ПМ.05 Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов (УП.05)

ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.05 Разработка управляющих программ для автоматизации
технологических процессов

Специальность 13.02.11 «Техническая
эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)»
Форма обучения заочная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Группа Эз-21

2021

Программа
рассмотрена
на
заседании
ПЦК
технического
профиля
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
от Ч 0 1 > > > г.
П ре^^ател ь цикловой комиссии
/Е.В. Снежкова
Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с рабочей
программой профессионального модуля ПМ.05 «Разработка управляющих программ
для автоматизации технологических процессов» и на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07
декабря 2017 г. №1196 (далее - ФГОС СПО), с учетом запросов регионального
рынка труда.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Галкина О.г., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ
СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ

3

4
6
9
11

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Цель и планируемые результаты учебной практики
В результате прохождения учебной практики студент должен освоить
основной вид деятельности - Разработка управляющих программ для автоматизации
технологических процессов и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 7.
ОК 9.
ОК 10.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код

вд 1
ПК 5.1

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Разработка управляющих программ для автоматизации технологических
процессов
Осуществлять сборку и разрабатывать управляющие программы для
запуска автоматизированной системы

1.1.3. В результате прохождения учебной практики студент должен:
Иметь
практический
опыт
уметь

Разработки управляющей программы для технологического процесса

- Последовательно соблюдать нормы в области охраны труда и
техники безопасности и учитывать соответствующий передовой опыт
для безопасной работы на производственной площадке.
- Выбирать
требуемые
средства
контроля
и
управления
технологическим процессом;
- Читать схемы автоматизации и разбираться в них.
- Читать, уметь объяснить и следовать производственным
инструкциям для поставляемых технических деталей и установок.
- Обнаруживать
и
диагностировать
неполадки
в
электрооборудовании и установке.

4

- Уметь объяснить эти неполадки другим специалистам, описать
причины их возникновения, последствия и каким образом это можно
исправить.
- Использовать слаботочную автоматизацию технологических
процессов и производств.
Разрабатывать и запускать в производственных системах программное
обеспечение ПЛК для управления различными реле, контроля
движения в условиях функционирования распределённой и сетевой
архитектуры.

1.3

Количество часов на освоение учебной практики:

Всего - 72 часа (2 недели)

5

2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование
Содержание учебного материала
профессиональ
(виды выполняемых работ)
ного модуля,
МДК
ПМ.05 Разработка управляющ их программ для автоматизации технологических процессов
Инструктаж
М ДК 05.01
Техника безопасности и охрана труда при выполнении сборочных работ
1
Разработка
2
Организация рабочего места
управляющих
Тренировочные упражнения
программ для
Изучение устройства автоматизированной установки
1
автоматизации
Сборка автоматизированной системы (электрического оборудования)
технологических 2
Сборка автоматизированной системы (пневматического оборудования)
3
процессов
Изучение
прикладной компьютерной программы Siemens Logo
4
Разработка управляющих программ
5
Разработка управляющей программы автоматизированной установки - ручной режим работы
6
Разработка управляющей программы автоматизированной установки - автоматический режим работы
7
Разработка управляющей программы автоматизированной установки - аварийная остановка
8
Разработка управляющих программ для автоматизации технологических процессов
9
Зачетная работа
ЗАЧЕТ
ИТОГО

6

Объём
часов

2

4
6
6
6
6
12
12
6
6
4
2
72

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы УП.05 предполагает наличие мастерской по
компетенции «Полимеханика и автоматизация», оснащенная рабочей станцией
(компьютером) с предустановленным ПО (для программирования), слесарным
верстаком для сборки, расходными материалами.
-

Лабораторный стенд включает в себя следующие компоненты:
компрессор - 1 шт.,
блок подготовки сжатого воздуха - 1 шт.,
лабораторный блок питания - 1 шт.,
пневмоцилиндр двухстороннего действия - 2 шт.;
пневмоцилиндр одностороннего действия - 1 шт.;
дроссель с обратным клапаном - 4 шт.;
5/2-пневмораспределитель с односторонним электромагнитным управлением
- 1 шт.;
5/2-пневмораспределитель с двусторонним электромагнитным управлением 1 шт.;
3/2-пневмораспределитель с односторонним электромагнитным управлением,
нормально закрытый - 1 шт.;
датчик положения штока пневмоцилиндра бесконтактный (магнитный,
геркон) - 2 шт.;
датчик положения штока пневмоцилиндра контактный (концевой
выключатель) - 2 шт.;
датчик положения штока пневмоцилиндра бесконтактный (оптический/
индуктивный) - 1 шт.;
датчик давления цифровой - 1 шт.;
программируемое логическое реле Siemens LOGO - 1 шт.;
модуль расширения входов/выходов (не менее DI4/D04) для Siemens LOGO 1 шт.;
световая колонна (светофор, цвета: зеленый; желтый; красный) - 1 шт.;
кнопка грибовидная с фиксацией, нормально замкнутая - 1 шт.;
переключатель двухпозиционный - 1 шт.;
кнопка без фиксации, нормально разомкнутая - 2 шт.;
персональный компьютер или ноутбук с установленным ПО Siemens LOGO!
Soft Comfort;
комплект пневмотрубок, фитингов, электрических проводов и кабелей для
коммутации элементов стенда и программирования модуля Siemens LOGO.
7

