последовательного и
параллельного соединения провод­
ников и источников тока;

V

1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины.

4

- электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их устрой­
ство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и перемен­
ного тока, их устройство и принцип
действия;
- правила пуска, остановки электро­
двигателей, установленных на экс­
плуатируемом оборудовании;
- аппаратуру защиты электродвига­
телей;
- методы защиты от короткого за­
мыкания;
- заземление, зануление____________

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

60

в том числе:
теоретическое обучение

18

практические занятия

22

Самостоятельная работа

17

Консультации

3

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета

6

I

-Г -jjrJFi

•t у

V 4. *g £ v • :f

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
■ !'
к ■'
!

2
1
Раздел 1. Введение в электротехнику
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Электрическое
1 Понятие о формах материи: вещество, поле. Элементарные частицы и их электромагнитное
поле. Диэлектрическая проницаемость,
поле
2 Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал,
электрическое напряжение. Закон Кулона, и его применение для расчета элементарного поля.
3 Проводники в электрическом поле. Электропроводность.
4 Электрический ток в проводниках: величина и направление тока, направление тока, плотность
тока. Удельные проводимость и сопротивление, электропроводность и сопротивление
проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры (Закон Джоуля-Ленца).
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Решение задач на применение закона Кулона, закона Джоуля-Ленца».
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий:
Подготовка сообщений на темы: Термоэлектронная, фотоэлектронная эмиссия, ее практическое
использование; Получение электрического тока в вакууме; Электрический ток в полупроводниках.
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Электрические
1 Элементы электрических цепей, их классификация. Последовательное и параллельное
соединений резисторов. Простые электрические цепи. ЭДС, мощность и коэффициент
цепи
полезного
действия приемника электрической энергии. Электроизмерительные приборы,
Постоянного
правила их подключения в цепи электрического тока.
тока
2 Режимы работы электрических цепей. Работа источника электрической энергии. Основы
расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома, Кирхгофа.

Объем Коды компе­
в ча­ тенций, фор­
мированию
сах
которых спо­
собствует эле­
мент програм­
мы
4
3
6

ОК 2, ОК 3,
ОК 6,

2
4

4

ПК 1.1;
ПК 2 .1 -2 .4 ;
ОК 2, ОК 3,
ОК6

7

3 Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых
потенциалов, двух узлов
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Расчет параметров электрической цепи. Решение задач на применение
закона Ома, закона Кирхгофа»
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Расчет цепей с последовательны и параллельным соеди­
нением проводников.
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Электромагне­
1 Магнитное поле, вектор магнитной индукции. Основные характеристики магнитного поля.
тизм
Единицы измерения электрических и магнитных полей.
2 Электромагнетизм и магнитные цепи. Основные элементы магнитных цепей.
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Расчет параметров конкретной магнитной цепи с применением закона
полного тока»
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Проработка конспекта. Решение задач на расчет основных
характеристик магнитного поля.
Содержание учебного материала
Тема 1.4.
Электрические
1 Получение переменного тока. Параметры переменного тока. Цепи переменного тока. Мощность
цепи переменного
в цепях переменного тока (активная, реактивная, полная). Трехфазная система переменных то­
тока
ков. Роль нулевого провода
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Последовательное соединение проводников и проверка падения напря­
жения. Параллельное соединение проводников и проверка 1-го закона Кирхгофа. Расчет мощ­
ности в цепях переменного тока»
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Решение задач на определение параметров цепей
синусоидального тока. Построение векторных диаграмм для электрической цепи.
Раздел 2. Электротехнические устройства
Содержание учебного материала
Тема 2.1.

2

•г

4

6

ПК 1.1
ОК 2, ОК 3,
0К 6

2

2

6

ПК 1.1
ОК 2, ОК 3,
ОК6

4

4

2

ОК 2, ОКЗ,

8

Источники
1 Источники питания постоянного и переменного тока, их классификация и назначение
питания свароч­
ной дуги
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Устройства пре­ 1 Устройство, принцип действия, технические характеристики сварочных трансформаторов,
образования элек­
назначение и область применения. Коэффициент трансформации. Мощность и КПД трансфор­
трического тока
матора. Зависимость КПД от нагрузки.
2 Устройство, принцип действия, технические характеристики сварочных выпрямителей, назна­
чение и область применения. Инверторы, принцип действия, технические характеристики,
назначение и их область применения.
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Сравнительное описание трансформаторов различных типов. Составле­
ние классификационного перечня сварочных выпрямителей. Освоение правил изменения силы
сварочного тока на трансформаторе»
Тема 2.3. Элек- Содержание учебного материала
трические маши­ 1 Электрические машины: классификация, виды, типы, устройство, основные характеристики.
ны
Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия. Правила пуска,
остановки.
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Пуск и остановка электродвигателей, установленных на электрических
машинах».
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Аппараты защиты 1 Аппаратура защиты электродвигателей.
Методы защиты от короткого замыкания.
и управления
Механические характеристики нагрузочных устройств. Заземление, зануление на источниках
питания сварочной дуги.
В том числе, практических занятий
1 Практическая работа «Настройка заземления на источниках питания сварочной дуги».
2 Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Подготовка к промежуточной аттестации
Консультации
Всего:

