Приложение к программе СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Форма обучения очная Срок обучения 3 года 10 месяцев 2024 Программа рассмотрена на заседании ПЦК технологических и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум» Протокол № 10 от « 26 » июня 2024 г. Председатель цикловой комиссии /И.А. Озорнина/ Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), Приказ Министерства просвещения РФ № 176 от 20.03.2024 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум» Автор: Замана Татьяна Андреевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум», г. Богданович. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 СОДЕРЖАНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОХРАНА ТРУДА 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Оп.07 «Охрана труда» является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Учебная дисциплина ОП.07 «Охрана труда» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по видам деятельности ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- ОК 9, ПК 1.1-3.3. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код 1 ПК, ОК, Умения Знания ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.12.2 ПК 3.13.2 проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности; законодательство в области охраны труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; правила охраны труда, промышленной санитарии; меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; права и обязанности работников в области охраны труда 1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 48 в том числе: теоретическое обучение 18 Практические занятия 20 Самостоятельная работа 2 Консультации 2 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1.Правовые и организационные основы охраны труда Тема 1.1 Содержание учебного материала Система Основные понятия и терминология безопасности туда. Основные задачи охраны законодательных труда. актов, норм и правил Правовые и нормативные основы безопасности труда. в области охраны труда Тема 1.2 Содержание учебного материала Организация работы Организационные основы безопасности труда по охране труда в Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда организации В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 1 Разработка инструкций по охране труда. Практическое занятие № 2 Проведение инструктажей и их документальное оформление Тема 1.3 Содержание учебного материала Производственный Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. травматизм Расследование и учѐт несчастных случаев на производстве В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 3 Составление акта по форме Н-1 по результатам расследования несчастного случая Практическая работа № 4 Решение ситуационных задач по анализу нарушений Объем часов 3 2 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 4 6 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 4 6 требования безопасности при несчастных случаях на производстве Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов Тема 2.1 Содержание учебного материала Опасные и вредные Опасные и вредные производственные факторы. Классификация факторов производственные производственной среды. факторы Источники производственных факторов. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 5 Составление перечня мероприятий по обеспечению и профилактике безопасных условий труда с учѐтом нормативов по освещѐнности, шуму и вибрации для производственных помещений Тема 2.2 Содержание учебного материала Методы и средства Средства индивидуальной и коллективной защиты. Классификация. защиты от В том числе, практических занятий и лабораторных работ воздействия Практическая работа №6 Ознакомление с порядком хранения и использования средств негативных коллективной и индивидуальной защиты факторов Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности Тема 3.1 Содержание учебного материала Пожарная Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. безопасность и Пожары. Классификация пожаров. пожарная Первичные средства пожаротушения. Огнетушители. профилактика Тема 3.2 Содержание учебного материала Микроклимат Микроклимат рабочего места. Методы обеспечения комфортных климатических помещений. условий в рабочих помещениях. Освещение Освещение производственных помещений. Виды освещения и его нормирование. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 7 Определение параметров освещения Практическая работа № 8 Составление перечня мероприятий по обеспечению и профилактике безопасных условий труда с учѐтом нормативов по освещѐнности, шуму и вибрации для производственных помещений Тема 3.3 Содержание учебного материала Электробезопасность Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, 4 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 2 4 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 2 4 6 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 4 4 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 7 влияющие на исход поражения электрическим током. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 9 Выбор электрозащитных средств в соответствии с видами работ в сфере профессиональной деятельности. Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи Тема 4.1. Оказание Содержание учебного материала доврачебной ПМП. Основные понятия и определения. ПМП при различных видах травм. медицинской В том числе, практических занятий и лабораторных работ помощи Практическая работа № 10 Способы оказания первой помощи пострадавшим при пострадавшим при несчастных случаях на производстве. несчастных случаях Практическая работа № 11 Транспортировка пострадавшего при несчастном случае на производстве Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к экзамену Консультации Промежуточная аттестация Всего: ПК 3.1-3.2 2 4 ОК 1 – 2, 4,7 ПК 2.1-2.2 ПК 3.1-3.2 2 2 2 6 48 8 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием: – Учебные столы – Стулья – Фильтрующий респиратор – Робот-тренажѐр для отработки навыков первой доврачебной помощи – Медицинская аптечка – Комплект видеоматериалов. – Комплект учебных, наглядных пособий. – Раздаточный материал. – Противогазы – ПК – Телевизор – нормативно-законодательная документация т.п. Технические средства обучения (использование кабинета № 28 корпус 2): мультимедийный проектор; экран; презентации и видеофильмы по охране труда на производстве. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 9 3.2.1. Печатные издания2 1. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения 2. Минько В.М. Охрана труда в машиностроении: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / В.М. Минько, Н.А. Евдокимова. 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2022.-256с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. "Охрана труда" Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В. КноРус, 2021 https://www.book.ru/book/936237 2. "Охрана труда" Попов Ю.П., Колтунов В.В. КноРус, 2021 https://www.book.ru/book/940428 3. "Охрана труда в профессиональной деятельности" Ткачева Г.В., Никвист Т.Е., Коровин С.В. КноРус, 2021 https://www.book.ru/book/940717 4. "Безопасность жизнедеятельности" Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. КноРус 2020 https://www.book.ru/book/935682 3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ В.А. Девисилов - М.: Форум-Инфра-М, 2007.-200 с. 2. Гарнагина Н.Е. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ,2009.-279с. 3. Ефремова О. С. Охрана труда от А до Я. - М.: Альфа - Пресс, 2014 4. Кукин П.П. Безопасность технологических процессов и производств: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высш. шк., 2002. 431с. 2 Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: законодательство в области охраны труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; правила охраны труда, промышленной санитарии; меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; права и обязанности работников в области охраны труда Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия Критерии оценки Методы оценки Демонстрирует знания в Оценка преподавателя области законодательства результатов устных ответов и практических работ. охраны труда. Оценка решений Знает правила и нормы по ситуационных задач. охране труда, техники Тестирование в безопасности, личной и программе NETTEST производственной усвоенных знаний и умений санитарии и с оценкой по эталону. противопожарной защиты. Демонстрирует знания: воздействия негативных факторов на человека. Владеет знаниями возможных опасных вредных факторов средствах защиты. о и и Знает порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. Демонстрирует знания основных причин возникновения пожаров и взрывов. Обеспечивает безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Демонстрирует применение безопасных приемов труда. Проводит анализ опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности. Умеет вести документацию установленного образца по охране труда. Соблюдает безопасности правила труда, 11 по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности; производственной санитарии и пожарной безопасности. Демонстрирует умения проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. 12