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники (печатные):
1.
Брюханов В.Н. Автоматизация производства: учеб, пособие для техникумов /
Брюханов В.Н., Вороненко В.П., Схиртладзе А.Г. - М.: Высш.шк., 2016.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Молдабаева М.Н. Автоматизация технологических процессов и производств
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Молдабаева М.Н.— Электрон, текстовые
данные.— Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2019.— 224 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/86574.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Схиртладзе А.Г. Автоматизация технологических процессов и производств
[Электронный ресурс]: учебник/ Схиртладзе А.Г., Федотов А.В., Хомченко В.Г.—
Электрон, текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 459 с.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/83341.html.— ЭБС «IPRbooks».
3.
Методическое пособие для подготовки участников чемпионатов WorldSkills в
компетенции Полимеханика и автоматизация.
3.3 Общие требования к организации учебной практики
Занятия по учебной практике проводятся в мастерских техникума.
Учебная практика организуется концентрированно после освоения всей
программы профессионального модуля.
Консультативная помощь обучающимся оказывается в ходе учебной практики
индивидуально.

8

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», реализующее подготовку по
программе учебной практики, обеспечивает организацию и проведение
промежуточной аттестации обучающихся. Порядок и содержание промежуточной
аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Богдановичский
политехникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Формой итоговой аттестации по учебной практике является зачет.
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики
осуществляется преподавателем профессионального цикла в процессе проведения
занятий, а также выполнения обучающимися учебно-производственных заданий
одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих
компетенций. Формы и методы контроля и оценки определяются образовательным
учреждением.
Для промежуточной аттестации образовательным учреждением создаются
фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные
для
определения
соответствия
(или
несоответствия)
индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов
подготовки (таблицы 1) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно­
производственных работ.
Оценка «зачет» для учебной практики ставится обучающемуся при условии
успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой
практики.

9

Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки результатов подготовки
Раздел
междисциплинарного
курса

Результаты обучения
(освоенны е умения, усвоенны е знания)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Оценка
преподавателем
Выполнять сборку
учебно-тренировочных
автоматизированной установки
работ
Разрабатывать управляющие
программы работы
автоматизированной установки
Чтение электрических и
пневматических схем;
передовой опыт для безопасной работы на Устранение неполадок в работе
автоматизированной системы
производственной площадке.
знаний
основных
- Выбирать требуемые средства контроля и Демонстрация
требований инструкций по правилам
управления технологическим процессом;
- Читать
схемы
автоматизации
и ТБ и ОТ.
разбираться в них.
- Читать, уметь объяснить и следовать
производственным
инструкциям
для
поставляемых технических
деталей и
установок.
- Обнаруживать
и
диагностировать
неполадки
в
электрооборудовании
и
установке.
- Уметь объяснить эти неполадки другим
специалистам,
описать
причины
их
возникновения, последствия и каким образом
это можно исправить.
- Использовать
слаботочную
автоматизацию технологических процессов и
производств.
-Разрабатывать и запускать в
производственных системах программное
обеспечение ПЛК для управления
различными реле, контроля движения в
10

М ДК 05.01 Р азработка Иметь опыт:
Разработки управляющей программы для
у п равл яю щ и х
п рограм м
для технологического процесса
Уметь:
автом ати зац и и
- Последовательно соблюдать нормы в
техн ол оги ч ески х
области
охраны
труда
и
техники
п роц ессов
безопасности и учитывать соответствующий

условиях функционирования распределённой
и сетевой архитектуры.
-Контролировать качество выполняемых
работ при механической обработке деталей с
помощью контрольно-измерительных
инструментов___________________________

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».