ОК6

8

ПК 1.1;
ПК 2.1 -2 .4 ;
ОК 2, ОК 3,
ОК6

4

4

2

6

ПК 1.1;
ПК 2.1 -2 .4 ;
ОК 2, ОК 3,
ОК6

4

3
3
60
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Лаборатория электротехники и сварочного оборудования»,
оснащенный оборудованием:
Оборудование учебного кабинета:
• рабочее место педагога;
• рабочие места для обучающихся;
• модели, макеты, наборы электротехнических устройств;
• электроизмерительные приборы/
Технические средства обучения (использование кабинета №38 корпус № 1):
• проектор;
• экран;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемых
для
использования
в
образовательном процессе.
3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Аполлонский, С.М. Теоретические основы электротехники : учебное посо­
бие / Аполлонский С.М., Виноградов А.Л. — Москва : КноРус, 2021. — 249 с.
— ISBN 978-5-406-04981-5. — URL: https://book.ru/book/939024 (дата обраще­
ния: 10.10.2021). — Текст : электронный.
2. Мартынова, И.О. Электротехника. Лабораторно-практические работы :
учебное пособие / Мартынова И.О. — Москва : КноРус, 2021. — 136 с. — ISBN
978-5-406-03420-0. — URL: https://book.ru/book/936585 (дата обращения:
10.10.2021). — Текст : электронный.
3. http://elektroin/harod/ru / Библиотека электроэнергетика
4. http://www. elektroshema.ru/ Электричество и схемы
5. www.elibrary.ru
6. https://nashol.com/ Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электриче­
ского и электромеханического оборудования, Акимова Н.А., Котеленец М.Ф.,
Сенетюрихин Н.И., 2015
7.
http://cjty-cnegi.ru/about.html. Всё о силовом электрооборудовании - опи­
сание, чертежи, руководства по эксплуатации.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Бутырин П.А.Электротехника. Учебник для УНПО / П.А. Бутырин.- М.:
ИЦ"Академия", 2015.- 272 с.
10

2. Долин П.А. Действие электрического тока на человека и первая помощь по­
страдавшим. / П.А. Долин.-М: Энергия, 1996.- 126с.
3. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учебник / Ф.Е. Евдо­
кимов.- М.: Академия, 2014. - 560с.
4. ГОСТ 1494-77. Электротехника. Буквенное обозначение основных величин.
5. Коцман М.М. Электрические машины: справочник / М.М. Коцман. - М.: Ака­
демия, 2012, - 496с.
6. Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. Уч. пособие для УНПО. (3-Е
ИЗД.)/ Новиков П.Н., [и др.].- М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 с.
7. Прошин В.М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по
электротехнике. Уч. пособие / В.М. Прошин.-М.: Академия, 2014.- 80 с.
8. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. Уч.
пособие для УНПО / Прошин.- М.: "Академия", 2014. - 192 с.
9. Панфилов В.А. Электрические измерения: учебн. Пособие / В.А. Панфилов.
- М.: Академия, 2015. - 288с.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
1

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
- Единицы измерения силы тока, напряжения, мощ­
ности электрического тока, сопротивления проводни­
ков;
- Методы расчета и измерения основных параметров
простых электрических, магнитных и электронных це­
пей;
- Свойства постоянного и переменного электриче­
ского тока;
Принципы последовательного и параллельного со­
единения проводников и источников тока;
Электроизмерительные приборы (амперметр, воль­
тметр), их устройство, принцип действия и правила
включения в электрическую цепь;
- Свойства магнитного поля;
Двигатели постоянного и переменного тока, их
устройство и принцип действия;
Правила пуска, остановки электродвигателей,
установленных на эксплуатируемом оборудовании;
Аппаратуру защиты электродвигателей;
Методы защиты от короткого замыкания;
- Заземление, зануление.
- характеристики источников питания и требования к
ним;
режимы работы источников питания;
-устройство, принцип работы и технические харак­
теристики сварочных трансформаторов, их элек­
тромагнитные схемы.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
-

-

-

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрирует знания:
характеристик источников питания и требования к
ним;
режима работы источников питания;
устройства, принципа работы и технические характе­
ристики сварочных трансформаторов, их электромаг­
нитные схемы
единиц измерения силы тока, напряжения, мощности
электрического тока, сопротивления проводников;
методов расчёта и измерения основных параметров
простых электрических, магнитных и электронных це­
пей;
свойств постоянного и переменного электрического
тока;
принципов последовательного и параллельного со­
единения проводников и источников тока;
электроизмерительных приборов (амперметр, вольт­
метр), их устройство, принцип действия и правила
включения в электрическую цепь;
свойств магнитного поля;
двигателей постоянного и переменного тока, их
устройство и принцип действия;
правил пуска, остановки электродвигателей, установ­
ленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуры защиты электродвигателей;
методов защиты от короткого замыкания;
заземления, зануления.

Выполнение тестовых за­
даний усвоенных знаний с
оценкой по эталону.

Умеет

Выполнение тестовых за-

\

о

-

-

-

Оценка преподавателя за
результат устных ответов и
практических работ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

- рассчитывать и измерять основные параметры про­
стых электрических, магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные при­
боры;
- читать структурные, монтажные и простые принци­
пиальные электрические схемы;
пускать и останавливать электродвигатели, уста­
новленные на эксплуатируемом оборудовании.
-Определять максимально допустимый сварочный ток
источника питания;
- Выбирать источник питания_____________________

- определять максимально допустимый сварочный ток
источника питания;
- выбирать источник питания
- читать структурные, монтажные и простые принци­
пиальные электрические схемы;
- рассчитывать и измерять основные параметры про­
стых электрических, магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные прибо­
ры;

даний усвоенных умений с
оценкой по эталону.
Оценка преподавателя за
результат устных ответов и
практических работ

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».