П риложение к программе СПО
23.02.01 Организация перевозок
и управление на транспорте (по
видам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОГДАНОВИЧСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Г АПОУ
СО
« Богд ано вич с к и й политехникум»
В.Д. Тришевский
1]
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.08 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность
23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам)
Форма обучения очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
2024
Программа рассмотрена на
заседании ПЦК технологических и
социально-экономических
дисциплин ГАПОУ СО
«Богдановичский политехникум»
Протокол №10
от « 26 » июня 2024 г.
Председатель цикловой комиссии
/И.А. Озорнина/
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.08 «Русский язык и
культура речи» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 20
марта 2024 г. № 176. и с учетом запросов регионального рынка труда.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Автор:
Евсеенко О.В., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Богдановичский политехникум»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4о КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
11
12
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. 08 «Русский язык и культура речи»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является вариативной
дисциплиной социально-гуманитарного цикла в составе образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05 ,ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 04,
ОК 05
ОК 09
ПК 1.2
Умения
Знания
- строить свою речь в соответствии с
языковыми и этическими нормами;
- устранять ошибки и недочеты в своей
устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского
языка;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
- извлекать
необходимую
информацию из различных источников;
- создавать устные и письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и
жанров;
- применять в практике речевого
общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы
современного русского литературного
языка;
- соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка.
- различий между языком и речью;
- функций языка как средства
формирования и трансляции мысли;
норм русского литературного
языка;
- специфики устной и письменной
речи;
- правил продуцирования текстов
разных жанров;
орфоэпических,
лексических,
грамматических, орфографических и
пунктуационных норм современного
русского литературного языка;
норм речевого поведения в
социально-культурной,
учебно
научной,
официально-деловой
сферах общения;
основных
приемов
информационной
переработки
устного и письменного текста.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
17
в т.ч.:
теоретическое обучение
14
практические занятия (если предусмотрено)
17
Самостоятельная работа
2
Консультации
2
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
1
|
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.09. «Русский язык и культ;ура речи»
Объем, акад.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Наименование
обучающихся
ч / в т. ч. в
разделов и тем
форме
практической
подготовки,
акад. ч
2
1
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Литературный язык - Литературный язык - высшая форма развития национального языка.
Нелитературный
(не
кодифицированный)
язык:
просторечие,
высшая форма
территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и
развития
национального языка причины ограниченности их употребления.
В том числе практических занятий
Практическая работа №1 Работа с текстом, нахождение и исправление
примеров нелитературного языка.
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Понятие литературно-языковой
нормы.
Система норм русского
Система норм
литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические
русского
литературного языка синтаксические, грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и
справочниками.
В том числе практических занятий
Практическая работа №2 Работа со словарями по специальности
Раздел 2. Система языка и ее стилистическая характеристика
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой
Фонетика.
Орфография.
такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация и
Орфоэпия
ударения) единицы фонетики. Гласные и согласные звуки, их
6
3
4/2
2/1
1
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 4, ОК 5, ОК 9
1
2/1
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
1
18/10
4/2
2
ОК 4, ОК 5, ОК 9
Тема 2.2
Лексика
Тема 2.3
Фразеология
классификация. Понятие фонемы. Чередование фонем.
Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.
Орфоэпия как учение о правилах произношения. Нормы литературного
произношения (правила произношения безударных гласных, звонких и
глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических
форм; особенности произношения слов иноязычного происхождения).
Типичные орфоэпические ошибки.
В том числе практических занятий
Практическая работа №3 Определение орфоэпических норм и ударения в
слове, в т.ч. по орфоэпическому словарю.
Практическая работа №4 Установление видов орфографических ошибок и
их исправление.
Содержание учебного материала
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое
значение слова и его компоненты. Лексические нормы. Лексические ошибки
и способы их устранения. Лексическое и грамматическое, прямое и
переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Синонимы,
антонимы, омонимы, паронимы. Нормативное использование в речи
профессиональной лексики. Профессионализмы и термины. Использование в
речи разных лексических групп слов. Формулы речевого этикета, их
использование в речи. Виды лексических (тавтология, плеоназм, смешение
паронимов, нарушение лексической сочетаемости слов) ошибок.
В том числе практических занятий
Практическая работа №5 Выявление, объяснение и исправление в
текстах разных видов лексических ошибок
Содержание учебного материала
Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Типы
фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические
единицы русского языка. Фразеологические сочетания, пословицы и
поговорки, крылатые выражения. Формулы речевого этикета, употребление в
речи фразеологических единиц. Виды фразеологических (расширение,
сокращение состава фразеологизма, искажение, смешение фразеологизмов
и др.) ошибок.
