Приложение к программе СПО
23.02.01 Организация перевозок
и управление на транспорте (по
видам)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОХРАНА ТРУДА
Специальность
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
2024
Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № 10
от « 26 » июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/И.А. Озорнина/
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Охрана труда»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), Приказ Министерства просвещения РФ № 176 от 20.03.2024
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Замана Татьяна Андреевна, преподаватель высшей квалификационной
категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
СОДЕРЖАНИЕ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина Оп.07 «Охрана труда» является обязательной
частью профессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам).
Учебная дисциплина ОП.07 «Охрана труда» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по видам
деятельности ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок
и управление на транспорте (по видам).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- ОК
9, ПК 1.1-3.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК,
Умения
Знания
ОК 1 –
2, 4,7
ПК 2.12.2
ПК 3.13.2
проводить
анализ
травмоопасных
и
вредных
факторов
в
сфере
профессиональной деятельности;
использовать
индивидуальные и коллективные
средства защиты;
осуществлять
производственный
инструктаж
рабочих, проводить мероприятия
по выполнению охраны труда и
производственной
санитарии,
эксплуатации
оборудования
и
контролировать их соблюдение;
вести
документацию
установленного образца по охране
труда,
соблюдать
сроки
ее
заполнения и условия хранения;
проводить
аттестацию
рабочих мест по условиям труда, в
том числе оценку условий труда и
травмобезопасности;
законодательство в области
охраны труда;
особенности
обеспечения
безопасных условий труда в сфере
профессиональной деятельности;
правовые,
нормативные
и
организационные основы охраны
труда в организации;
правила
охраны
труда,
промышленной санитарии;
меры предупреждения пожаров
и взрывов, действие токсичных
веществ на организм человека;
права
и
обязанности
работников в области охраны труда
1
Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо
освоение данной дисциплины.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
в том числе:
теоретическое обучение
18
Практические занятия
20
Самостоятельная работа
2
Консультации
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1.Правовые и организационные основы охраны труда
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Система
Основные понятия и терминология безопасности туда. Основные задачи охраны
законодательных
труда.
актов, норм и правил Правовые и нормативные основы безопасности труда.
в области охраны
труда
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Организация работы Организационные основы безопасности труда
по охране труда в
Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда
организации
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 1 Разработка инструкций по охране труда.
Практическое занятие № 2 Проведение инструктажей и их документальное
оформление
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Производственный
Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания.
травматизм
Расследование и учѐт несчастных случаев на производстве
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 3 Составление акта по форме Н-1 по результатам
расследования несчастного случая
Практическая работа № 4 Решение ситуационных задач по анализу нарушений
Объем
часов
3
2
6
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
4
6
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
4
6
требования безопасности при несчастных случаях на производстве
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Опасные и вредные
Опасные и вредные производственные факторы. Классификация факторов
производственные
производственной среды.
факторы
Источники производственных факторов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 5 Составление перечня мероприятий по обеспечению и
профилактике безопасных условий труда с учѐтом нормативов по освещѐнности,
шуму и вибрации для производственных помещений
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Методы и средства
Средства индивидуальной и коллективной защиты. Классификация.
защиты от
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
воздействия
Практическая работа №6 Ознакомление с порядком хранения и использования средств
негативных
коллективной и индивидуальной защиты
факторов
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Пожарная
Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
безопасность и
Пожары. Классификация пожаров.
пожарная
Первичные средства пожаротушения. Огнетушители.
профилактика
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Микроклимат
Микроклимат рабочего места. Методы обеспечения комфортных климатических
помещений.
условий в рабочих помещениях.
Освещение
Освещение производственных помещений. Виды освещения и его нормирование.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 7 Определение параметров освещения
Практическая работа № 8 Составление перечня мероприятий по обеспечению и
профилактике безопасных условий труда с учѐтом нормативов по освещѐнности,
шуму и вибрации для производственных помещений
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Электробезопасность Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы,
4
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
2
4
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
2
4
6
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
4
4
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
7
влияющие на исход поражения электрическим током.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 9 Выбор электрозащитных средств в соответствии с видами
работ в сфере профессиональной деятельности.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи
Тема 4.1. Оказание
Содержание учебного материала
доврачебной
ПМП. Основные понятия и определения. ПМП при различных видах травм.
медицинской
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
помощи
Практическая работа № 10 Способы оказания первой помощи пострадавшим при
пострадавшим при
несчастных случаях на производстве.
