СГ.08 РЯиКР Л-24

Приложение
к программе СПО 23.02.01
Организация перевозок и
управление на транспорте (по
видам)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.08 «РУССКИЙ ЯЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность 23.02.01
Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев

2024
1

Программа
рассмотрена
на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин
ГАПОУ
СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол № 10
от « 26 » июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/И.А. Озорнина/

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.08 «Русский язык и
культура речи» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 20
марта 2024 г. № 176. и с учетом запросов регионального рынка труда.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Евсеенко О.В., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

11

12

1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 08 «Русский язык и культура речи»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является вариативной
дисциплиной социально-гуманитарного цикла в составе образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05 ,ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 04,
ОК 05
ОК 09
ПК 1.2

Умения

Знания

- строить свою речь в соответствии с
языковыми и этическими нормами;
- устранять ошибки и недочеты в своей
устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского
языка;
- осуществлять речевой самоконтроль;
 проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
 извлекать
необходимую
информацию из различных источников;
 создавать устные и письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и
жанров;
 применять в практике речевого
общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы
современного русского литературного
языка;
 соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка.

- различий между языком и речью;
- функций языка как средства
формирования и трансляции мысли;
- норм русского литературного
языка;
- специфики устной и письменной
речи;
- правил продуцирования текстов
разных жанров;
орфоэпических,
лексических,
грамматических, орфографических и
пунктуационных норм современного
русского литературного языка;
- норм речевого поведения в
социально-культурной,
учебнонаучной,
официально-деловой
сферах общения;
основных
приемов
информационной
переработки
устного и письменного текста.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

17

в т.ч.:
теоретическое обучение

14

практические занятия (если предусмотрено)

17

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

1

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.09. «Русский язык и культура речи»
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем, акад.
разделов и тем
обучающихся
ч / в т. ч. в
форме
практической
подготовки,
акад. ч

1
2
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Литературный язык – Литературный язык – высшая форма развития национального языка.
высшая форма
Нелитературный
(не
кодифицированный)
язык:
просторечие,
развития
территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и
национального языка причины ограниченности их употребления.
В том числе практических занятий
Практическая работа №1 Работа с текстом, нахождение и исправление
примеров нелитературного языка.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Система норм
Понятие литературно-языковой нормы. Система норм русского
русского
литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические
литературного языка синтаксические, грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и
справочниками.
В том числе практических занятий
Практическая работа №2 Работа со словарями по специальности
Раздел 2. Система языка и ее стилистическая характеристика
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Фонетика.
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой
Орфография.
такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация и
Орфоэпия
ударения) единицы фонетики. Гласные и согласные звуки, их
6

3
4/2
2/1
1

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 4, ОК 5, ОК 9

1

2/1
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9

1
18/10
4/2
2

ОК 4, ОК 5, ОК 9

Тема 2.2
Лексика

Тема 2.3
Фразеология

классификация. Понятие фонемы. Чередование фонем.
Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.
Орфоэпия как учение о правилах произношения. Нормы литературного
произношения (правила произношения безударных гласных, звонких и
глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических
форм; особенности произношения слов иноязычного происхождения).
Типичные орфоэпические ошибки.
В том числе практических занятий
Практическая работа №3 Определение орфоэпических норм и ударения в
слове, в т.ч. по орфоэпическому словарю.
Практическая работа №4 Установление видов орфографических ошибок и
их исправление.
Содержание учебного материала
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое
значение слова и его компоненты. Лексические нормы. Лексические ошибки
и способы их устранения. Лексическое и грамматическое, прямое и
переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Синонимы,
антонимы, омонимы, паронимы. Нормативное использование в речи
профессиональной лексики. Профессионализмы и термины. Использование в
речи разных лексических групп слов. Формулы речевого этикета, их
использование в речи. Виды лексических (тавтология, плеоназм, смешение
паронимов, нарушение лексической сочетаемости слов) ошибок.
В том числе практических занятий
Практическая работа №5 Выявление, объяснение и исправление в
текстах разных видов лексических ошибок
Содержание учебного материала
Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Типы
фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические
единицы русского языка. Фразеологические сочетания, пословицы и
поговорки, крылатые выражения. Формулы речевого этикета, употребление в
речи фразеологических единиц. Виды фразеологических (расширение,
сокращение состава фразеологизма, искажение, смешение фразеологизмов
и др.) ошибок.
В том числе практических занятий
7

2

2/1
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9

1

2/1
1

1

ОК 4, ОК 5, ОК 9

Тема 2.4.
Морфемика

Тема 2.5.
Морфология.