В том числе практических занятий
7
2
2/1
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
1
2/1
1
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
J
Тема 2.4.
Морфемика
Тема 2.5.
Морфология.
Тема 2.6.
Синтаксис.
Пунктуация.
Практическая работа №6 Выявление, объяснение и исправление в
текстах разных видов фразеологических ошибок.
Содержание учебного материала
Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные
ошибки и способы их устранения. Морфемы и их функции в слове. Трудные
вопросы правописания суффиксов, окончаний, различных частей речи.
Гласные О, Ё, после шипящих в различных морфемах.
Содержание учебного материала
Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях.
Морфологические нормы. Служебные и самостоятельные части речи.
Формоизменение
самостоятельных
частей
речи
(склонение
существительных, прилагательных, числительных, местоимений; спряжение
глаголов; изменение причастий и деепричастий). Основные ошибки в
формообразовании, написании и употреблении частей речи (ошибки при
склонении, при образовании числительных, в выборе форм рода и числа
существительных и др.).
В том числе практических занятий
Практическая работа №7 Выявление, объяснение и исправление
нарушения морфологических норм.
Содержание учебного материала
Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном
синтаксическом целом (ССЦ). Синтаксические нормы. Синтаксические
единицы (Словосочетание. Предложение.).Словосочетание и его виды. Типы
связей слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание).
Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.
Основные правила употребления знаков препинания. Основы русской
пунктуации. Типы знаков препинания в русском языке. Основные правила
употребления знаков препинания.
Простое предложение (двусоставные, односоставные; распространенные,
нераспространенные; осложненное однородными членами предложение,
вводными словами и вставными конструкциями). Стилистическое
использование разных типов простого предложения. Пунктуация в разных
типах ПП.
Сложное предложение и его виды (сложносочиненное и сложноподчиненное,
8
1
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
3/2
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
2
6/4
2
ОК 4, ОК 5, ОК 9
бессоюзное), СП с разными видами связи. Пунктуация в СП. Стилистическое
использование разных типов СП (анафора, эпифора, синтаксический
параллелизм, риторический вопрос и др.).
В том числе практических занятий
Практическая работа №8 Выявление, объяснение и исправление
нарушения синтаксических норм.
Раздел 3. Текст как речевое произведение
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Текст и его строение, признаки текста. Абзац, микротема. Типы речи:
Текст и его
повествование, описание, рассуждения. Основные виды работы с текстом.
структура.
План текста, сокращение текста. Тезисы, выписки, конспект, тематический
Функционально конспект, реферат, аннотация, оценка текста рецензия.
смысловые типы
Функционально-смысловые
типы
речи:
описание,
повествование,
речи
рассуждение, определение, характеристика, сообщение, описание научное,
художественное, деловое.
В том числе практических занятий
Практическая работа №9 Анализ текста.
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
Функциональные
Функциональные стили русского литературного языка. Сфера их
использования, основные признаки и особенности построения.
стили русского
Разговорный стиль речи: сфера использования, основные признаки.
языка.
Научный стиль речи. Особенности научного стиля и его разновидности.
Научно-популярные тексты. Языковые средства научного стиля. Научные
термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Жанры
научного стили: конспект, аннтотация, статья, обзор, реферат.
Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое
общение. Особенности официально-делового стиля и его разновидности.
Языковые средства официально-делового стиля. Канцеляризмы, нормы их
употребления в речи. Документация и ее виды. Жанры деловой устной речи
(сообщение, доклад, деловая беседа, совещание). Жанры деловой
письменной речи (заявление, служебная записка, доверенность, объявление и
ДР-)
Публицистический стиль речи. Сфера использования и основные признаки
публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля,
9
4
5/3
2/1
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
ПК 1.2
1
3/2
1
ОК 4, ОК 5, ОК 9
ПК 1.2
средства эмоционального воздействия в публицистическом стиле речи.
Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад. Общение с
аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.
Художественный стиль речи. Сфера использования и основные признаки
художественного стиля. Языковые средства стиля
В том числе практических занятий
Практическая работа №10 Работа с текстом по специальности.
Практическая работа №11 Составление документов.
Раздел 4. Подготовка к публичному выступлению
Содержание учебного материала
Тема. 4.1.
Понятие риторики.
Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и
Риторический канон взаимодействия. Риторический канон и его части.
Понятие риторической аргументации. Виды риторических аргументов.
Исчерпывающие, главные и дополнительные аргументы. Рациональные
аргументы: факты, авторитеты, заведомо истинные суждения.
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное,
Мастерство
социально-бытовое, духовное. Образ ритора как система свойств личности.
публичной речи
Требования к поведению говорящего публично: обаяние, искренность,
артистизм, уверенность, дружелюбие, объективность, заинтересованность,
увлеченность
В том числе практических занятий
Подготовка публичного выступления.