несчастных случаях
Практическая работа № 11 Транспортировка пострадавшего при несчастном случае
на производстве
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к экзамену
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего:
ПК 3.1-3.2
2
4
ОК 1 – 2, 4,7
ПК 2.1-2.2
ПК 3.1-3.2
2
2
2
6
48
8
3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием:
– Учебные столы
– Стулья
– Фильтрующий респиратор
– Робот-тренажѐр для отработки навыков первой доврачебной помощи
– Медицинская аптечка
– Комплект видеоматериалов.
– Комплект учебных, наглядных пособий.
– Раздаточный материал.
– Противогазы
– ПК
– Телевизор
– нормативно-законодательная документация т.п.
Технические средства обучения (использование кабинета № 28 корпус 2):
мультимедийный проектор; экран; презентации и видеофильмы по охране
труда на производстве.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемых
для
использования
в
образовательном процессе
9
3.2.1. Печатные издания2
1. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Организация обучения безопасности труда. Общие положения
2. Минько В.М. Охрана труда в машиностроении: учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования / В.М. Минько, Н.А.
Евдокимова. 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия»,
2022.-256с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. "Охрана труда" Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.
КноРус, 2021
https://www.book.ru/book/936237
2. "Охрана труда" Попов Ю.П., Колтунов В.В. КноРус,
2021
https://www.book.ru/book/940428
3. "Охрана труда в профессиональной деятельности" Ткачева
Г.В.,
Никвист Т.Е., Коровин С.В. КноРус, 2021 https://www.book.ru/book/940717
4. "Безопасность жизнедеятельности" Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.
КноРус
2020 https://www.book.ru/book/935682
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1.
Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних
профессиональных учебных заведений/ В.А. Девисилов - М.: Форум-Инфра-М,
2007.-200 с.
2.
Гарнагина Н.Е. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/
Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб:
Изд-во МАНЭБ,2009.-279с.
3.
Ефремова О. С. Охрана труда от А до Я. - М.: Альфа - Пресс, 2014
4.
Кукин П.П. Безопасность технологических процессов и производств:
Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных
заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высш. шк., 2002. 431с.
2
Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список
изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе
данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного
издания по учебной дисциплине.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
законодательство
в
области охраны труда;
особенности обеспечения
безопасных
условий
труда
в
сфере
профессиональной
деятельности;
правовые, нормативные и
организационные основы
охраны
труда
в
организации;
правила охраны труда,
промышленной
санитарии;
меры
предупреждения
пожаров
и
взрывов,
действие
токсичных
веществ на организм
человека;
права и обязанности
работников в области
охраны труда
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
проводить
анализ
травмоопасных
и
вредных факторов в
сфере профессиональной
деятельности;
использовать
индивидуальные
и
коллективные средства
защиты;
осуществлять
производственный
инструктаж
рабочих,
проводить мероприятия
Критерии оценки
Методы оценки
Демонстрирует знания в Оценка
преподавателя
области законодательства результатов устных ответов
и практических работ.
охраны труда.
Оценка
решений
Знает правила и нормы по ситуационных задач.
охране
труда,
техники
Тестирование в
безопасности, личной и
программе NETTEST
производственной
усвоенных знаний и умений
санитарии
и с оценкой по эталону.
противопожарной защиты.
Демонстрирует
знания:
воздействия
негативных
факторов на человека.
Владеет
знаниями
возможных
опасных
вредных
факторов
средствах защиты.
о
и
и
Знает порядок хранения и
использования
средств
коллективной
и
индивидуальной защиты.
Демонстрирует
знания
основных
причин
возникновения пожаров и
взрывов.
Обеспечивает безопасные
условия труда в
профессиональной
деятельности.
Демонстрирует применение
безопасных приемов труда.
Проводит анализ опасных
и вредных факторов в
профессиональной
деятельности.
Умеет вести документацию
установленного образца по
охране труда.
Соблюдает
безопасности
правила
труда,
11
по выполнению охраны
труда
и
производственной
санитарии, эксплуатации
оборудования
и
контролировать
их
соблюдение;
вести
документацию
установленного образца
по
охране
труда,
соблюдать
сроки
ее
заполнения и условия
хранения;
проводить
аттестацию
рабочих
мест
по
условиям труда, в том
числе оценку условий
труда
и
травмобезопасности;
производственной
санитарии и пожарной
безопасности.
Демонстрирует
умения
проводить
аттестацию
рабочих мест по условиям
труда.
12