Тема 2.6.
Синтаксис.
Пунктуация.

Практическая работа №6 Выявление, объяснение и исправление в
текстах разных видов фразеологических ошибок.
Содержание учебного материала
Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные
ошибки и способы их устранения. Морфемы и их функции в слове. Трудные
вопросы правописания суффиксов, окончаний, различных частей речи.
Гласные О, Ё, после шипящих в различных морфемах.
Содержание учебного материала
Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях.
Морфологические нормы. Служебные и самостоятельные части речи.
Формоизменение
самостоятельных
частей
речи
(склонение
существительных, прилагательных, числительных, местоимений; спряжение
глаголов; изменение причастий и деепричастий). Основные ошибки в
формообразовании, написании и употреблении частей речи (ошибки при
склонении, при образовании числительных, в выборе форм рода и числа
существительных и др.).
В том числе практических занятий
Практическая работа №7 Выявление, объяснение и исправление
нарушения морфологических норм.
Содержание учебного материала
Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном
синтаксическом целом (ССЦ). Синтаксические нормы. Синтаксические
единицы (Словосочетание. Предложение.).Словосочетание и его виды. Типы
связей слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание).
Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.
Основные правила употребления знаков препинания. Основы русской
пунктуации. Типы знаков препинания в русском языке. Основные правила
употребления знаков препинания.
Простое предложение (двусоставные, односоставные; распространенные,
нераспространенные; осложненное однородными членами предложение,
вводными словами и вставными конструкциями). Стилистическое
использование разных типов простого предложения. Пунктуация в разных
типах ПП.
Сложное предложение и его виды (сложносочиненное и сложноподчиненное,
8

1
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9

3/2
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9

2

6/4
2

ОК 4, ОК 5, ОК 9

бессоюзное), СП с разными видами связи. Пунктуация в СП. Стилистическое
использование разных типов СП (анафора, эпифора, синтаксический
параллелизм, риторический вопрос и др.).
В том числе практических занятий
Практическая работа №8 Выявление, объяснение и исправление
нарушения синтаксических норм.
Раздел 3. Текст как речевое произведение
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Текст и его
Текст и его строение, признаки текста. Абзац, микротема. Типы речи:
структура.
повествование, описание, рассуждения. Основные виды работы с текстом.
Функционально План текста, сокращение текста. Тезисы, выписки, конспект, тематический
смысловые типы
конспект, реферат, аннотация, оценка текста рецензия.
речи
Функционально-смысловые
типы
речи:
описание,
повествование,
рассуждение, определение, характеристика, сообщение, описание научное,
художественное, деловое.
В том числе практических занятий
Практическая работа №9 Анализ текста.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Функциональные
Функциональные стили русского литературного языка. Сфера их
стили русского
использования, основные признаки и особенности построения.
языка.
Разговорный стиль речи: сфера использования, основные признаки.
Научный стиль речи. Особенности научного стиля и его разновидности.
Научно-популярные тексты. Языковые средства научного стиля. Научные
термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Жанры
научного стили: конспект, аннтотация, статья, обзор, реферат.
Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое
общение. Особенности официально-делового стиля и его разновидности.
Языковые средства официально-делового стиля. Канцеляризмы, нормы их
употребления в речи. Документация и ее виды. Жанры деловой устной речи
(сообщение, доклад, деловая беседа, совещание). Жанры деловой
письменной речи (заявление, служебная записка, доверенность, объявление и
др.)
Публицистический стиль речи. Сфера использования и основные признаки
публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля,
9

4

5/3
2/1
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9
ПК 1.2

1
3/2
1

ОК 4, ОК 5, ОК 9
ПК 1.2

средства эмоционального воздействия в публицистическом стиле речи.
Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад. Общение с
аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.
Художественный стиль речи. Сфера использования и основные признаки
художественного стиля. Языковые средства стиля
В том числе практических занятий
Практическая работа №10 Работа с текстом по специальности.
Практическая работа №11 Составление документов.
Раздел 4. Подготовка к публичному выступлению
Тема. 4.1.
Содержание учебного материала
Понятие риторики.
Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и
Риторический канон взаимодействия. Риторический канон и его части.
Понятие риторической аргументации. Виды риторических аргументов.
Исчерпывающие, главные и дополнительные аргументы. Рациональные
аргументы: факты, авторитеты, заведомо истинные суждения.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Мастерство
Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное,
публичной речи
социально-бытовое, духовное. Образ ритора как система свойств личности.
Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность,
артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность,
увлеченность
В том числе практических занятий
Подготовка публичного выступления.
Составление индивидуальных орфоэпических и орфографических
Самостоятельная
словарей: «Пишу и говорю правильно» Подготовка к промежуточной
работа
аттестации
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего

10

2

4/2
1/1

3/2
1

2
2

2
1
36

ОК 4, ОК 5, ОК 9

ОК 4, ОК 5, ОК 9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрены следующие специальные помещения:

должны быть

Кабинет «Гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные электронные издания
1. Руднев, В. Н., Русский язык и культура речи : учебное пособие / В. Н. Руднев. —
Москва: КноРус, 2023. — 253 с. — ISBN 978-5-406-10594-8. — URL:
https://book.ru/book/945692 — Текст: электронный.
2. Русский язык и культура речи. Практикум : учебно-практическое пособие / В. Д.
Черняк, Е. В. Сергеева, А. В. Кузьмина [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк, Е. В. Сергеевой. —
Москва: КноРус, 2023. — 227 с. — ISBN 978-5-406-11975-4. — URL:
https://book.ru/book/950160 — Текст: электронный.
3. Тищенкова, Л. М., Русский язык и культура речи. : учебник / Л. М. Тищенкова. —
Москва: Русайнс, 2024. — 208 с. — ISBN 978-5-466-04287-0. — URL:
https://book.ru/book/951578 — Текст: электронный.
3.2.3. Интернет ресурсы
1. Русский
язык:
говорим
и
пишем
правильно
(Электронный
ресурс): http://www.gramma.ru
2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
(Электронный ресурс): http://www.gramota.ru
3. Словари
и
энциклопедии
на
«Академике»
(Электронный
ресурс): http://dic.academic.ru/

1.
2.
3.

3.2.2. Словари и справочники
Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение,
грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: «Русский язык», 2006.
Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН./ С.И.
Ожегов и Н.Ю. Шведова.- М.: «АЗЪ», 2001.
Универсальный словарь русского языка. – СПб.: ИГ «Весь» 2010.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Демонстрация знаний о
- различия между языком и
языке и речи и их различиях.
речью;
Демонстрация знаний смысла
- функции языка как средства
понятий.
формирования и трансляции
Нахождение и исправление
мысли;
речевых ошибок, речевых
- нормы русского литературного
недочетов и норм в
языка;
предложениях, с
- специфику устной и
использованием словарей.
письменной речи;
Демонстрация знаний типов
- правила продуцирования
словарей и умений ими
текстов разных жанров;
пользоваться
- орфоэпические, лексические,
Демонстрация знаний
грамматические,
структуры риторического
орфографические и
канона при написании
пунктуационные нормы
сочинений разных по типу
современного русского
речи.
литературного языка;
- нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой
сферах общения;
- основные приемы
информационной переработки
устного и письменного текста.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
Анализ текста с целью
- строить свою речь в
выявления диалектных слов,
соответствии с языковыми и
жаргонизмов.
этическими нормами;
Создание различных по типу
- устранять ошибки и недочеты в речи текстов
своей устной и письменной речи; Анализ литературного
- пользоваться словарями
текста с точки зрения
русского языка;
лексических изобразительно- осуществлять речевой
выразительных средств
самоконтроль;
языка.
Выявление, объяснение и
 проводить лингвистический
исправление в текстах разных
анализ текстов различных
видов лексических,
функциональных стилей и
орфоэпических,
разновидностей языка;
орфографических ошибок.
 извлекать необходимую
Анализ литературного
информацию из различных
текста с точки зрения
источников;
лексических изобразительно создавать устные и
выразительных средств
письменные монологические и

Методы оценки
Оценка преподавателя
устных ответов
Тестирование по
эталону.
Оценка преподавателя
письменной работы
Оценка преподавателя
практической работы.

Оценка преподавателя
устных ответов
Тестирование по
эталону.
Оценка преподавателя
письменной работы
Оценка преподавателя
практической работы.

12

диалогические высказывания
различных типов и жанров;
 применять в практике
речевого общения основные
орфоэпические, лексические,
грамматические нормы
современного русского
литературного языка;
 соблюдать в практике письма
орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка.

языка.
Выявление, объяснение и
исправление в текстах разных
видов лексических,
орфоэпических,
орфографических ошибок.
Написание сочинений разных
по функциональносмысловому типу речи.
Определение стилистических
особенностей текста и его
структуры.
Демонстрация умений
лингвостилистического
анализа текста
Подготовка текстов
выступлений в соответствии
со структурой риторической
аргументации.
Подготовка публичных
выступлений.
Подготовка
аргументирующей,
информирующей речи по
разным темам.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».