Составление индивидуальных орфоэпических и орфографических
Самостоятельная
словарей: «Пишу и говорю правильно» Подготовка к промежуточной
работа
аттестации
Консультации
Промежуточная аттестация
Всего
10
2
4/2
1/1
3/2
1
2
2
2
1
36
ОК 4, ОК 5, ОК 9
ОК 4, ОК 5, ОК 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрены следующие специальные помещения:
должны
быть
Кабинет «Гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные электронные издания
1. Руднев, В. Н., Русский язык и культура речи : учебное пособие / В. Н. Руднев. —
Москва:
КноРус, 2023. — 253 с. — ISBN 978-5-406-10594-8. — URL:
https://book.ru/book/945692 — Текст: электронный.
2. Русский язык и культура речи. Практикум : учебно-практическое пособие / В. Д.
Черняк, Е. В. Сергеева, А. В. Кузьмина [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк, Е. В. Сергеевой. —
Москва:
КноРус, 2023. — 227 с. — ISBN 978-5-406-11975-4. — URL:
https://book.ru/book/950160 — Текст: электронный.
3. Тищенкова, Л. М., Русский язык и культура речи. : учебник / Л. М. Тищенкова. -—
Москва: Русайнс, 2024. — 208 с. — ISBN 978-5-466-04287-0. — URL:
https://book.ru/book/951578 •— Текст: электронный.
3.2.3. Интернет ресурсы
1. Русский
язык:
говорим
и
пишем
правильно
(Электронный
ресурс): http://www.gramma.ru
2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
(Электронный ресурс): hUц:/7wavw.gramota.ru
3. Словари_____и_____энциклопедии_____на____ «Академике»_____(Электронный
ресурс): http://dic.academic.iu/
1.
2.
3.
3.2.2. Словари и справочники
Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение,
грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: «Русский язык», 2006.
Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН./ С.И.
Ожегов и Н.Ю. Шведова.- М.: «АЗЪ», 2001.
Универсальный словарь русского языка. - СПб.: ИГ «Весь» 2010.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Демонстрация знаний о
Оценка преподавателя
- различия между языком и
языке и речи и их различиях. устных ответов
речью;
Демонстрация знаний смысла Тестирование по
- функции языка как средства
понятий.
эталону.
формирования и трансляции
Нахождение и исправление
Оценка преподавателя
мысли;
речевых ошибок, речевых
письменной работы
- нормы русского литературного
недочетов и норм в
Оценка преподавателя
языка;
предложениях, с
практической работы.
- специфику устной и
использованием словарей.
Демонстрация знаний типов
письменной речи;
словарей и умений ими
- правила продуцирования
текстов разных жанров;
пользоваться
Демонстрация знаний
- орфоэпические, лексические,
грамматические,
структуры риторического
канона при написании
орфографические и
сочинений разных по типу
пунктуационные нормы
речи.
современного русского
литературного языка;
- нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно
научной, официально-деловой
сферах общения;
- основные приемы
информационной переработки
устного и письменного текста.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Оценка преподавателя
Анализ текста с целью
Уметь:
устных ответов
выявления диалектных слов,
- строить свою речь в
Тестирование по
жаргонизмов.
соответствии с языковыми и
Создание различных по типу эталону.
этическими нормами;
Оценка преподавателя
- устранять ошибки и недочеты в речи текстов
письменной работы
своей устной и письменной речи; Анализ литературного
Оценка преподавателя
текста с точки зрения
- пользоваться словарями
лексических изобразительно практической работы.
русского языка;
выразительных средств
- осуществлять речевой
языка.
самоконтроль;
Выявление, объяснение и
- проводить лингвистический
исправление
в текстах разных
анализ текстов различных
видов лексических,
функциональных стилей и
орфоэпических,
разновидностей языка;
орфографических ошибок.
- извлекать необходимую
Анализ литературного
информацию из различных
текста с точки зрения
источников;
лексических изобразительно
- создавать устные и
выразительных средств
письменные монологические и
12
!
диалогические высказывания
различных типов и жанров;
- применять в практике
речевого общения основные
орфоэпические, лексические,
грамматические нормы
современного русского
литературного языка;
- соблюдать в практике письма
орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка.
языка.
Выявление, объяснение и
исправление в текстах разных
видов лексических,
орфоэпических,
орфографических ошибок.
Написание сочинений разных
по функционально
смысловому типу речи.
Определение стилистических
особенностей текста и его
структуры.
Демонстрация умений
лингвостилистического
анализа текста
Подготовка текстов
выступлений в соответствии
со структурой риторической
аргументации.
Подготовка публичных
выступлений.
Подготовка
аргументирующей,
информирующей речи по
разным темам._____________
13