ПРИЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов Специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Форма обучения заочная Срок обучения 3 года 10 месяцев Группа Эз-21 2021 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технического профиля ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» от Ч 0 1 > > > г. П ре^^ател ь цикловой комиссии /Е.В. Снежкова Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.05 «Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов» и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07 декабря 2017 г. №1196 (далее - ФГОС СПО), с учетом запросов регионального рынка труда. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Галкина О.г., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3 4 6 9 11 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Цель и планируемые результаты учебной практики В результате прохождения учебной практики студент должен освоить основной вид деятельности - Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 7. ОК 9. ОК 10. Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код вд 1 ПК 5.1 Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов Осуществлять сборку и разрабатывать управляющие программы для запуска автоматизированной системы 1.1.3. В результате прохождения учебной практики студент должен: Иметь практический опыт уметь Разработки управляющей программы для технологического процесса - Последовательно соблюдать нормы в области охраны труда и техники безопасности и учитывать соответствующий передовой опыт для безопасной работы на производственной площадке. - Выбирать требуемые средства контроля и управления технологическим процессом; - Читать схемы автоматизации и разбираться в них. - Читать, уметь объяснить и следовать производственным инструкциям для поставляемых технических деталей и установок. - Обнаруживать и диагностировать неполадки в электрооборудовании и установке. 4 - Уметь объяснить эти неполадки другим специалистам, описать причины их возникновения, последствия и каким образом это можно исправить. - Использовать слаботочную автоматизацию технологических процессов и производств. Разрабатывать и запускать в производственных системах программное обеспечение ПЛК для управления различными реле, контроля движения в условиях функционирования распределённой и сетевой архитектуры. 1.3 Количество часов на освоение учебной практики: Всего - 72 часа (2 недели) 5 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Наименование Содержание учебного материала профессиональ (виды выполняемых работ) ного модуля, МДК ПМ.05 Разработка управляющ их программ для автоматизации технологических процессов Инструктаж М ДК 05.01 Техника безопасности и охрана труда при выполнении сборочных работ 1 Разработка 2 Организация рабочего места управляющих Тренировочные упражнения программ для Изучение устройства автоматизированной установки 1 автоматизации Сборка автоматизированной системы (электрического оборудования) технологических 2 Сборка автоматизированной системы (пневматического оборудования) 3 процессов Изучение прикладной компьютерной программы Siemens Logo 4 Разработка управляющих программ 5 Разработка управляющей программы автоматизированной установки - ручной режим работы 6 Разработка управляющей программы автоматизированной установки - автоматический режим работы 7 Разработка управляющей программы автоматизированной установки - аварийная остановка 8 Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов 9 Зачетная работа ЗАЧЕТ ИТОГО 6 Объём часов 2 4 6 6 6 6 12 12 6 6 4 2 72 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы УП.05 предполагает наличие мастерской по компетенции «Полимеханика и автоматизация», оснащенная рабочей станцией (компьютером) с предустановленным ПО (для программирования), слесарным верстаком для сборки, расходными материалами. - Лабораторный стенд включает в себя следующие компоненты: компрессор - 1 шт., блок подготовки сжатого воздуха - 1 шт., лабораторный блок питания - 1 шт., пневмоцилиндр двухстороннего действия - 2 шт.; пневмоцилиндр одностороннего действия - 1 шт.; дроссель с обратным клапаном - 4 шт.; 5/2-пневмораспределитель с односторонним электромагнитным управлением - 1 шт.; 5/2-пневмораспределитель с двусторонним электромагнитным управлением 1 шт.; 3/2-пневмораспределитель с односторонним электромагнитным управлением, нормально закрытый - 1 шт.; датчик положения штока пневмоцилиндра бесконтактный (магнитный, геркон) - 2 шт.; датчик положения штока пневмоцилиндра контактный (концевой выключатель) - 2 шт.; датчик положения штока пневмоцилиндра бесконтактный (оптический/ индуктивный) - 1 шт.; датчик давления цифровой - 1 шт.; программируемое логическое реле Siemens LOGO - 1 шт.; модуль расширения входов/выходов (не менее DI4/D04) для Siemens LOGO 1 шт.; световая колонна (светофор, цвета: зеленый; желтый; красный) - 1 шт.; кнопка грибовидная с фиксацией, нормально замкнутая - 1 шт.; переключатель двухпозиционный - 1 шт.; кнопка без фиксации, нормально разомкнутая - 2 шт.; персональный компьютер или ноутбук с установленным ПО Siemens LOGO! Soft Comfort; комплект пневмотрубок, фитингов, электрических проводов и кабелей для коммутации элементов стенда и программирования модуля Siemens LOGO. 7 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники (печатные): 1. Брюханов В.Н. Автоматизация производства: учеб, пособие для техникумов / Брюханов В.Н., Вороненко В.П., Схиртладзе А.Г. - М.: Высш.шк., 2016. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Молдабаева М.Н. Автоматизация технологических процессов и производств [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Молдабаева М.Н.— Электрон, текстовые данные.— Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2019.— 224 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86574.html.— ЭБС «IPRbooks» 2. Схиртладзе А.Г. Автоматизация технологических процессов и производств [Электронный ресурс]: учебник/ Схиртладзе А.Г., Федотов А.В., Хомченко В.Г.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 459 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83341.html.— ЭБС «IPRbooks». 3. Методическое пособие для подготовки участников чемпионатов WorldSkills в компетенции Полимеханика и автоматизация. 3.3 Общие требования к организации учебной практики Занятия по учебной практике проводятся в мастерских техникума. Учебная практика организуется концентрированно после освоения всей программы профессионального модуля. Консультативная помощь обучающимся оказывается в ходе учебной практики индивидуально. 8 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», реализующее подготовку по программе учебной практики, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации обучающихся. Порядок и содержание промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Формой итоговой аттестации по учебной практике является зачет. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися учебно-производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций. Формы и методы контроля и оценки определяются образовательным учреждением. Для промежуточной аттестации образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно производственных работ. Оценка «зачет» для учебной практики ставится обучающемуся при условии успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики. 9 Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки результатов подготовки Раздел междисциплинарного курса Результаты обучения (освоенны е умения, усвоенны е знания) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка преподавателем Выполнять сборку учебно-тренировочных автоматизированной установки работ Разрабатывать управляющие программы работы автоматизированной установки Чтение электрических и пневматических схем; передовой опыт для безопасной работы на Устранение неполадок в работе автоматизированной системы производственной площадке. знаний основных - Выбирать требуемые средства контроля и Демонстрация требований инструкций по правилам управления технологическим процессом; - Читать схемы автоматизации и ТБ и ОТ. разбираться в них. - Читать, уметь объяснить и следовать производственным инструкциям для поставляемых технических деталей и установок. - Обнаруживать и диагностировать неполадки в электрооборудовании и установке. - Уметь объяснить эти неполадки другим специалистам, описать причины их возникновения, последствия и каким образом это можно исправить. - Использовать слаботочную автоматизацию технологических процессов и производств. -Разрабатывать и запускать в производственных системах программное обеспечение ПЛК для управления различными реле, контроля движения в 10 М ДК 05.01 Р азработка Иметь опыт: Разработки управляющей программы для у п равл яю щ и х п рограм м для технологического процесса Уметь: автом ати зац и и - Последовательно соблюдать нормы в техн ол оги ч ески х области охраны труда и техники п роц ессов безопасности и учитывать соответствующий условиях функционирования распределённой и сетевой архитектуры. -Контролировать качество выполняемых работ при механической обработке деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов___________________________ 11